МААМ-картинки

Формирование умения управлять своими эмоциями у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Титова
Формирование умения управлять своими эмоциями у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Работа над эмоционально-волевым развитием дошкольника требует особого внимания педагогов. Для этого необходимо использовать разнообразные средства, создать необходимые педагогические условия для развития умения управлять собой, своими эмоциями и поведением. В данном параграфе представлен анализ работ В. П. Глухов, А. В. Гарифуллина, С. А. Козловой и Т. А. Куликовой, А. Н. Леонтьева, Л. В. Артёмовой, Т. В Шило, Ю. Н Редковой.

Публикация «Формирование умения управлять своими эмоциями у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах

Задача данного параграфа состоит в выявлении и теоретическом обосновании средств развития умения управлять своими эмоциями у детей старшего дошкольного возраст с нарушениями речи и условий их использования для получения качественного результата.

В. П. Глухов предлагает для развития эмоционально-волевых качеств дошкольников использовать возможности разнообразных видов детской деятельности в дошкольном учреждении. Рассмотрим подробнее возможности каждого из них для развития умения управлять своими эмоциями и волевых качеств у детей [5].

А. В. Гарифуллина рассматривает игру как вид непродуктивной деятельности, значимость которой заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Это один из основных видов деятельности в дошкольном возрасте и наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций [3].

С. Л. Новоселова разработала классификацию игр, выделив в ней три класса игр:

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, – самостоятельные игры: игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: обучающие игры – дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры – игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей : традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым) [18].

На наш взгляд, каждый из перечисленных видов игр можно использовать для развития умения управлять своими эмоциями, так как в старшем дошкольном возрасте игровые умения совершенствуются. Рассмотрим возможности сюжетно-ролевой игры. Н. В. Краснощекова давала характеристику сюжетно-ролевым играм и отмечала, что это игры на бытовые и производственные темы.

По мнению Н. В Краснощековой сюжетно-ролевые игры – это творческий вид игровой деятельности, для которого характерна мнимая или воображаемая ситуация, где ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной игровой обстановке. Особенностями данного вида игр является возможность для проявления эмоциональной отзывчивости ребенка к сверстникам, обучения способам решения проблемных ситуаций. Благодаря высокой эмоциональной насыщенности и увлеченности этот вид игр имеет высокую значимость для развития для эмоционально-волевой сферы, так как подчинение правилу вытекает из самой сути игры, дети принимают и соблюдают правила, регламентирующие их действия, согласуют свои желания и поведение в соответствии с содержанием игры и действиями других персонажей [18].

Эмоциональная вовлеченность обеспечивает богатство переживаний, часто таких, которые в жизни ему еще не доступны. Кроме того игра помогает активизировать речь ребенка, расширить его словарный запас, что является важным для детей с нарушениями речи. Н. В. Краснощекова предлагает использовать в работе с детьми различные сюжеты сюжетно-ролевых игр – бытовые – в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Темы для игр на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр). Игры на героико-патриотические темы отражают героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.). Игры на темы литературных произведений отражают целые эпизоды из литературных произведений, дети подражают действиям героев, осознают мотивы их поведения. В «режиссерских» играх ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, при этом он действует в двух планах – и за куклу, и за себя, таким образом учится организации своих действий. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками. Поэтому в группе необходимо организовать центр сюжетной-ролевой игры, в котором в свободном доступе находятся атрибуты и игрушки.

Важно, чтобы подбор игрушек осуществлялся в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам (например, для игры в больницу, почту, путешествие, космонавтов и т. д., так, дети смогут выбрать тематику быстрее в зависимости от своих предпочтений, Дети совместно с воспитателем могут изготавливать игрушки-самоделки, это сделает процесс игры более увлекательным, поскольку ребенок использует изготовленные самостоятельно атрибуты. Детям старшего возраста будут интересны игры трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления, позволяющие приобрести социальный опыт. Важно, чтобы педагог обеспечил подготовку сюжетно-ролевой игры с учетом интересов, используя приемы косвенного руководства, учил детей учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях [18].

Особое внимание Н. В. Краснощекова уделяла играм с правилами, к ним относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). Игры с правилами, по мнению И. В Зотова, И. Г. Громова, имеют особую ценность для развития умения управлять своими эмоциями, авторы отмечают, что в них ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Игровой процесс опосредован какой-то задачей, поэтому данные игры способствуют развитию произвольности поведения ребенка для достижения результатов. И. В. Зотов отмечал, овладеть правилом игры – значит овладеть своим поведением. Поэтому следует подчеркнуть именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением [6].

Дидактические игры чаще всего используют для развития познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Однако, в играх с правилами ребенка привлекает в игре возможность проявить активность в ходе взаимодействия со сверстниками, а для успешного взаимодействия ребенку необходимо регулировать свое поведение, управлять своими эмоциями. Прежде всего, игры с правилами – это всегда совместная деятельность, с необходимостью участия партнеров. В отличие от других видов деятельности дошкольника (режиссерской игры, продуктивной деятельности, экспериментирования, она не может осуществляться индивидуально. Ее суть и содержание состоят в особом характере взаимодействия. Поэтому важно создать условия для развития умения управлять своими эмоциями – учитывать возраст и интересы при выборе содержания, использовать, преимущественно, косвенные приемы руководства, обеспечить психологический комфорт для взаимодействия, а в случае появления конфликтов важно, чтобы дети самостоятельно пытались разобраться в ситуации, будь это нарушение правил или личные недопонимания.

Педагог должен лишь подсказывать и стимулировать принятие решений обеими сторонами, следить за выполнением правил, обеспечить свободный выбор и доступность игрового материала для старших дошкольников, чтобы они могли самостоятельно организовывать игровую деятельность.

Подвижные игры, по мнению С. Л. Новоселовой, имеют задачи и структуру схожие с дидактическими, отличие лишь в активных физических действиях и физической активности, поэтому данный вид игр может использоваться для развития волевых качеств ребенка [18]. Ребенок естественным образом соблюдает правила, проявляет или сдерживает свои эмоции, ставит цели, сопоставляя их с правилами игры. Ребенок придерживается правил, в случае их нарушения осознает и анализирует свои действия, обдумывает их и, в зависимости от индивидуальных особенностей, проявляет спектр эмоций как положительных, так и отрицательных. Исследования показали связь между движениями и эмоциями, так, психоаналитики (М. Александер, В. Райх, М. Фельденкрайз и др.) доказали, что движения являются экспрессивным средством выражения ребенком собственных переживаний и их развития. В качестве примеров подвижных игр старших дошкольников можно привести «Волк и козлята», «Пойди бесшумно» и другие [11].

Для организации подвижных игр необходимо достаточно свободного места, чтобы дети чувствовали себя максимально комфортно и раскрепощено во время игры, поэтому лучшим вариантом для проведения будет спортивный зал либо улица. Так как эмоциональный настрой детей будет повышен важно, чтобы педагог взаимодействовал с ними, помогал детям в организации игр, объединял их в игре, помогал соблюдать правила. Подвижные игры стоит проводить как со всеми детьми, так и в подгруппе, это помогает учитывать индивидуальные особенности ребенка, ведь таким образом можно отследить как дети относятся друг другу, решают конфликты, выполняют правила игры. Усложнение правил игры позволяет разнообразить ее, таким образом повысить интерес, а детям придется подстраиваться под новые условия игры.

Л. В. Артёмова говорит о значимости театрализованных игр для развития умения управлять своими эмоциями. Дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Участие в театрализованной игре дисциплинирует волевые качества ребенка, формирует сценические умения, ребенок учится адекватному воспроизведению эмоций, управлять темпом, интенсивностью выражаемых эмоций. В ходе театрализованной игре осуществляется речевое развитие (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи, четкости). Следует также отметить, что театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка, в ней ребенок может проявлять себя, пробовать новые роли. В качестве примера можно привести игру «Веселый Старичок - Лесовичок». Важно, чтобы в группе были театральные атрибуты, игрушки, игрушки- самоделки, фонд костюмов, декорации, которые следует пополнять, обновлять. Следует уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Важно так же включать детей в подготовку к выступлениям, совместно мастерить, репетировать, придумывать новые идеи для игр, таким образом создавая положительный эмоциональный настрой, желание и мотивировать детей на участие в постановке [1;10].

С. А. Козловой и Т. А. Куликовой описывается значимость и особенности организованной трудовой деятельности дошкольников [14]. Анализ работ авторов позволил нам утверждать, что включение ребенка в организованную трудовую деятельность будет способствовать развитию умения управлять своими эмоциями. Дети могут быть вовлечены в различные виды труда – самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, поручения, труд в природе, ручной. Каждый из этих видов имеет большое значение для развития эмоционально-волевых качеств, однако мы хотели бы подробнее рассмотреть трудовые поручения. С. А. Козлова и Т. А. Куликова так же отмечают, что трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности –кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию – соответствовать видам труда. В качестве примеров можно привести пример индивидуального поручения, когда детям старшего дошкольного возраста можно предложить помыть комнатные растения, протереть листья, в качестве подгрупповой формы помыть поддоны из-под цветов. Для групповой формы – смена грязных полотенец, уборка групповой комнаты. Кратковременные – просьба о помощи, например, принести, отнести, помочь, длительное – посадить, посеять и т. д., постоянные – убрать игрушки, заправить кровати, одноразовые протереть шкафчики. Посредством поручений можно решать задачи нравственного, физического, умственного и эстетического воспитания, развивать эмоционально-волевую сферу дошкольников. С помощью трудовых поручений у детей формируются нравственно-волевые качества, усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу. Дети имеют возможность проявить взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание, проявлять свое отношение к деятельности и к её результату. Получив результат, дети могут осознать собственные возможности. В процессе трудовой деятельности ребенок в старшем дошкольном возрасте учится самостоятельно ставить цели, решать задачи, поставленные перед ним, преодолевать сложности во время работы, завершать работу. По итогам организуется рефлексия деятельности и ребенок анализирует проделанную работу, дает и получает оценку, в связи с чем испытывает эмоции – либо, положительные, которые характеризуют выполненную работу как полностью сделанную качественно, либо отрицательные, которые характеризуют неудовлетворительный результат.

Таким образом, ребенок осознает свои ошибки и прилагает усилия для их исправления. Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты еще недостаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещения инвентаря, распределения работы между ее участниками, а так же обращать внимания на условия организации поручений, самое важно – задействовать каждого ребенка, так в общих поручения обращать внимание не только за выполнением качества работы, но и за взаимоотношениями детей между собой, в подгрупповой так же важно обратить внимание на распределение обязанностей, как дети помогают друг другу и оценивают деятельность своих сверстников, как их товарищи реагируют на критику детей, поэтому важно применять педагогические руководства. Из-за недостаточно сформированных трудовых умений у детей могут возникать конфликты, в то время как очень важно чтобы дети осознавали цель выполнения деятельности, для чего и зачем, поэтому педагогу необходимо контролировать не только качество выполнения, но и эмоциональный настрой каждого ребенка в ходе работы. Так же важно регулярно проводить трудовую деятельность с детьми, меняя состав подгрупп, это важно для формирования умения регулировать свое поведение в новых условиях взаимодействия [11].

Одним из важных и эффективных средств развития умения управлять своими эмоциями является художественная литература. Шило Т. В., Редкова Ю. Н. указывают, что мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся, хорошо или плохо поступил, заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу. В процессе чтения ребенок получает опыт от персонажей, знакомясь с каждым он выделяет конкретного героя, который привлекает его по каким-либо качествам, отношению к другим, поступкам. Литература захватывает различные стороны психики ребенка: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение, так, ребенок при помощи педагога делает выводы о героях, рассказывает о своих впечатлениях, анализирует поведение каждого, делая выводы о положительных или отрицательных лицах, тем самым через сказку ребенок учится взаимоотношениям и в жизни, переносит опыт положительных героев в ситуации из своей жизни, формирует собственные взгляды на эмоциональное отношение, волевых качеств к окружению. Для того, чтобы художественные произведения выполняли такие важные функции необходимо подбирать произведения, в котором отражается поведение главных героев в отрицательном ключе или положительном, например, «Заяц-хвастун», (обр. О. Капицы); «Финист-Ясный сокол», (обр. А. Платонова) и другие произведения поэтов и писателей России, разных стран, которые входят в программу для детей старшего дошкольного возраста. Педагог должен позаботиться о правильной организации чтения сказок, необходимо читать в спокойной обстановке, мотивировать детей к слушанию произведений. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Для этого педагог должен сохранять зрительный контакт с детьми и таким образом дети чувствуют, что повествование обращено к ним, а педагогу видно, какие чувства вызывает у него чтение. Важно читать неторопливо, но и не монотонно, привлекать внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое, обсуждать с детьми прочитанное произведение, проводить беседы, можно задать вопросы: понравилась ли вам сказка? Кто из героев вам понравился больше всего и почему? Какой герой поступил не правильно? Почему добро победило зло? Всё это поможет осознать ребенку смысл сказки, закрепить его знания о нравственных ценностях, а самое главное получить эмоциональный отклик. Перечисленные средства будем использовать в организации свободной игровой деятельности детей, а так же в первую половину дня во время образовательной деятельности [

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных установок к труду» «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» (К. Д. Ушинский) Трудовое воспитание.

Консультация для родителей «Как управлять эмоциями с помощью нетрадиционной техники «Квадратное дыхание»Консультация для родителей «Как управлять эмоциями с помощью нетрадиционной техники «Квадратное дыхание» Мы живём в быстроразвивающемся мире, мире безумных перемещений, высоких скоростей и круглосуточной связи, поэтому психика современного человека.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Развивающее занятие для детей 3 класса «Учись управлять своими эмоциями» Развивающее занятие для детей 3 класса «Учись управлять своими эмоциями» Цель: развитие эмоциональной сферы учащихся (в том числе с ОВЗ).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование умения управлять своими эмоциями у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Опубликовано: 8 июня 2023 в 09:14
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование умения управлять своими эмоциями у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Титова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД