Лучший педагог года

Инклюзивное образование для «особых» детей

Валентина Николаева
Инклюзивное образование для «особых» детей

Инклюзивное образование в РФ и городе Москве для «особых» детей

У каждого гражданина России, даже у маленького, есть очень важное право – право на образование. Оно закреплено Конституцией РФ, которая гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (ст. 43).

Публикация «Инклюзивное образование для „особых“ детей» размещена в разделах

Но еще не так давно не каждый ребенок мог пойти в обычную массовую общеобразовательную школу. Этого не могли сделать «особые» дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью. И с какой грустью они смотрели на своих здоровых сверстников. Большая часть из них находилась в специальных школах, интернатах, где наше государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия, изолировав их ото всех.

Выходом из создавшегося положения стало инклюзивное образование. Это такая форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие (Википедия)

С 2012 года после ратификации Конвенции о правах людей с инвалидностью Россия официально встала на путь «законного» развития инклюзивного образования. Статья 24 Конвенции гласит, что «государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

В России был принят целый ряд документов, которые определили содержание основ развития инклюзивной формы обучения и воспитания.

Это:

1) Закон «Об образовании в РФ»

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Правительство Москвы со всей ответственностью приняло

Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»

№16 от 28.04. 2010 г. (с изменениями на 14.12.2016 г.)

Статья 1 Закона определяет контингент обучающихся (воспитанников, для которых возможно использование интегративной (инклюзивной) формы обучения.

дети-инвалиды, иные лица, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющими временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающиеся в создании специальных условий обучения (воспитания)

В Статье 2 данного Закона определены специальные условия, которые необходимо создать для успешного обучения (воспитания) детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В частности, это:

специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие безбарьерную среду образования и жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено).

Для московских школьников инклюзивное образование не является обязательным. В каждом конкретном случае такая форма обучения организуется по желанию родителей и исходя из интересов ребёнка.

Обязательным условием развития инклюзивного обучения и воспитания является создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие.

В любом образовательном процессе два главных основных участника: учитель и ученик. В этом процессе ученик с проблемами здоровья должен чувствовать себя комфортно. Для обеспечения психологической комфортности и учителя, и родители развивают у ребенка именно эмоционально-положительное отношение к окружающим – это основа общения. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, страха, неадекватных реакций на происходящее.

Для учителя важным фактором работы с «особыми» детьми является личностная и профессиональная готовность к реализации данной формы образования без ущерба для всех обучающихся и для своего здоровья.

Невозможно отрицать и синдром эмоционального выгорания у учителей, которые работают с детьми с ОВЗ, основной причиной которого является отсутствие знаний и специальных методик преподавания с данными группами учащихся.

Особое значение при внедрении инклюзивной формы обучения приобретает психологическая подготовка нормально развивающихся детей и их родителей к образовательной инклюзии.

Для более глубокого понимания необходимости внедрения инклюзивной формы обучения в разных округах Москвы проводятся занятия с родителями, учителями и школьниками: видеоконференции для педагогов и психологов школ, открытые уроки по пониманию инвалидности и развитию культуры инклюзии в школах для студентов педагогических университетов и институтов, семинары по пониманию инвалидности для школьников, показы фильмов международного кинофестиваля «Кино без барьеров».

В штаты многих образовательных учреждений Москвы введены должности тьютора с обязательной подготовкой таких специалистов по специальной психологии и специальной педагогике или проведение краткосрочных курсов повышения квалификации для всего коллектива учреждения по специальной психологии, специальной педагогике и технологиям инклюзивного образования.

Не все дети с ОВЗ равномерно адаптируются в школьной среде. Ответственность за направление ребенка в инклюзивную группу берут на себя взрослые: родители и специалисты – члены комиссии медико-психолого -педагогических комиссий, которые проводят подробное комплексное обследование ребёнка, уточняют диагноз, на основе которого разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения, учитывая трудности, которые испытывает ребенок. Такими трудностями могут быть низкая способность удерживать внимание на определённом задании, низкая способность замечать и учитывать детали изучаемого материала, слабая переработка информации, медленная переработка информации, нарушения чтения, письма и вычислений.

Ребенок с ОВЗ должен иметь право на индивидуальный темп и при этом избежать риска травматизации как «неуспевающий».

В зависимости от того, какие именно трудности испытывает ученик, подбирается индивидуальный способ работы с ним.

Ведь «инклюзия как принцип организации образования является явле-

нием социально-педагогического характера. Соответственно, инклю-

зия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка,

а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данно-

го ребенка» (Проф. Ульф Янсон «Исследование по статусу инвалидности»).

Литература

1) Закон «Об образовании в РФ» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2) Закон города Москвы № 16 от 28 апреля 2010 года «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». (с изменениями на 14.12.20216г.) https://docs.cntd.ru/document/3718801/3718801

3) Инклюзивное образование : Сборник статей / отв. ред. Т. Н. Гусева. – Москва : Центр «Школьная книга», 2010. – Вып. 1.

4) Комментарий к отчету TACIS «Исследование по статусу инвалидности», Факультет образования, Стокгольмский университет. // edu-open.ru//

5) Инклюзивное образование — Википедия (wikipedia.org)

Публикации по теме:

Афлатун: финансовое и социальное образование детей в ДОУАфлатун: финансовое и социальное образование детей в ДОУ В детском саду № 17 «Росинка» г. о. Королёв в течении 5-х лет начиная с 2016г. проводится работа по реализация Международного проекта «Афлатун:.

Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия»Фотоотчет о проведении региональной педагогической мастерской «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» Все большую актуальность в современном обществе и образовательном пространстве приобретает проблема инклюзивной практики и интеграции детей.

Инклюзивное мероприятие «Первый день зимы!»Инклюзивное мероприятие «Первый день зимы!» Наш детский сад является территорией инклюзивного пространства, поскольку наше учреждение единственное в Воронеже, в котором воспитываются.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР «Образование новых слов способом сложения» Цель: Образование сложных слов путём сложения, активизация словаря сложными словами; Задачи: 1. Упражнять детей в образовании сложных слов.

Дополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возрастаДополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возраста Детский фитнес – это не дань моде, это жизненная необходимость! На протяжении 2-х лет в детском саду работает кружок фитнес - аэробики.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Методические рекомендации по итогам РПМ «Инклюзивное образование и личностная инклюзия» По итогам региональной педагогической мастерской были разработаны методические рекомендации по проблемам инклюзивного образования, интеграции.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Публикация Инклюзивное образование для «особых» детей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валентина Николаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Инклюзивное образование для «особых» детей
Опубликовано: 22 декабря 2020 в 13:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД