Папки-передвижки

Доклад «Психологическое сопровождение с ОВЗ в ДОУ с детьми дошкольного возраста»

Зурет Кубашичева
Доклад «Психологическое сопровождение с ОВЗ в ДОУ с детьми дошкольного возраста»

«Психологическое сопровождение с ОВЗ в ДОУ с детьми дошкольного возраста»

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее её развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений.

Публикация «Доклад „Психологическое сопровождение с ОВЗ в ДОУ с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Основной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечения доступного, качественного и эффективного развития с учётом возможностей детей, развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

педагогического коллектива считаю важным выстроить систему сопровождения детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми, с проблемами в развитии опять- таки важным считаю комплексный системный подход, который должен включать в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.

Процесс сопровождения осуществляется педагогом - психологом, знающим психофизиологические особенности детей. Здесь хочется отметить, эту работу нужно согласовать и со специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, логопед, педагог-психолог). Но в данном детском учреждении нет специалиста-логопеда и это нас очень тревожит.

Психологическое сопровождение включает в себя :

. Создание предметно-развивающей среды;

. Материально-техническое оснащение;

. Разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития;

Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.

В связи с этим сформирована чёткая система работы. Она включает в себя четыре основных направления:

1. Обучение, воспитание, развитие.

2. Социальную адаптацию и интеграцию в общество.

1. Обучение, воспитание, развитие.

Дети с особыми потребностями получают достаточный объём общеобразовательных услуг.

В моей работе ведётся планирование рабочей программы педагога-психолога ДО, где прописаны все направления деятельности психолога.

Направления «Психологическая диагностика», которая включает шесть разделов (оценка развития детей; Работа по проблемам психологического развития ребёнка по запросу родителей и педагогов в течение учебного года; Психодиагностическая работа в период возрастных кризисов 3-7 лет в течение учебного года; Психодиагностика психологической готовности к обучению в школе воспитанников 5-6 лет – конец учебного года, 6-7 лет- начало и конец учебного года; Психодиагностическая работа по выявлению ранних признаков одарённости; Психодиагностическая работа по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДО»

Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция». Здесь направление реализуется по следующим разделам:

- «Развивающая работа в процессе освоения детьми образовательных областей»;

- «Развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников»;

- «Развивающая работа в периоды возрастных кризисов 3-7 лет»;

- «Развивающая работа в период адаптации ребёнка к ДОО»;

- «Развивающая работа по преодолению психологических трудностей в развитии одарённых дошкольников».

Коррекция нарушений в развитии.

Считаю психолого-педагогическое сопровождение неотъемлемым звеном системы сопровождения детей с ОВЗ, которое обеспечивает создание оптимальных условий для их полноценного личностного и интеллектуального развития.

В нашем дошкольном образовательном учреждении также осуществляется:

- диагностика уровня психического развития детей;

- индивидуальные и групповые занятия психолога;

- ведение индивидуальной психологической карты развития ребёнка;

- составления маршрута сопровождения ребёнка;

- психологическую консультацию, помощь воспитателя ДОУ;

- психологическую консультацию, помощь родителям детей.

Основными принципами в нашей коррекционной – развивающей работе с детьми с ОВЗ являются :

- принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учётом диагностических данных;

- безусловное принятие ребёнка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности;

- принцип системности, последовательности, подаче материала- опора на разные уровни организации психических процессов;

- создание комфортных условий для развития личности ребёнка.

Реализация этих принципов осуществляется в ходе сопровождения ребёнка, заключающегося в дифференцированном подходе, то есть в адекватной системе педагогических требований, соответствующих возможностям ребёнка.

- комплексный подход к диагностике ( участие специалистов: педагога дефектолога, логопеда, психолога);

- подход с учётом процесса развития, который требует не только оценки результатов применения диагностических проб, заданий, но и тщательного анализа истории развития;

- качественный анализ выполнения ребёнком диагностических заданий.

Психолого-педагогическая диагностика познавательной деятельности определяет уровень актуального развития, выявляет потенциальные возможности- «зону ближайшего развития».

Считаю наиболее целесообразным применение следующих методик для исследования познавательных процессов детей дошкольного возраста :

- Психодиагностический комплект Семаго Н. Я., Семаго М. Н.

«Готовность детей к школе»; «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника» А. Н. Веракса ; «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками» М. В. Ермолаева; «Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников» М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева; «Коррекционно-развивающие занятия в ДОУ» Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. П. Слободяник; Педагогическая оценка индивидуального развития детей». Принципы педагогической диагностики, нормативные карты развития, разработанные Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым.

При обследовании принимаю во внимание слабо развитую речь, снижение объёма не только активного, но и пассивного словаря. Поэтому для таких детей использую невербальные методики. Оценивая интеллектуальные возможности ребёнка, учитываю такие показатели, как умение принимать и удерживать в памяти задание, обдумывать предстоящие действия, оценивать результат, переключаться с одного задания на другое. Таким образом, при заключительной оценке результатов обследования детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии, опираюсь на качественные критерии оценки при выполнении заданий: адекватность, критичность, обучаемость, понимание инструкции и цели задания, переключаемость.

Адекватность.

- эмоциональная реакция ребёнка на факт обследования (адекватность поведения).

Понимание инструкции и цели задания.

- задание принимает сразу и действует в соответствии с его содержанием, но результат может быть разным (для детей с нормальным умственным развитием);

- задание принимает, начинает действовать, но затем теряет его и выполнение не доводит до конца (для детей с ЗПР).

В случае неправильного выполнения задания диагностическим показателем для меня является критичность – умение найти и исправить свою ошибку.

Варианты критичности:

- ребёнок самостоятельно проверяет своё выполнение задания, понимает свои успехи и неудачи (для детей с нормой);

- ребёнок не ведёт самостоятельной проверки, но начинает поиск, если ему говорят (для детей с ЗПР).

Немаловажным в диагностике считаю уровни обучаемости:

- высокий – высокая чувствительность к помощи взрослого, невелико число подсказок для выполнения задания. Выраженная активность ориентировки в новых условиях, перенос усвоенных способов действия на аналогичные задания. Быстрота и лёгкость усвоения новых понятий и способов деятельности, высокая работоспособность, усидчивость, отсутствие усталости.

- низкий – закрытость для помощи взрослого; выраженная пассивность в новых условиях, неиспользование старого багажа знаний; медленный темп работы, утомляемость, рассеянность.

Варианты переключения:

- свободное самостоятельное переключение с одного способа выполнения на другой с пониманием различий в заданиях для (детей с нормой);

- переключение после того, как обращается внимание на одинаковость задания (для детей с ЗПР);

По итогам проведённого диагностического исследования составляю коррекционно- развивающую программу – документ, определяющий направления, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы психолога. Реализация коррекционной программы осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий при активном участии родителей, педагогов и детей.

При подборе основных коррекционных методов учитываю ведущий вид деятельности дошкольников :

- подвижные, сюжетно-ролевые игры;

- коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения.

Считаю важным акцентировать внимание родителей:

- На преодоление собственного авторитаризма и способности увидеть мир с позиции ребёнка;

- Отношение к своему ребёнку как к равному себе и недопустимость сравнения его с другими детьми;

- Знание и учёт сильных и слабых сторон ребёнка;

- Проявление искренней заинтересованности в действиях ребёнка и готовности к эмоциональной поддержке.

Подход к педагогической пропаганде позволяет своевременно родителям преодолевать затруднения и поддерживать уверенность в своих силах при соблюдении следующих условий:

- Взаимное доверие и взаимопомощь между педагогами и родителями;

- Соблюдение чувства такта, чуткости и отзывчивости по отношению к родителям, умение убеждать.

- Учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.

- Взаимосвязь разных форм работы с родителями: установление контакта, беседы, консультации, участие в открытых занятиях, утренниках, спортивных соревнованиях, конкурсах.

Мой опыт работы свидетельствует о том, что успех коррекционной работы зависит от эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «психолог-педагог-ребёнок- родитель».

Публикации по теме:

Доклад к Педагогическому совету на тему: «Музыкальное сопровождение проектных мероприятий в ДОУ» М Д О У ООП МДОУ Д/С «ГНЁЗДЫШКО» Р. П. ПИНЕРОВКА ДОКЛАД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ НА ТЕМУ: «Музыкальное сопровождение проектных мероприятий.

Психологическое развитие детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) Ваши дети из раннего детства перешли в дошкольное. За прошлый учебный год они подросли, повзрослели, поумнели. В этот период развитие идет.

Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста С самого рождения дети находятся в окружении.

Психологическое сопровождение адаптационного периода военно-патриотического воспитания в условиях кадетского корпуса .

Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до.Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС до. .

Психологическое сопровождение коррекционно-логопедической работы. Придумывание былины по опорным картинкам Цель: Придумывание былины с опорой на предметные картинки и схему; Снятие мышечных и эмоциональных зажимов у детей. Задачи: -обогащение.

Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ Психологическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ 1. Психологическая основа ФГОС дошкольного образования – организация целостной жизнедеятельности.

Психологическое сопровождение сотрудника в «ситуации острого горя» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОТРУДНИКА В СИТУАЦИИ «ОСТРОГО ГОРЯ» Теплых Ольга Михайловна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 25» структурное.

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста Тема: Психологическое здоровье детей дошкольного возраста Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного.

Психологическое здоровье детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Психологическое здоровье детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Психологическое здоровье личности уходит.

Библиотека изображений:

Публикация Доклад «Психологическое сопровождение с ОВЗ в ДОУ с детьми дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Зурет Кубашичева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Доклад «Психологическое сопровождение с ОВЗ в ДОУ с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 февраля 2017 в 00:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД