Папки-передвижки

Формы коррекционно-логопедического взаимодействия с родителями дошкольников в ДОУ

Замотаева
Формы коррекционно-логопедического взаимодействия с родителями дошкольников в ДОУ

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест. По сути, ни один из целевых ориентиров не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Вместе с тем, на сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях находится большое число детей с речевыми нарушениями, требующими комплексного коррекционно-логопедического воздействия. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция данных нарушений, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи.

Публикация «Формы коррекционно-логопедического взаимодействия с родителями дошкольников в ДОУ» размещена в разделах

Современная система коррекционно-логопедической работы с дошкольниками напрямую связана с ведущими тенденциями модернизации дошкольной ступени целостной системы общего образования в России. Одним из направлений данной модернизации является оптимизация взаимодействия с родителями воспитанников, которые, согласно Федеральному Закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

В связи с этим, одним из важнейших принципов коррекционной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Роль родителей в социализации детей с особыми нуждами велика: процесс семейного воспитания более естествен, чем в образовательной организации; ребенку менее заметны преднамеренные воспитательные воздействия, он активнее проявляет свою индивидуальность.

Анализ исследований российских ученых (Е. П. Арнаутова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Н. Ф. Виноградова, О. Л. Зверева, М. В. Иванова, Т. А. Куликова и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания и развития детей [1]. Понятие «взаимодействия с семьей» не следует отождествлять с понятием «работа с родителями», поскольку второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками коррекционного процесса для достижения единой цели, но и обязательный контроль и обратную связь; при этом контроль должен быть опосредованным и ненавязчивым.

Взаимосвязь логопеда и родителей должна осуществляется комплексно: с помощью традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия. Необходимость использования различных форм работы с родителями важна не только для педагогов, но, прежде всего, для самих родителей. К традиционным формам и методам работы можно отнести: анкетирование, открытые занятия, консультации, родительские собрания, домашние задания.

Однако традиционные формы работы с родителями не совсем удобны, так как требуют значительного времени для ознакомления с ними, которым родители не всегда располагают. В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. В связи с этим мы предлагаем к рассмотрению нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения.

1. Помощь в организации домашних игротек заключается в ознакомлении родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, способствующими развитию речи ребенка. В такие игры родители могут играть с ребенком в любое удобное для них время («На кухне», «По дороге в детский сад», «В свободную минутку») [2].

2. Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, в чем требуется активизировать домашнюю работу. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.

3. Родительские пятиминутки. Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.

4. Индивидуальные практикумы, на которых совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях, обучаются приемам формирования звукопроизношения [3].

5. Праздники и развлечения, для участия в которых привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие – праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.

6. Выпуск газет для родителей, в которых освещаются события группы, даются практические советы родителям.

7. Организация выставок, на которых представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома совместно с родителями.

8. Сочинения родителей на тему «Мой ребенок». Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию.

9. Выпуск журнала для родителей, посвященного проблемам речевого развития ребенка: грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д. [4].

Преимущество нетрадиционных форм взаимодействия логопеда с родителями неоспоримы.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой специалистов и родителей на совместную коррекционную работу. Родители будут уверены в том, что педагоги помогут в решении проблем и максимально учтут мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Логопед постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционного процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье [2].

Следует отметить, что только при большом желании и целеустремленности родители могут овладеть нелегкой наукой воспитания ребенка с речевыми нарушениями и создать условия для его эффективного речевого, психического и личностного развития.

Список использованных источников:

1. Лалаева, Р. И. и др. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, В. И. Серебрякова. – СПб. : Союз, 1999. – 382 с.

2. Вотинова, Е. М. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ / Е. М. Вотинова // Логопедия сегодня. – 2011. – № 4. – С. 70-74.

3. Коротаева И. А. Формы сотрудничества логопеда и родителей / И. А. Коротаева // Логопедия. – 2010. – № 2. – С. 81-84.

4. Гаркуша, Н. Ф. Коррекционно-педагогическая работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Н. Ф. Гаркуша. – М. : Инфра-М, 2000. – 365 с.

Публикации по теме:

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.

Фотоотчёт «Досуговые формы взаимодействия с родителями. День любимой мамочки»Фотоотчёт «Досуговые формы взаимодействия с родителями. День любимой мамочки» Актуальность: Мама считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Формирование.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО»Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. БуктрейлерНаглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Буктрейлер Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение.

Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро»Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро» Современные условия деятельности дошкольной образовательной организации ставят взаимодействия с семьей на одно из ведущих мест. Родители.

Библиотека изображений:

Публикация Формы коррекционно-логопедического взаимодействия с родителями дошкольников в ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Замотаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формы коррекционно-логопедического взаимодействия с родителями дошкольников в ДОУ
Опубликовано: 20 июля 2022 в 07:22
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД