Папки-передвижки

Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством использования художественной литературы

Инна Дмитренко
Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством использования художественной литературы

Формирование основ финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста

посредством использования художественной литературы

Публикация «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством использования художественной литературы» размещена в разделах

На сегодняшний день вопросы финансовой грамотности и решения этих вопросов путём применения художественной литературы достаточно интересны и многогранны, никогда точно не знаешь, как откроется тот или другой вопрос, учитывая программу, требования, интересы родителей, детей и пути его решения. В нашей практике именно так и было, с удовольствием поделимся с вами опытом.

На начальном этапе нашей работы был проведен опрос среди родителей по выявлению уровня экономических представлений у детей. Так как в данный период личный контакт с детьми нашей группы ограничен, то при проведении мониторинга мы опирались на ответы родителей, основанные на наблюдении и беседах с детьми. Чтобы отследить результаты нашей работы, также был проведен повторный мониторинг, который показал эффективность проведенных мероприятий (слайд №). Опыт работы будет представлен далее - в ходе нашего выступления.

Путешествие в мир финансов – интересное и увлекательное занятие, которое нравится даже дошкольникам. Дети с большим удовольствием осваивают азы экономики: разгадывают кроссворды, играют в дидактические и сюжетные игры, коллекционируют монеты и т. д. Но самым лучшим методом становления основ финансовой грамотности у дошкольников считается сказка.

Почему? Во-первых, именно через сказку мы можем дать понять детям, как не потеряться сегодня в новом финансово-экономическом пространстве, как правильно распоряжаться деньгами, учитывая свои потребности, желания и возможности. Чем раньше дети узнают финансовую науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Во-вторых, сказка – это самая интересная и увлекательная форма познания действительности. Совместное чтение сближает взрослого и ребенка, через сказку взрослый поможет разобраться ребенку в тех случаях, когда он сам чего-то не понимает.

Прочитав литературу, программы и методические разработки, мы пришли к выводу, что самый оптимальный вариант решения задач по формированию финансовой грамотности старших дошкольников - это чтение художественной литературы. Нам было любопытно узнать, что существует множество финансовых, экономических сказок, что довольно необычно (слайд №.). Встал вопрос: что же взять за основу? Изучив данную тему, мы пришли к выводу, что необходимо плавно переходить от наших любимых, знакомых сказок: «Репка», например, учит труду; «Кот в сапогах» - рекламе; «Муха Цокотуха» - денежку нашла, к более узко направленным произведениям – экономическим сказкам. Мы провели среди родителей экспресс – опрос, что они думают по этому поводу, что знают. К нашему удивлению, родители были даже рады постановке вопроса, согласились сотрудничать и содействовать.

В нашей группе дети очень любят играть в игры по мотивам сказок, одна из которых «Муха Цокотуха». Конечно, дети её знают, с удовольствием играют героев, меняются ролями, но вопросы: что такое денежка? Зачем она? Какие бывают денежки? История происхождения и так далее, мы с детьми не обсуждали ранее в контексте данных литературных произведений. Мы стали задавать эти вопросы и тем самым знакомиться с экономическими понятиями в процессе игр и инсценировок. В сказке подробно и доступно дети узнают ответы на элементарные вопросы. И здесь нам очень помог мини-музей нашей группы «Сказочный театр». Данный метод работы позволил в интересной форме рассказать детям о финансах и экономике в контексте художественной литературы (слайд №)

Уважаемые коллеги, получается, что всё взаимосвязано, дети узнали о деньгах из одной сказки, а другая сказка с не менее интересным сюжетом рассказала о функциях, но тут опять возникает вопрос о труде, а мы знаем много пословиц, например: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!»

Детям такого возраста порой сложно понять глубину и смысл любой пословицы и нам пришла с родителями идея создать альбом «Пословицы в рисунках». Дети рисовали, так как они видят и понимают смысл пословиц, кто-то впервые для себя открыл не буквальность понимания слов данной пословицы (слайд №)

Как видите, для усвоения детьми основ финансовой грамотности мы используем самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Овладение основами финансовой грамотности осуществляется и в процессе чтения художественной литературы : рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки) – слайд №, просмотр специально подобранной медиатеки мультфильмов экономического содержания (слайд №., создание совместно с детьми сборника авторских сказок по финансовой грамотности (слайд №, создание продуктов детской деятельности как итог прочтения литературного произведения или просмотра мультфильмов (например, дети придумывают игры, кроссворды, лото, лабиринты к экономическим сказкам и мультфильмам) – слайд №….

Итоговыми мероприятиями по формированию основ финансовой грамотности посредством художественной литературы стало проведение онлайн-викторины «Быль и сказка» (слайд №….) и творческой мастерской «Деньги в кармане» (слайд №, где дети в интерактивной форме путем интеграции знаний из различных образовательных областей закрепили пройденный материал.

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что решение задач формирования экономической грамотности старших дошкольников через чтение художественной литературы находит своё подтверждение целиком и полностью. На нашем примере дети познакомились: и через чтение, и через игру, и через продуктивную деятельность, работу с родителями - с элементарными понятиями: деньги, труд, реклама. Благодаря полученным знаниям дети применяют приобретённые знания в играх, общении, а в дальнейшем это станет надёжным фундаментом экономической осведомлённости и защитит от ошибок.

Таким образом, мы рекомендуем использовать сказки, притчи, рассказы, как средство развития финансовой грамотности. Проведя целенаправленную работу, мы убедились, что использование художественной литературы играет важную роль в развитие детей дошкольного возраста, в решении задач формирования экономической грамотности дошкольников. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к окружающим предметам, по новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками, о чем свидетельствует повторно проведенный мониторинг.

Современные дети полноправно участвуют в финансовых вопросах, и чем раньше они у них могут быть сформированы полезные финансовые привычки. В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Все это есть в художественной литературе.

В завершении нашего выступления, мы хотим предложить вам подборку сказок, рассказов, мультфильмов, а также различных интернет-ресурсов, которые вы также можете использовать в работе со своими детьми. Внимание на экран (слайд №)

Сказки, рассказы

Два жадных медвежонка (Венгерская сказка)

С. Михалков «Как старик корову продавал»

Х. -К. Андерсен «Новое платье короля»

Х. -К. Андерсен «Огниво»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Народная сказка «Мена»

К. И. Чуковский «Федорино горе»

К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Народная сказка «Жадная старуха»

Народная сказка «Чудесная рубашка»

Видео

Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы» :

Азбука денег тётушки Совы

- Что такое деньги?

- Умение экономить

- Карманные деньги.

- Потребности и возможности.

-Домашние питомцы.

- Фиксики - Деньги

Караваев В. «Зайчонок и муха»,

- Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей).

- Союзмультфильм «Так сойдёт».

- Союзмультфильм «Пятачок».

- «Вершки и корешки».

- Союзмультфильм «Сказка про лень».

- Мультсериал «Навигатум» : - Профессия «Ветеринар» - «Детский стоматолог»

Игры, занятия

- Настольная игра «Финансовая экспедиция», издательство «МИФ»

- Комикс «История о рублике и его друзьях»/ Министерство финансов Калининградской области - электронный ресурс: https://www.fingram39. ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fdlc2069d8a466a78.pdf

- Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области - электронный pecypc :https://www.fingram39. ru/upload/iblock/44e/44ele34705398d818ca04628236beflb.pdf

- Методические рекомендации к книжке-раскраске для старших дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области - электронный pecypc :https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54 cb43a0e6dc2253329144b4

Публикации по теме:

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольниковПрименение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольников Цель: формирование основ финансовой грамотности посредством сюжетно– ролевых игр с использованием нетрадиционного дидактического материала,.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности»Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности» Свой первый экономический опыт ребенок получает в семье, поэтому изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством использования художественной литературы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Инна Дмитренко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством использования художественной литературы
Опубликовано: 21 марта 2023 в 10:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД