Получи документы

Индивидуальная образовательная программа дошкольного образования ребенка с ОВЗ (задержкой психического развития)

Курбатова Варвара
Индивидуальная образовательная программа дошкольного образования ребенка с ОВЗ (задержкой психического развития)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕБЕНКА С ОВЗ (задержкой психического развития)

г. Верхний Уфалей

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Название материала Стр.

1 Пояснительная записка 3

1.1 Цель психолого-педагогического сопровождения 3

1.2 Задачи психолого-педагогического сопровождения 3

1.5 Основания разработки индивидуальной образовательной программы (№ протокола, рекомендации ПМПК) 4

Публикация «Индивидуальная образовательная программа дошкольного образования ребенка с ОВЗ (задержкой психического развития)» размещена в разделах

1.6 Заключение по результатам обследования специалистами МАДОУ (ха-рактер имеющихся нарушений) 4

1.7 Ответственные за составление и реализацию ИОП 6

1.8 Планируемые результаты освоения программы 6

2 Содержание программы 8

2.1 Основные особенности развития детей с ЗПР 8

2.2 Структура психолого-педагогического процесса коррекции 13

2.3 Лист медицинского сопровождения 14

2.4 Лист здоровья 14

2.5 Лист индивидуального сопровождения ребенка педагогом-психологом 15

2.6 Лист индивидуального сопровождения ребенка учителем-логопедом 18

2.7 Лист индивидуального сопровождения ребенка воспитателем 20

2.8 Лист педагогического сопровождения ребенка музыкальным руководи-телем 23

2.9 Лист педагогического сопровождения ребенка инструктором по физи-ческому воспитанию 25

3 Работа с родителями 28

4 Работа с детьми группы 29

5 Организация оценки индивидуального развития. 29

6 Информационное обеспечение 29

Приложение 1

Карта оценки индивидуального развития ребенка (3-4 лет) 31

Приложение 2

Карта оценки индивидуального развития ребенка (5-6 лет) 34

Приложение 3

Карта оценки индивидуального развития ребенка (6-7 лет) 38

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель психолого-педагогического

сопровождения Оказание комплексной помощи – организация специальной образовательной среды и социума для ребенка; содействие социализации и максимальное развитие потенциала ребен-ка.

1.2. Задачи психоло-го-педагогического сопровождения : • охрана и укрепление физического и психического здоро-вья ребенка, в том числе эмоционального благополучия;

• обеспечение равных возможностей для полноценного развития;

• обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательной программы;

• создание благоприятных условий для развития ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными осо-бенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с са-мим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• объединение обучения и воспитания в целостный обра-зовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллекту-альных, физических качеств, инициативности, самостоя-тельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

• обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм работы с учетом образовательных потребностей, способностей и состоя-ния здоровья ребенка;

• формирование социокультурной среды, соответствую-щей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребенка;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки

семьи и повышения компетентности родителей в вопро-сах развития и образования, охраны и укрепления здоро-вья ребенка.

• обеспечение проведения комплексного обследования ре-бенка и подготовки рекомендаций по оказанию психоло-го- медико – педагогической помощи в условиях обра-зовательного учреждения;

• обеспечение своевременной специализированной помо-щи в освоении содержания программы и коррекцию не-достатков ребенка в условиях дошкольного образова-тельного учреждения;

• обеспечение непрерывности специального сопровожде-ния ребенка и семьи по вопросам реализации, диффе-ренцированных психолого-педагогических условий об-разования, коррекции, развития и социализации детей.

1.3. Основания раз-работки ИОП

(№ протокола, реко-мендации ПМПК) Заключение о создании специальных условий для получе-ния образования обучающемуся с ОВЗ, инвалидностью

1.4. Заключение по результатам обсле-дования специали-стами МАДОУ (ха-рактер имеющихся нарушений) Особенности восприятия: сформировано представление о цвете, форме, величине предмета, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформировано немного ниже возрастной нормы. Собирает разрезную картинку ме-тодом практического примеривания.

Особенности памяти: понимает цель задания, устанавли-вает смысловые связи между словами и картинками, уста-новление более далеких связей вызывает затруднения.

Особенности внимания: объем внимания недостаточный; имеются трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала, переключаемость внимания замед-ленная, затрудненная. Общий уровень произвольного вни-мания низкий.

Особенности мышления: навыки сравнения, обобщения и классификации не сформированы в полном объеме, при выполнении заданий необходимы наводящие вопросы, причинно-следственные связи устанавливает с помощью взрослого. Особенности воображения : преобладает ре-продуктивное воображение, бедность фантазии.

Особенности речевого развития : активный словарный запас малый, при составлении связного рассказа по серии сюжетных картинок использует односложные фразы, не-развернутые предложения.

Характеристика моторики: уровень развития мелкой мо-торики не соответствует возрасту. Отмечается низкий уро-вень графической деятельности и зрительно-моторной ко-ординации. Ведущая рука – правая.

Представления об окружающем мире: сформированы недостаточно, пространственно-временные представления сформированы частично.

Эмоционально-волевая сфера и особенности личности: замкнута, застенчива. Отмечаются пассивность и инерт-ность. Произвольная регуляция собственной деятельности снижена, необходим внешний контроль, поддержка со сто-роны взрослого. Способность к волевому усилию недоста-точная, не проявляет настойчивости при встречающихся трудностях.

1.5. Ответственные за составление и реа-лизацию ИОП Педагог-психолог

Педагог-логопед

Воспитатель группы

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

1.6. Планируемые результаты освоения программы С учетом индивидуальной программы реабилитации ре-бенка прогнозируемый результат :

Ребенок адаптируется в условиях группы. Взаимодей-ствует с взрослыми в быту и в различных видах деятель-ности. Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого.

• Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным воз-можностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы, стремится поддерживать опрятность во внеш-нем виде

• Понимает и выполняет словесную инструкцию взросло-го из нескольких звеньев. Понимает многие грамматиче-ские формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приста-вочные глаголы). Повторяет двустишья и простые по-тешки. Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

• Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине. На осно-ве не только практической, но и зрительной ориентиров-ки в свойствах предметов подбирает предметы по фор-ме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца, называет цвета спектра, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

• Усваивает элементарные сведения о мире людей, приро-де, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. Узнает реальные явления и их изображе-ния : контрастные времена года (лето и зима) и части су-ток (день и ночь).

• Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозна-чающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. Определяет части суток, связывая их с ре-жимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.

• Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам.

• Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. С помощью взрослого и самостоятельно выполняет му-зыкально- ритмические движения и действия на шумо-вых музыкальных инструментах. Подпевает при хоро-вом исполнении песен.

• Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. Выполняет физиче-ские упражнения по показу в сочетании со словесной ин-струкцией инструктора по физической культуре (воспи-тателя). Принимает активное участие в подвижных играх с правилами.

2. Содержание программы

2.1 Основные психологические особенности развития детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Дети с задержкой психического развития приходят к школе со следующими особенностями, которые выражаются в отсутствии школьной готовности: знания и представления об окружающей действительности у них неполноценны, обрывочны, основные мыслительные операции сформированы недостаточно, а имеющиеся не-устойчивы, познавательные интересы выражены крайне слабо, учебная мотивация отсутствует, проявляемое ими желание идти в школу связано лишь с внешней атри-бутикой (приобретение ранца, карандашей, тетрадей и т. п., речь не сформирована до необходимого уровня, в частности отсутствуют даже элементы монологической ре-чи, произвольная регуляция поведения отсутствует.

Вследствие этих особенностей детям с задержкой психического развития чрез-вычайно трудно соблюдать режим, подчиняться четким правилам поведения, т. е. об-наруживаются трудности школьной адаптации. Во время занятий они не могут уси-деть на месте, вертятся, встают, перебирают предметы на столе, лезут под стол. Бес-цельно бегают, кричат, часто затевают бессмысленную возню. Существенную роль в таком поведении играет и свойственная большинству из них гиперактивность.

Учебная деятельность их характеризуется низкой продуктивностью: они часто не усваивают задания, даваемые педагогом, не могут на относительно длительное время сосредоточиться на их выполнении, отвлекаются на любые посторонние сти-мулы.

Особенности внимания

У детей с задержкой психического развития внимание неустойчиво. Эта не-устойчивость проявляется по-разному. У одних детей в начале выполнения задания наблюдается максимальная для них сосредоточенность, которая неуклонно снижает-ся по мере продолжения деятельности, и ребенок начинает делать ошибки или со-всем перестает выполнять заданное. У других наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода выполнения заданных действий, а затем посте-пенно снижается. Есть дети, у которых наблюдаются периодические колебания вни-мания. Обычно устойчивое выполнение какой-либо деятельности ограничивается 5 -- 7 минутами.

Неустойчивость внимания сочетается с повышенной отвлекаемостью. Шум ав-томашины за окном, пролетающая птица - любые посторонние стимулы привлекают к себе внимание детей, и они перестают выполнять задания или слушать педагога.

Восприятие

При отсутствии первичных недостатков зрения, слуха и других видов чувстви-тельности у детей отмечаются замедленность и фрагментарность восприятия, труд-ности выделения фигуры на фоне и деталей в сложных изображениях.

Вместе с тем не наблюдается каких-либо трудностей в узнавании детьми знако-мых им объектов на реалистических изображениях, что дополнительно свидетель-ствует об отсутствии первичной недостаточности сенсорных функций.

Неточность и замедленность восприятия в наибольшей мере проявляются в до-дошкольном возрасте, когда обнаруживаются связанные с недостатками восприятия ошибки при воспроизведении фигур по зрительно представленным образцам и т. п. В наибольшей мере эти недостатки проявляются при усложнении и ухудшении усло-вий восприятия, когда, например, изображения демонстрируются повернутыми или когда уменьшается их яркость и четкость.

С возрастом восприятие детей с задержкой психического развития совершен-ствуется, особенно значительно улучшаются показатели времени реакции, отражаю-щие скорость восприятия.

Исследователи отмечают также зависимость восприятия от уровня внимания.

Рассмотренные недостатки восприятия могут преодолеваться путем специаль-ных коррекционных занятий, которые должны включать развитие ориентировочной деятельности, формирование перцептивных операций, активное оречевление процес-са восприятия и осмысление образов.

Память

С началом обучения значение памяти в деятельности ребенка значительно воз-растает, поскольку запечатление, сохранение и воспроизведение информации явля-ются необходимыми условиями овладения системой знаний.

Согласно общепринятым представлениям и мнениям педагогов, дошкольники с задержкой психического развития значительно хуже запоминают и воспроизводят учебный материал, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Особенности непроизвольного запоминания, которое изучается обычно прие-мом оценки результатов запоминания объектов какой-то мыслительной деятельно-сти, например изображений каких-то объектов, или результатов запоминания содер-жания прослушанного рассказа.

Как и у нормально развивающихся детей, показатели запоминания наглядного материала были более высокими, чем словесного.

Все большую роль в додошкольном возрасте начинает играть произвольное за-поминание. В процессе учения перед ребенком встают разнообразные мнемические задачи, различающиеся требованиями ко времени, объему и точности запоминания.

У нормально развивающихся детей в ответ на эти требования интенсивно фор-мируются приемы заучивания и опосредования. Произвольное запоминание у детей с задержкой психического развития формируется значительно более медленными тем-пами.

Анализ результатов экспериментальных исследований и наблюдений за детьми в процессе запоминания и воспроизведения, в том числе в процессе учебной деятель-ности, позволил выделить ряд качественных особенностей памяти, отличающих их от нормально развивающихся детей.

К таким особенностям относятся:

- недоразвитие самоконтроля, которое проявляется наиболее ярко в привнесе-ниях при воспроизведении и в изменениях слов, предлагавшихся для запоминания;

- слабая избирательность памяти, что показано в экспериментах на опосредство-ванное запоминание, когда вместо слова, для запоминания которого была выбрана определенная картинка, воспроизводилось название предмета, на ней изображенного;

- неумение преднамеренно применять рациональные способы запоминания (например, использовать план при запоминании связного текста или определенным образом соотнести, осмыслить запоминаемый материал);

- низкая мыслительная активность в процессе воспроизведения.

Мышление

Мышление как мыслительная деятельность всегда независимо от ее вида пред-ставляет собой решение какой-то задачи. Эта задача может быть поставлена субъек-том мыслительной деятельности. То есть по отношению к решающему постановка задачи может быть как пассивной, так и активной.

Нормально развивающиеся старшие дошкольники характеризуются уже умени-ем самостоятельно ставить вопросы и находить их решение. Такая постановка задач - одно из проявлений познавательной активности. У детей с задержкой психического развития познавательная активность крайне низка, что является наиболее выражен-ным проявлением низкого уровня их психической активности в целом и крайне сла-бой познавательной мотивации. В свою очередь низкий уровень познавательной мо-тивации приводит к тому, что у младших детей рассматриваемой категории в отли-чие от нормально развивающихся редко обнаруживается готовность к решению мыслительных задач.

В начале обучения у них обнаруживается несформированность даже основных мыслительных операций и действий, которыми нормально развивающиеся дети уже владеют. Эта несформированность проявляется, как в полном неумении использо-вать некоторые мыслительные операции, так и в нестойкости, зависимости от слож-ности задачи тех операций и умственных действий, которыми они, казалось бы, уже умеют пользоваться.

Вследствие низкой познавательной активности в дошкольном возрасте опыт ре-шения различных мыслительных задач, а следовательно, опыт использования мысли-тельных операций и действий у этих детей очень ограничен. В значительной мере это является причиной неумения использовать даже сформированные мыслительные операции. Обнаруживается также и недостаточная избирательность, т. е. умение из имеющегося "арсенала" выбрать операцию, необходимую в данном конкретном слу-чае.

Использованию мыслительных операций, т. е. собственно решению задачи, предшествует весьма важный этап - ориентировка в условиях задачи. Этот этап так-же оказывается дефектным, он формируется у младших детей рассматриваемой группы со значительным отставанием от того, как это происходит у нормально раз-вивающихся детей, которые владеют предварительной ориентировкой в задании уже в старшем додошкольном возрасте.

Что же касается словесно-логического мышления, то в общем его уровень оста-ется значительно более низким, чем свойственный нормально развивающимся до-школьникам.

Особенности речевого развития

Речь имеет чрезвычайное по важности и разносторонности значение в развитии психики ребенка. Прежде всего, она является средством общения во всем разнообра-зии его форм.

Одновременно она играет важнейшую роль в познавательной деятельности, вы-ступая и как средство (в частности, как инструмент мыслительной деятельности, и как материал (слова, понятия) познания, и как материальная основа закрепления и сохранения полученной информации. Таким образом, речь служит средством при-общения ребенка к опыту, накопленному человечеством.

Не менее важна регулирующая функция речи, имеющая значение как в управле-нии деятельностью ребенка со стороны окружающих его людей (в первую очередь взрослых, так и в формировании саморегуляции поведения.

Простые наблюдения показывают, что дети с задержкой психического развития к началу школьного возраста не испытывают трудностей на уровне элементарного бытового общения со взрослыми и сверстниками. Они владеют повседневным оби-ходным словарем и грамматическими формами, для этого необходимыми. Однако расширение словаря обращенной речи за рамки многократно повторяемой бытовой тематики приводит к тому, что возникает непонимание некоторых задаваемых ребен-ку вопросов и инструкций, содержащих слова, значение которых неизвестно или не-достаточно ясно ребенку, или не усвоенные им грамматические формы. Затруднения понимания могут быть связаны и с недостатками произношения, довольно часто наблюдаемыми у детей с задержкой психического развития. Эти недостатки обычно не являются значительными, в основном сводятся к нечеткости, "смазанности" речи, однако приводят к дефектам анализа воспринимаемого речевого материала, что в свою очередь ведет к отставанию в формировании языковых обобщений. В результа-те дети часто, даже зная нужное слово, не могут его употребить или употребляют его неверно. С этим связано значительное количество ошибок, аграмматизмов в их речи.

Произношение и фонематический слух (способность к различению звуков речи)

Ни педагоги, занимающиеся с детьми с задержкой психического развития, ни ис-следователи не обнаруживают у них грубых нарушений произношения и фонемати-ческого слуха. У большинства детей произношение отдельных звуков правильное, но в целом оно недостаточно четкое, что и создает "смазанность" речи, наличие кото-рой уже отмечалось выше. Дефекты произношения могут быть обусловлены разны-ми причинами: они могут отражать недостаточную дифференцированность связей внутри речедвигательного анализатора, но могут быть и следствием недостаточности обратной связи, т. е. могут определяться дефектами фонематического слуха.

Следует, однако, отметить, что в большинстве случаев эти дефекты устраняются в процессе обучения в начальных классах.

Словарь

Недостатки словаря детей с задержкой психического развития, его бедность проявляются как в малочисленности употребляемых ими слов (особенно узок актив-ный словарь, так и в том, что слова, которыми пользуются дети, имеют или слиш-ком ограниченное значение, или, напротив, чрезмерно широкое и недифференциро-ванное. Иногда слова употребляются вообще в неадекватном значении.

Особенно ограниченным оказывается запас слов, обозначающих свойства и при-знаки предметов. В речи детей встречаются главным образом прилагательные, обо-значающие цвет, величину и форму предметов, реже -- материал, из которого они сделаны.

Наблюдаются аналогичные недостатки и в употреблении и понимании глаголов. Некоторые исследователи отмечают, что дети могут испытывать затруднения в по-нимании встречающихся в контексте таких часто употребляемых слов, как "класть", "прыгать", "сидеть", "бежать", "заглядывать" (A. Hayden и др., 1978). Это наблюде-ние авторы относят к детям, определяемым как имеющим трудности в обучении, од-нако известно, что это принятое на Западе понятие включает прежде всего детей с за-держкой психического развития.

Значительные трудности отмечаются в употреблении и понимании предлогов, особенно обозначающих пространственные и временные отношения --- "из-за", "че-рез", "из-под", "позади", "между", "до", "после" и т. д. В большой мере это связано с недостатками познавательной деятельности и ограниченностью опыта детей, след-ствием чего является недоразвитие или крайняя ограниченность их пространствен-ных и временных понятий и представлений. В спонтанной речи детей многие из этих предлогов вообще отсутствуют.

Грамматический строй речи

Остановимся, прежде всего на словообразовании и словоизменении, владение которыми имеет важнейшее значение для развития грамматического строя, развития речи в целом, а также для овладения правилами грамматики и правописания.

При изучении словообразования у детей с задержкой психического развития вы-явилось довольно значительное число слов, которые не встречаются при выполнении таких заданий нормально развивающимися детьми. Особо следует рассмотреть слу-чаи образования неологизмов -- слов, не применяющихся обычно в речи, созданных самими детьми. В одних случаях такие слова образуются, когда ребенок, преобразуя слово, выделяет корневую морфему (прыгать -- прыг, красить -- крас, в других -- неологизмы возникают в результате необычного соединения морфем. Например, правильно образовав уменьшительно-ласкательную форму "мостик" от слова "мост", ребенок использует затем этот же суффикс, неправомерно образуя от слов "гроза" и "соль" производные "грозик", "солик". Корни слов легко соединяются детьми с другими, обычно не сочетаемыми с ними суффиксами, в результате чего возникают такие неологизмы, как "грозаки", "грозилка", "грозник" (от слова "гроза", "красник" (от слова "красить") и др.

Период словотворчества (включающий образование неологизмов) является нормальным явлением в процессе развития речи в дошкольном детстве ("от двух до пяти") и заканчивается обычно уже в старшем возрасте. У детей с задержкой психи-ческого развития это явление наблюдается даже и на втором году школьного обуче-ния.

Недостаточная сформированность грамматического строя речи детей с задерж-кой психического развития может не обнаруживаться в спонтанной речи и поэтому замечается нередко, только когда ребенок приступает к школьному обучению.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности.

Индивидуальная выставка ребенкаИндивидуальная выставка ребенка — Лебедкин Тимофей. Согласно ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Основная образовательная программа ДО Основная образовательная программа дошкольного образования – это обязательный документ, который должен быть в каждом образовательном учреждении,.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Библиотека изображений:

Публикация Индивидуальная образовательная программа дошкольного образования ребенка с ОВЗ (задержкой психического развития) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Курбатова Варвара на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Индивидуальная образовательная программа дошкольного образования ребенка с ОВЗ (задержкой психического развития)
Опубликовано: 8 июня 2022 в 14:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД