МААМ-картинки

Исследование общей моторики дошкольников с задержкой психического развития

Шутова Людмила Александровна
Исследование общей моторики дошкольников с задержкой психического развития

Под общей моторикой понимают способность человека совершать различные движения частями тела, за счет которых обеспечивается передвижение его в пространстве.

В современной педагогике и психологии принято считать, что физическое и психическое развитие человека взаимосвязаны между собой, следовательно, для того чтобы сформировать личность необходимо организовывать двигательную деятельность. На это указывали такие исследователи как И. М. Сеченов, Б. Г. Ананьев, П. Ф. Лесгафт и другие.

Публикация «Исследование общей моторики дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования основных видов движений и физических качеств. В младенческом возраста происходит активное развитие общей моторики детей, к концу первого года жизни они самостоятельно могут сидеть, ползать, стоять и ходить. В раннем детстве дети овладевают навыком бега, при этом у них совершенствуется ходьба и лазание. К концу дошкольного возраста они уже могут совершать все основные движения. Это отражено в работах С. О. Филипповой, Г. Н Пономаревой, О. А Ивановой, М. М. Борисовой.

Общая моторика детей с задержкой психического развития характеризуется рядом особенностей. Так, например, у них можно наблюдать нарушение координации движений, им сложно сохранять равновесие, удерживать ритм и темп, движения рук и ног часто не согласованы. Они с запаздыванием овладевают основными движениями. Данной проблеме посвящены работы таких исследователей как А. Зарин, Ложко, А. А. Катаева, Е. А. Стребелева.

Организация коррекционно-развивающей работы в этом направлении может быть успешной только в том случае, если будет проведено всестороннее изучение общей моторики дошкольников с задержкой психического развития.

В содержание методики диагностики общей моторики детей дошкольного возраста с ЗПР должно быть включено изучение следующих параметров двигательного развития: ходьба, бег, прыжки, метание, координация движений.

На первом этапе следует организовать наблюдение за детьми с ЗПР в процессе режимных моментов, а также в ходе их свободной деятельности. Второй этап - проведение исследования общей моторики.

При создании программы обследования мы опирались на параметры оценки двигательного развития, представленные в «Карте развития» А. Зарин (Зарин 2017) и на шкалу оценивания результатов, которая прописана в «Содержание и оценке результатов психолого-педагогического обследования» (Зарин 2010).

Программа наблюдения

1. Общее состояние ходьбы

0 – ходит очень медленно, еле переставляя ноги, плохо сохраняет равновесие, нуждается в поддержке взрослого;

1 – ходит неуверенно без поддержки взрослого, не всегда сохраняет равновесие;

2 – ходит напряженно, шаркая ногами, с опущенными головой и плечами, испытывает трудности с сохранением равновесия;

3 – ходит, поднимая ноги, но не следит за осанкой;

4 – ходит достаточно уверенно, мышцы рук, ног и туловища напряжены;

5 – ходит уверенно, но нередко наблюдается напряженное состояние мышц туловища и рук;

6 – ходит уверенно, тонус мышц нормальный, движения рук и ног согласованные.

2. Общее состояние бега

0 – бег отсутствует;

1 – делает неуверенные попытки бегать, но после нескольких шагов переходит на ускоренный шаг;

2 – бегает мелкими, семенящими шагами, положение рук не контролирует;

3 – бегает на полусогнутых ногах, шлепает ногами, раскачивается из стороны в сторону, направление движения меняет, как правило, резко, темп произвольно изменить затрудняется;

4 – бегает недостаточно уверенно, не всегда ритмично, движения рук и ног не согласованны, темп и направление движения меняет, как правило, резко;

5 – бегает уверенно, ритмично, движения рук и ног, как правило, согласованны, плавно изменить темп и направление движения не всегда может;

6 – бегает уверенно, ритмично, движения рук и ног всегда согласованны, свободно меняет темп и направление движения.

3. Общее состояние прыжков

0 – прыжки отсутствуют;

1 – совершает подскоки на месте с несогласованным движением обеих ног, без участия рук;

2 – выполняет прыжки вверх без участия рук;

3 – выполняет прыжки вверх с места с неустойчивым и жестким приземлением, часто затрудняется сохранить равновесие;

4 – выполняет прыжки с перемещением в пространстве с недостаточным взаимодействием рук, приземление неуверенное, но равновесие сохраняет;

5 – выполняет ритмичные уверенные прыжки на двух ногах, на одной затрудняется;

6 – свободные прыжки на двух и на одной ноге, в них присутствуют все фазы (подготовительное приседание, толчок, полет, приземление).

4. Координация движений

4.1. при ходьбе

0 – движения рук и ног не координированы, делает несколько шагов и падает;

1 – движения рук и ног координированы очень слабо, что делает ходьбу неуверенной и приводит нередко к падениям;

2 – движения рук и ног координированы слабо, что делает ходьбу неуверенной и приводит нередко к падениям, ходьба неритмичная, неуверенная;

3 – движения рук и ног относительно координированы, ходьба не всегда уверенная, но равновесие сохраняет;

4 – движения рук и ног координированы слабо, ходьба не всегда уверенная, но равновесие сохраняет;

5 – движения рук и ног хорошо координированы, ходит уверенно, равномерно по ровной поверхности, на неровной поверхности часто спотыкается, но равновесие, как правило, сохраняет;

6 – движения рук и ног очень хорошо координированы, ходит уверенно, равномерно по любой поверхности.

4.2. при беге

0 – движения рук и ног не координированы, делает несколько шагов и падает;

1 – движения рук и ног координированы очень слабо, что делает бег неуверенным и нередко приводит к падениям;

2 – движения рук и ног координированы слабо, что делает бег неуверенным и иногда приводит к падениям, бег неритмичный, неуверенный;

3 – движения рук и ног относительно координированы, бег, как правило, неритмичный и неуверенный, но равновесие сохраняет;

4 – движения рук и ног координированы, бег не всегда ритмичный и уверенный, но равновесие сохраняет;

5 – движения рук и ног хорошо координированы, бегает уверенно, равномерно по ровной поверхности, на неровной поверхности часто спотыкается, но равновесие, как правило, сохраняет;

6 – движения рук и ног очень хорошо координированы, бегает уверенно, равномерно по любой поверхности.

4.3. при прыжках

0 – движения рук, ног и туловища не координированы, любая попытка прыгнуть заканчивается падением;

1 – движения рук, ног и туловища координированы очень слабо, что делает прыжки крайне неуверенными и очень часто приводит к падениям;

2 – движения рук, ног и туловища координированы слабо, что делает прыжки неуверенными и очень часто приводит к падениям;

3 – движения рук, ног и туловища относительно координированы, прыжки не всегда уверенные, равновесие сохраняет с трудом и иногда падает;

4 – движения рук, ног и туловища координированы, прыжки не всегда уверенные, но равновесие, как правило, сохраняет;

5 – движения рук, ног и туловища хорошо координированы, прыгает уверенно, ритмично;

6 – движения рук, ног и туловища очень хорошо координированы, прыгает уверенно, ритмично.

Программа исследования общей моторики дошкольников с задержкой психического развития

1. Комплекс направлен на изучение ходьбы.

1.1. Ходьба с высоким подниманием коленей

Цель: изучить навык ходьбы с высоким подниманием коленей.

Ход: Ребенку предлагается идти по кругу и высоко поднимать колени. Если ребенок не понимает инструкцию, то демонстрируется образец действий.

Инструкция: Встань ровно. Поставь руки на пояс. Иди по кругу и высоко поднимай колени.

Оценка:

0 – не способен ходить, высоко поднимая колени, не понимает инструкции, образцу не подражает, отказывается от предложения взрослого совместно выполнить движения;

1 – способен иногда при ходьбе немного поднимать одно из коленей только при поддержке взрослого, который помогает поднять ногу и сохранить равновесие;

2 – способен иногда при ходьбе немного поднимать попеременно колени только при поддержке взрослого, который помогает поднимать ноги и сохранять равновесие;

3 – иногда сам делает попытки при ходьбе поднимать одно колено при поддержке взрослого, который помогает сохранять равновесие;

4 – способен иногда при ходьбе немного поднимать попеременно колени при поддержке взрослого, который помогает сохранять равновесие;

5 – способен часто при ходьбе достаточно высоко поднимать попеременно колени, как правило, сохраняя равновесие;

6 – ходит свободно, высоко поднимая колени, всегда сохраняет равновесие.

1.2. Ходьба с руками на поясе

Цель: изучить навык ходьбы с руками на поясе.

Ход: Ребенку предлагается идти по кругу и держать руки на поясе. Если ребенок не понимает инструкцию, то демонстрируется образец действий.

Инструкция: Поставь руки на пояс и иди по кругу. Держим спину прямо.

Оценка:

0 – не способен ходить с руками на поясе, не понимает инструкции, образцу не подражает, отказывается от предложения взрослого совместно выполнить движения;

1 – ходит с руками на пояс только при поддержке педагога, который помогает сохранить равновесие;

2 – делает иногда неуверенные попытки ходить с руками на пояс, но плохо сохраняет равновесие и отпускает их, ходит, шаркая ногами, с опущенными головой и плечами;

3 – делает часто неуверенные попытки ходить с руками на пояс, но, испытывая трудности с сохранением равновесия, отпускает их, переходит на обычную ходьбу;

4 – при ходьбе с руками на поясе трудностей с сохранением равновесия, как правило, не испытывает, но за осанкой не следит;

5 – ходит с руками на поясе достаточно уверенно, иногда обращает внимание на осанку;

6 – ходит с руками на поясе уверенно, следит за правильной осанкой.

1.3 Перешагивание из обруча в обруч

Цель: изучить умение перешагивать из обруча в обруч.

Оборудование: 3 обруча

Ход: Ребенку предлагается идти по дорожке, состоящей из обручей, перешагивая из одного в другой. Если ребенок не понимает инструкцию, то демонстрируется образец действий.

Инструкция: Перед тобой лежит дорожка из обручей. Тебе нужно пройти всю дорожку, наступая в каждый обруч. На обруч и за обруч наступать нельзя.

Оценка:

0 – не умеет перешагивать из обруча в обруч, не понимает инструкции, не подражает взрослому, отказывается от предложения взрослого совместно выполнить движение;

1 – перешагивать из обруча в обруч может только вместе с педагогом при его поддержке;

2 – самостоятельно делает попытки перешагивать из обруча в обруч, но сделать это может только при поддержке взрослого;

3 – пытается перешагивать из обруча в обруч, но равновесие может сохранить только при поддержке педагога;

4 – самостоятельно перешагивает из обруча в обруч, движения рук и ног координированы слабо, не всегда сохраняет равновесие;

5 – самостоятельно перешагивает из обруча в обруч, испытывает трудности в координации движения рук и ног, как правило, сохраняет равновесие;

6 – самостоятельно перешагивает из обруча в обруч, правильно координируя движения рук и ног, всегда сохраняет равновесие.

2. Комплекс направлен на изучение бега

2.1. Бег по кругу

Цель: выявить умение бегать по кругу.

Ход: Детям предлагается бежать друг за другом по кругу. Если они не понимают инструкцию, то демонстрируется образец действий.

Инструкция: Встаньте друг за другом и бегите по кругу, чтобы между вами было расстояние.

Оценка:

0 – не умеет бегать по кругу, не понимает инструкции, не подражает взрослому и детям, отказывается от предложения взрослого бежать вместе;

1 – после стимуляции пытается бежать вместе с педагогом, подражает его действиям, инструкции не понимает;

2 – самостоятельно делает попытки бегать за педагогом, подражать его действиям, инструкции не понимает;

3 – пытается бегать за кем-то из детей, подражая их действиям, инструкцию понимает только с образцом, делает самостоятельные попытки бегать по кругу, не соблюдает линию круга и расстояние с другими детьми;

4 – понимает инструкцию, делает самостоятельные попытки бегать по кругу, но соблюсти линию круга и расстояние, как правило, не может, забывая о них;

5 – понимает инструкцию, самостоятельно бегает по кругу, пытается соблюдать линию круга и расстояние по отношению к другим детям, но не всегда успешно;

6 – самостоятельно бегает по кругу, всегда соблюдает ее форму, удерживает расстояние по отношению к другим детям.

2.2. Бег с переходом по команде от бега к ходьбе

Цель: выявить умение бегать по кругу с переходом по команде от бега к ходьбе.

Ход: Детям предлагается двигаться по кругу, когда педагог хлопает, дети должны поменять стиль движения, т. е. от бега перейти к шагу и наоборот. Если они не понимает инструкцию, то демонстрируется образец действий.

Инструкция: Встаньте друг за другом. Когда я хлопну в ладоши – вы побежите по кругу, когда я хлопну еще раз – вы пойдете шагом, когда я снова хлопну – вы побежите. На каждый хлопок вам нужно переходить от бега к ходьбе и, наоборот, от ходьбы к бегу. Слушайте внимательно.

Оценка:

0 – не умеет бегать с переходом по команде на ходьбу и обратно, не понимает инструкции, не подражает взрослому и детям, отказывается от предложения взрослого выполнять движения;

1 – после стимуляции пытается бегать вместе с педагогом, подражая его действиям, значение команды не понимает;

2 – самостоятельно делает попытки за педагогом бегать и переходить по сигналу на ходьбу и обратно, подражая его действиям, значение команды не понимает;

3 – пытается бегать за кем-то из детей, подражая их действиям, команду воспринимает только вместе с образцом, иногда делает самостоятельные попытки менять бег на ходьбу и обратно, но делает это с большим опозданием;

4 – воспринимает команду и понимает ее значение, делает самостоятельные попытки менять бег на ходьбу и обратно, но делает это с некоторым опозданием;

5 – воспринимает команду и понимает ее значение, самостоятельно меняет бег на ходьбу и обратно, но делает это с некоторым опозданием;

6 – реагирует на команду своевременно, самостоятельно меняет бег на ходьбу и обратно.

3. Комплекс направлен на изучение прыжков

3.1. Прыжки на двух ногах на месте

Цель: изучить умение прыгать на двух ногах на месте.

Ход: Ребенку предлагают попрыгать на двух ногах на месте. Если ребенок не понимает инструкцию, то демонстрируется образец действий.

Инструкция: Попрыгай на двух ногах на месте.

Оценка:

0 – прыжки отсутствуют, отказывается от предложения взрослого прыгать вместе;

1 – делает попытки подпрыгнуть на месте, но оторваться от пола не может, движения ног не согласованные, без участия рук, перемещается с места на место, часто не может сохранить равновесие, нуждается в помощи взрослого;

2 – делает попытки прыгать на месте, на момент может оторваться от пола, ноги вместе не удерживает, движения ног и рук несогласованные, перемещается с места, с трудом может сохранить равновесие, нуждается в помощи взрослого;

3 – прыгает на двух ногах с отрывом от пола, ноги вместе не удерживает, испытывает значительные трудности с приземлением и сохранением равновесия, при приземлении несколько перемещается в пространстве, в помощи взрослого не нуждается;

4 – прыгает на двух ногах на месте с отрывом от пола, ноги вместе не удерживает, пытается сохранять ритм, нередко испытывает трудности с приземлением и сохранением равновесия;

5 – выполняет ритмичные пружинистые прыжки на двух ногах (ноги вместе) на месте с отрывом от пола, приземление не всегда уверенное, но равновесие сохраняет;

6 – выполняет свободные ритмичные пружинистые прыжки на двух ногах (ноги вместе) на месте с отрывом от пола, хорошо сохраняет равновесие.

3.2. Прыжки на одной ноге на месте

Цель: изучить умение прыгать на одной ноге на месте.

Ход: Ребенку предлагают попрыгать на правой ноге на месте, затем на левой ноге на месте. Если ребенок не понимает инструкцию, то демонстрируется образец действий.

Инструкция: Попрыгай на правой (левой) ноге на месте.

Оценка:

0 – прыжки отсутствуют;

1 – делает попытки подпрыгнуть на месте, но не может сохранить равновесие, стоя на одной ноге, нуждается в поддержке взрослого;

2 – делает попытки прыгать на месте, но оторваться от пола не может, перемещается с места, не всегда может сохранить равновесие, движения ноги и рук несогласованные, с трудом может сохранить равновесие, нуждается в поддержке взрослого;

3 – прыгает на одной ноге с отрывом от пола, испытывает значительные трудности с приземлением и сохранением равновесия, нуждается в поддержке взрослого, движения ноги и рук не всегда согласованные, при приземлении несколько перемещается в пространстве;

4 – неритмично прыгает на одной ноге на месте с отрывом от пола, испытывает трудности с приземлением и сохранением равновесия;

5 – ритмичные пружинистые прыжки на одной ноге на месте с отрывом от пола, иногда испытывает некоторые трудности с сохранением равновесия при приземлении;

6 – свободные ритмичные пружинистые прыжки на одной ноге на месте с отрывом от пола, хорошо сохраняет равновесие.

4. Комплекс направлен на изучение метания

4.1. Бросание мяча в цель, расположенную на полу

Цель: изучить умение бросать мяч в цель, которая расположена на полу.

Оборудование: обруч, 3 теннисных мяча.

Ход: Ребенку предлагается бросить мяч и попасть в обруч, который лежит на полу. Если ребенок не понимает инструкцию, то демонстрируется образец действий.

Инструкция: Возьми мяч в руку. Сделай замах. Прицелься и брось мяч, чтобы он попал внутрь обруча.

Оценка:

0 – не понимает смысла бросания в цель, бросить мяч не может;

1 – подражая взрослому или детям, пытается с небольшого расстояния бросить мяч, но делает это хаотично, не ориентируясь на цель, никогда в нее не попадает;

2 – подражая взрослому или детям, пытается с небольшого расстояния бросить мяч в цель, но делает это хаотично, не достигнув успеха, подходит к цели и опускает мяч в нее;

3 – пытается с небольшого расстояния бросить мяч в цель, но не целится и не соизмеряет силу броска с расстоянием и попадает в цель, как правило, случайно;

4 – пытается с небольшого расстояния бросить мяч в цель, но не всегда целится и соизмеряет силу броска с расстоянием, поэтому редко попадает в цель;

5 – пытается внимательно целиться и соизмерять силу броска с расстоянием, но не всегда попадает в цель;

6 – всегда внимательно целится, соизмеряет силу броска с расстоянием и, как правило, попадает в цель.

4.2. Бросание мяча вверх и его ловля

Цель: изучить умение бросать меч вверх и ловить его.

Оборудование: мяч.

Ход: Ребенку предлагают подбрасывать мяч вверх и ловить его. Если ребенок не понимает инструкцию, то демонстрируется образец действий.

Инструкция: Возьми мяч, подбрось мяч вверх, поймай его двумя руками.

Оценка:

0 – бросать мяч вверх не может;

1 – бросает мяч хаотично, редко получается бросить его вверх;

2 – подражая взрослому, пытается бросить мяч вверх, часто это получается, но попытки ловить не делает;

3 – бросает мяч вверх, но попытки ловить не делает;

4 – бросает мяч вверх, иногда делает попытки ловить его, но, как правило, поймать не может;

5 – бросает мяч вверх, пытается ловить его, но часто это не получается;

6 – бросает мяч вверх и, как правило, ловит его.

4.3. Прокатывание мяча через ворота

Цель: выявить умение целенаправленно прокатывать мяч через ворота.

Оборудование: скакалка для создания ворот, мяч.

Ход: Ребенку предлагается прокатить мяч и попасть в ворота. Если ребенок не понимает инструкцию, то демонстрируется образец действий.

Инструкция: Толкни мяч руками и закати его в ворота.

Оценка:

0 – не понимает смысл прокатывания мяча, прокатить мяч не может;

1 – подражая взрослому, пытается прокатить мяч, но направляет его в разные стороны, не ориентируясь на местонахождение ворот;

2 – подражая взрослому, пытается с небольшого расстояния прокатить мяч через ворота, но делает это хаотично и в ворота не попадает;

3 – пытается с небольшого расстояния прокатить мяч через ворота, но не целится и не соизмеряет силу с расстоянием и, как правило, только случайно попадает в ворота;

4 – с удовольствием участвует в прокатывании мяча через ворота, но не всегда целится и соизмеряет силу толчка с расстоянием, поэтому редко попадает в цель с расстояния более 1 метра;

5 – пытается внимательно целиться и соизмерять силу броска с расстоянием, но не всегда попадает в цель с расстояния более 1 метра;

6 – всегда внимательно целится, соизмеряет силу броска с расстоянием и, как правило, попадает в цель с любого расстояния.

Характеристика уровней сформированности общей моторики детей дошкольного возраста

I уровень – очень низкий (0 – 24 баллов). Дети с очень низким уровнем сфомированности общей моторики могут ходить только, если взрослый держит их за руку. Они не могут бегать или двигаются только по подражанию, если с ними бежит педагог параллельно. Прыгать не умеют, при поддержке взрослого могут пробовать подпрыгнуть, но оторваться от земли не могут. Не понимают смысла метания и бросания, поэтому не попадают в цель и осуществляют действия хаотично, не задумываясь. При ходьбе, беге и прыжках их движения рук, ног и туловища не координированы или очень слабо скоординированы, поэтому дети часто падают.

II уровень – низкий (25 – 48 баллов). Дети с низким уровнем сформированности общей моторики пытаются сами ходить разными способами, но, из-за неумения удерживать равновесие, нуждаются в поддержке взрослого. Могут выполнять беговые движения по показу, инструкцию не понимают, не соблюдают форму круга и дистанцию друг от друга, сами перейти от бега к ходьбе не могут, только по образцу. Выполняя прыжки, они не значительно отрываются от земли, при этом не могут прыгать на одном месте, поэтому сильно перемещаются в пространстве, не следят за положением рук и ног. При ходьбе, беге и прыжках их движения рук, ног и туловища слабо координированы, это приводит к выполнению неритмичных, нечетких движений.

III уровень – средний (49 – 72 баллов). Дети со средним уровнем сфомированности общей моторики способны сами ходить разными способами, но часто не держат осанку, смотрят под ноги, опустив голову, им сложно координировать движения рук и ног, часто при ходьбе раскачиваются. Они самостоятельно бегают по кругу, но часто не могут соблюдать форму круга и дистанцию друг от друга, могут переходить от бега к ходьбе по команде, но опаздывают, бег часто неритмичный, но движения рук и ног скоординированы. Способны прыгать на двух и на одной ноге с небольшим отрывом от земли, как правило, тяжело приземляются и немного покачиваются, но равновесие сохраняют, движения рук, ног и туловища скоординированы. При выполнении метания дети иногда забывают прицелиться и сделать замах нужной силы, поэтому часто не добрасывают или перебрасывают цель, поэтому не могут попасть, а также подбрасывают мяч вверх, пробуют поймать его, но часто не ловят.

IV уровень – высокий (73 – 96 баллов). Дети с высоким уровнем сформированности общей моторики всегда ходят ритмично, держат осанку, отлично удерживают равновесие и координируют движения рук и ног. Бегут ритмично, верхние и нижние конечности всегда движутся согласовано, легко меняют скорость и направление движения. Способны прыгать на двух и на одной ноге с хорошим отрывом от земли, с мягким, тихим приземлением, при этом движения рук, ног и туловища всегда скоординированы. При метании они всегда прицеливаются, делают достаточной силы замах и попадают в цель, способны подбрасывать мяч вверх на любую высоту и затем ловят его. Все их движения очень хорошо скоординированы.

Анализ результатов исследования общей моторики показал наличие у дошкольников с задержкой психического развития преимущественно среднего и (в очень редких случаях примерно в 20%) высокого уровня сформированности общей моторики. Несмотря на такие высокие результаты у дошкольников с задержкой психического развития обнаруживаются следующие особенности общей моторики: им трудно сохранять равновесие, движения рук и ног были не всегда согласованны. Они часто не могут сохранять темп и ритм движений, затрудняются при переходе от одного движения к другому, при совершении прыжков дети жестко приземляются на всю стопу и сильно раскачиваются. Во время метания в цель дошкольники часто торопятся, забывают прицелиться, им трудно рассчитать силу броска с расстоянием до цели. Кроме того, наиболее высокие результаты показывают при изучении навыка ходьбы, а самые низкие показатели у дошкольников с задержкой психического развития выявляются при выполнении ими прыжков.

Полученные нами результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития, направленной на развитие и коррекцию общей моторики. Эта работа должна осуществляться на протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении при участии всех специалистов и поддержке родителей.

Публикации по теме:

Конспект НОД с детьми с задержкой психического развития «Что нам осень подарила?» Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе с детьми с задержкой психического развития по теме: «Что нам осень подарила?».

Наглядное моделирование в работе с дошкольниками с задержкой психического развития Наглядное моделирование в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. В начале XX в. была выделена особая группа детей с трудностями.

Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные.

Ребенок с задержкой психического развития Ребенок с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста учитель-дефектолог Бурцева Г. И. Что такое ЗПР? Задержка психического.

Памятка по развитию дошкольников с задержкой психического развития Убедившись, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР имеют низкий уровень развития, привожу ряд рекомендации по формированию благоприятного.

Словесные игры для детей с задержкой психического развития Игры для детей с задержкой психического развития Игра "Найди отличие" (3-5лет) Цель : развитие умения сосредоточить внимание на деталях.

Коррекция глагольного словаря дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время на социально-педагогическом уровне в системе образования возникла актуальность проблемы исследования и усиление внимания.

Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Статья на тему: Нарушение грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития Подготовила воспитатель группы ЗПР Титиёва.

Особенности памяти младших школьников с задержкой психического развития Задержка психического развития – нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития».

Живой уголок как средство развития коммуникативной сферы у детей с задержкой психического развития Коммуникативная сфера личности представляет собой общение и взаимодействия человека с другими людьми. Общение является ведущим условием.

Библиотека изображений:

Публикация Исследование общей моторики дошкольников с задержкой психического развития (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Шутова Людмила Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Исследование общей моторики дошкольников с задержкой психического развития
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 09:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД