Получи документы

Формирование естественнонаучных знаний обучающихся коррекционной школы 8 вида

Зарипова Лариса Фаукатовна
Формирование естественнонаучных знаний обучающихся коррекционной школы 8 вида

Формирование естественнонаучных знаний обучающихся коррекционной школы 8 вида

Зарипова Лариса Фаукатовна

казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Формирование естественнонаучных знаний обучающихся коррекционной школы 8 вида

Публикация «Формирование естественнонаучных знаний обучающихся коррекционной школы 8 вида» размещена в разделах

Естественнонаучные знания обучающихся в коррекционной школе в основном формируются на материале предметной области естествознание. Такие как природоведение, география, биология. Поэтому возможно говорить лишь об элементах естественнонаучных представлений и понятий, формируемых у умственно отсталых школьников.

В соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) блок естественноведческих дисциплин изучается с 5 по 9 классы. АООП - это общеобразовательная программа, адаптированная для категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Содержание предметной области естествознания в коррекционной школе существенно отличается от содержания и построения предметной области естестсвознание массовой школы : сокращен объем получаемой учебной информации, уменьшено количество специальных терминов, номенклатура географических названий.

Содержание дисциплин курсов предусматривается адаптированной основной общеобразовательной программой образования (АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). АООП – это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В основу АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно- практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно- практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Накопление естественнонаучных знаний у обучающихся коррекционной школы YIII вида невозможно без систематической работы по формированию представлений и понятий об окружающем мире. Методика и приемы формирования природоведческих знаний разрабатывались и совершенствовались в отечественной олигофренопедагогике в течение многих лет. В результате этой работы выделились основные этапы формирования понятий о природе у лиц с нарушениями интеллекта – восприятие объекта, формирование представлений и выработка понятия.

Первым этапом процесса усвоения знаний является восприятие отдельных природных объектов, явлений и фактов. Учитель руководит этим процессом: направляет внимание учащихся, организует их деятельность. Важным условием организации целенаправленного восприятия учащимися природоведческого объекта (в натуре или на картине) является сочетание показа объекта с пояснениями учителя. Это способствует установлению прочной связи между образом и словом. При демонстрации объекта в натуральном виде или его изображения на картине педагог должен привлекать детей к рассказу о том, что они видят. Такая активная познавательная деятельность школьников содействует упрочению связи «объект-слово», способствует становлению аналитико- синтетических операций, обеспечивает развитие связной устной речи умственно отсталых обучающихся.

Организация восприятия детьми изучаемого объекта должна соответствовать следующим требованиям:

- непосредственная близость обучающихся к наблюдаемому объекту

-краткая инструкция о цели предстоящей работы и способах ее выполнения

- выяснение, что видит каждый обучающийся, на чем сосредоточено его внимание

- направление внимания обучающегося на характерные признаки предмета или явления

- проверка того, что и как восприял каждый обучающийся

- связь объекта восприятия с точно отвечающим ему словом, названием.

Кроме того, необходимо учитывать, что процесс восприятия у умственно отсталых детей протекает медленнее, чем у обучающихся основной школы, поэтому необходимо дать время на восприятие объекта, не торопить детей. В случае необходимости отдельные этапы процесса восприятия могут разбираться несколько раз, при этом учитель обращает внимание детей на существенные признаки объекта, явления. В результате наблюдений за объектами и явлениями у обучающихся создается первичное представление о внешнем виде объекта или природного явления.

Представление – это образы тех предметов и явлений, которые воспринимались в прошлом.

Различаются представления памяти и представления воображения. Представления памяти образуются на основе непосредственного восприятия объекта (озеро, овраг, река, растение, животные)

Представления воображения – это образы, которые создаются без непосредственного восприятия объекта, но на основе которых лежит действительность. Такие представления возникают при чтении или слушании описаний предметов и самостоятельно у умственно отсталых детей не формируются.

Кроме представлений образов объектов (предметов) или явлений при изучении природных объектов и явлений формируются также и пространственные представления о величине объекта, его форме, о пространственных свойствах предмета, о движении (по отношению к собственному расположению, сторонам горизонта) и картографические представления о взаимном расположении объектов на географических картах.

Представления возникают у обучающихся в виде наглядных образов и носят конкретный характер, но все же эти образы являются более обобщенными, чем те, которые формируются при простом восприятии. Для углубления и расширения представлений учитель ставит перед учениками вопросы, выявляющие основные свойства предметов.

Работа по формированию представлений проводится (с опорой на конкретный материал) по следующим направлениям:

- выделение в предметах или явлениях их признаков или свойств, например, при формировании представлений о реке важно обратить внимание школьников на общие признаки, характерные для реки (исток, устье, русло, течение, притоки, берега).

-сравнение признаков нескольких предметов, например, сравниваются различные реки по следующим параметрам: местность, по которой они протекают, характер течения, русло (его ширина, притоки, берега. Обучающиеся отмечая общие признаки (строение) выделяют главное различие- характер течения.

- выделение существенных признаков, например, реки имеют одинаковое строение, но могут различаться характером течения, шириной, протяженностью и т. п.

Установление сходства и различия имеет большое значение для умственно отсталых школьников. При правильно организованном сравнении, с использование различного предметного материала ученик приобретает:

- большое количество фактических знаний об изучаемом объекте или явлении

-постепенно, путем сравнения изучаемых объектов (сходство и различие) приобретает навык обнаружения и установления в рассматриваемых предметах и явлениях существенного и несущественного (т. е. общего и различного)

- учиться в отдельном, единичном явлении находить общее

- постепенно учиться производить простые обобщения и формулировать несложные понятия.

Далее учитель подводит обучающихся к пониманию того, что изменение несущественных признаков (различных) не влияет на принадлежность к определенной группе, например, дети рассматривают картинки с дикими и домашними животными, сортируют их и объясняют свои действия.

Распознавание предметов по существенным признакам (общим). На данном этапе важно сформировать знания о существенных признаках предмета, т. е. о тех, которые присущи всем предметам данной группы. Называя существенные признаки объекта или явления, например, полезного ископаемого, учитель предлагает вопрос: «О чем идет речь?». Знание существенных признаков объектов или явлений поможет обучающимся правильно их определить.

Формирование пространственных представлений о расстоянии, величине, направлениях, сторонах горизонта требует проведения соответствующих практических работ в разных условиях, как в классе, так и на пришкольном участке.

Картографические представления формируются в старшей школе во время выполнения разнообразных упражнений по ориентированию по карте, чтению карты, а также с помощью заполнения контурных карт.

Следующий этап -формирование понятий.

При формировании природоведческих понятий у умственно отсталых необходимо учитывать, что:

- обучающиеся должны обладать элементарными, но вполне четкими представлениями, лежащими в основе данных понятий

- формирование понятий у обучающихся с нарушениями интеллекта- процесс длительный.

В содержание понятия входят существенные признаки предмета или явления природы, отличающие его от других. Понятие является более «общим» по сравнению с представлением. Представление всегда имеет в виду какой-нибудь конкретный объект определенной величины, размера, четкой характеристикой. В термин «понятие» входит существенные признаки, отличающего его от других, это образ собирательный всех предметов, например, горы, животные, полезные ископаемые, животные, птицы).

Большинство методистов, при формировании природоведческих понятий предлагают использовать синтетические и аналитические приемы работы.

Правильно организованный процесс формирования понятия предполагает последовательность:

- выявление у обучающихся запаса понятий и связанных с ними представлений, например, при формировании понятия «река» можно задать вопросы: «Что изображено на картине?», «Какие реки ты знаешь?», «Какие бывают берега у реки?».

- организация целенаправленного восприятия предметов или объектов, их лучше наблюдать в живой природе (формы поверхности земли, реки, жизнь растений).

- организация восприятия тех предметов, которые не могут быть восприняты в натуре, например, строение человека.

- применение наглядного материала, например, коллекции, муляжи, карты и вычленение существенных признаков, общих для объектов данного вида (река).

В результате формируются определенные понятия, в которые включены только существенные признаки.

Итак, успешное усвоение обучающимися с умственной отсталостью естествоведческих знаний, зависит от правильного подбора содержания учебного материала, точного его структурирования, адекватного выбора методов и приемов обучения, опоры на личный чувственный опыт обучающихся, связь обучения с жизнью, а также от того, как педагог учитывает интеллектуальные и психические особенности детей, осуществляет коррекционно-развивающую направленность обучения, соблюдает основные этапы формирования представлений и понятий.

Конструкт урока географии в 7 классе коррекционной школы

Описание: урок предназначен для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида. Данный материал может быть использован при проведении внеклассных мероприятий по экологическому воспитанию.

Цель: продолжить расширить представления обучающихся о разнообразии жителей леса, формирование представлений при простом (наглядном) восприятии о диких животных – лось и медведь, выделение существенных признаков ( общие: дикие животные, живущие в лесу, установление различий травоядные, всеядные, хищники.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с особенностями внешнего вида и образом жизни типичных представителей лесной зоны.

Коррекционно-развивающие :

- развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между многообразием животного мира

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к животным леса.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I Организационный момент

Приветствие обучающихся. Дидактическая игра «Третий лишний»

Задание: исключите лишнее.

Хвойные леса: ель, осина, кедр

Смешанные леса: берёза, сосна, дуб

Широколистные леса: пихта, дуб, клён.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке продолжим знакомство с лесной зоной нашей страны. Познакомимся с обитателями леса их особенностями внешнего вида и узнаем, места их обитания. Тема урока «Животный мир лесной зоны».

III. Изучение нового материала.

Проблемный вопрос: ребята, как вы думаете, в какой природной зоне животный мир многообразнее: в зоне тундры или в лесной зоне? Почему? (Ответы детей.)

Рассказ учителя:

Природные условия лесной зоны благоприятны для жизни многих животных. Лес предоставляет им корм и убежище. Пищи здесь больше и добывать её можно круглый год. Чем малодоступнее лес, тем лучше сохранился животный мир. Многие из животных питаются сочными травами, хвоей, побегами кустарников, ягодами, грибами.

Особое значение в питании животных имеют орехи и семена хвойных деревьев. Так, в урожайные годы кедр своими орехами кормит всех обитателей тайги, даже медведей. Кроме того, в лесах животные могут хорошо спрятаться от врагов. Зимой в лесу теплее, чем на открытых местах, поэтому животный мир лесов богат и разнообразен. В лесной зоне водятся травоядные животные.

Словарное слово: травоядные животные – это животные, которые питаются растительной пищей.

Здесь обитают и хищники.

Словарное слово: хищники - это звери, которые питаются животной пищей травоядными животными и грызунами.

В лесной зоне обитают и всеядные животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей – всеядные.

Словарное слово: всеядные – это животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей.

Словарная работа: словарные слова читаем хором и индивидуально повторяем.

Задание: распределить животных по группам.

Лоси, кабаны, косули, лисица, белки, олени, рысь, черный медведь, бурый медведь, тигр, волк, зубры.

(Травоядные - лоси, олени, косули, зубры, зайцы, белки.

Хищники - волк, тигр, рысь, лисица.

Всеядные - чёрный и бурые медведи, кабаны.)

О некоторых животных лесной зоны мы узнаем из подготовленных вами сообщений. (Сообщения учащихся)

Послушайте, первое сообщение о животном, для которого лучшим лакомством является: трава, грибы. Что это за животное? (Лось)

Самым крупным животным зоны лесов является лось. В Сибири его называют сохатым. Уши у лося большие, заостренные. У сохатого хороший слух, он быстро улавливает шорохи леса и, услышав подозрительный шум, уходит в заросли. Он питается листьями и побегами деревьев, а также мхом и лишайниками. Копыта лося широко раздвигаются и помогают ему хорошо передвигаться не только по топким лесным болотам, но и по глубокому снегу.

В настоящее время лосей разводят на фермах и в заповедниках.

Следующее сообщение, о медведе. Его часто называют косолапый.

Мишка косолапый

По лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет.

Догадались – это бурый медведь.

В лесной зоне европейской части России, Сибири, Дальнего Востока обитает бурый медведь. С виду он неуклюж, хотя на самом деле очень подвижен и ловок: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и даже плавать. Ходит по лесу он осторожно, почти бесшумно. Название «медведь» связано с тем, что зверь очень любит мед и ведает (знает, где его искать. За ним он залезает на высокие деревья, в дупла, где расположены соты диких пчел, нередко совершает набеги на пасеки.

Днем медведь скрывается в глухих местах тайги и только вечером выходит на поиски корма. Он ест молодые побеги, коренья, луковицы, грибы, ягоды, желуди, орехи. В поисках корма он разоряет муравейники, отдирает кору со старых пней и добывает жуков – короедов и других насекомых. Не откажется медведь и от птичьих яиц и птенцов, мелких грызунов, лягушек. В таежных реках (на Камчатке и Дальнем Востоке) он ловит рыбу.

В прошлом медведи были широко распространены в лесной зоне, но из –за большой вырубки леса, распашки полей и неумеренной охоты в настоящее время их в России сохранилось немного.

Физминутка. Упражнение «Хлопаем-топаем»

Услышав в стихотворении названия животных лесной зоны – хлопаем в ладоши, другой зоны – топаем.

Заглянули мы в леса,

Что за чудо – чудеса.

Белка скачет по деревьям,

Под кустом сидит лиса.

На ветвях сидят пингвины,

Льву большому чешут гриву,

Мышь гоняет кенгуру,

А медведь дерёт кору.

Вот такой весёлый лес,

В нём полным – полно чудес.

Ты за партой не зевай,

Животных леса называй.

Слова для справок: дикие животные, лось, медведь.

Итог урока:

Природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, охранять.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с вами,

Навеки родная земля.

На ней мы с вами родились,

Живем мы с вами на ней.

Так будем же люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Сформировано представление о группировке животных по общим признакам – дикие животные: лось и медведь - дикие животные, живущие в лесу.

Обратная связь:

Что особенно запомнилось вам на уроке?

Знания, полученные сегодня, пригодятся вам в жизни?

Публикации по теме:

Беседа «Наркотики — путь в никуда» во 2–3 классе коррекционной школы 8 вида Осипова Надежда Васильевна Цели и задачи: Образовательная: расширить и углубить знания о вреде наркомании; способствовать росту самосознания.

Беседа для детей коррекционной школы 8 вида «День защитника Отечества» Беседа «День защитника Отечества»для коррекционной школы 8 вид. 2-3 класс. Цель: расширить знания детей о празднике - Дне защитников Отечества.

Беседа «Я люблю тебя, Россия» для учащихся коррекционной школы 8 вида Беседа «Я люблю тебя, Россия» Коррекционная школа. 8 вид. Осипова Н. В. Цели: развивать у детей познавательный интерес к своей стране; воспитывать.

Конспект интегрированного урока чтения в 8 классе коррекционной школы 8 вида «Творчество А. С. Пушкина» Интегрированный итоговый урок по творчеству А. С. Пушкина в 8 классе. Учитель русского языка и литературы МОКУ СКОШ-И №34: Алексеева Нина.

Конспект занятия для обучающихся коррекционной школы 6 класса развитие с Тмнр и РАС «Насекомые» Тема урока: Насекомые. Класс: 6 Предмет: развитие устной речи на основе изучения окружающей действительности Тип урока: комбинированный.

Практикум для родителей обучающихся специальной (коррекционной) школы «Психомоторика и сенсорное развитие» Практикум для родителей “Психомоторика и сенсорное развитие” Цель: привлечение родителей к развитию у детей сенсорных и моторных функций,.

Сценарий спортивного праздника «Сильные, смелые, ловкие» для учащихся 2–3 классов коррекционной школы VIII вида Ф. И. О. учителя: Умарсаидова Н. Н., Русских С. М. Класс: 2 «А», 3»А» Предмет: физическая культура. Тема урока: спортивный праздник «Сильные,.

Торжественная линейка «День Победы!» для обучающихся 1–9 классов коррекционной школы-интернатаТоржественная линейка «День Победы!» для обучающихся 1–9 классов коррекционной школы-интерната ценарий торжественной линейки, посвященной 9 мая. Для обучающихся 1-9 классов Ведущий: Войны начинаются внезапно. Ходит по границе тишина.

Внеклассное мероприятие для обучающихся 4 класса школы 8 вида «По дорогам сказок» Цель: • повторить изученные сказки • развивать речь, логику, память, смекалку, фантазию • воспитывать любовь к чтению Ход занятия Добрый.

Занятие «Сказочное путешествие» для обучающихся начальных классов школы V вида (игра — путешествие) Занятие «Сказочное путешествие» для обучающихся начальных классов Автор: Савенкова Галина Владимировна, ГКОУ ЛО «.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование естественнонаучных знаний обучающихся коррекционной школы 8 вида (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Зарипова Лариса Фаукатовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование естественнонаучных знаний обучающихся коррекционной школы 8 вида
Опубликовано: 10 мая 2019 в 06:39
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД