МААМ-картинки

Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста

Екатерина Рыбакова
Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста

Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста

С самого рождения дети находятся в окружении игрушек. Их покупают не только на праздники, но и просто так, для отвлечения или по желанию ребенка. С каждым годом мир игрушек становится все более разнообразным, но и в тоже время более опасным. Уже существует множество примеров того, что они нанесли вред физическому и психологическому здоровью детей, вместо того, чтобы приносить им радость.

Публикация «Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах

Современные производители игрушек часто не заботятся о том, какое влияние игрушка оказывает на детскую психику. Единственным критерием для изготовления игрушек для производителей является увеличение продажи игрушек.

Объективные показатели негативного влияния игровой продукции на детей

- Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильное ощущение).

- Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности.

- Чрезмерное развитие определённых сторон личности (чувства зависти, превосходства над другими, жадности и т. п.).

- Формирование преждевременных потребностей ребёнка, в том числе сексуальных.

- Снижение активности ребёнка (его несамостоятельность).

- Тщеславие от «имения» игрушки, вместо «умения» придумать различные способы игры с ней.

- Культивирование индивидуализма вместо развития социальности.

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников:

• Принцип безопасности – это физические, психологические, нравственные риски.

• Принцип развития – с учетом ЗБР (зоны ближайшего развития).

• Принцип соответствия – возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.

Оценка безопасности игровой продукции – это физическая и экологическая, психофизиологическая, нравственно-духовная и психологическая безопасность.

Психологическая безопасность игровой продукции включает в себя

– отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребёнка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.

При покупке игрушек необходимо учитывать следующие критерии:

1. Педагогический – чему научит игрушка. Какие разовьёт умения, творческие способности.

2. Психоэмоциональный – что несёт в себе игрушка, какие чувства пробудит.

3. Эстетический – соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного.

4. Социальный – даст ли она возможность совместной деятельности, способствует ли сотрудничеству.

Чтобы предостеречь взрослых от покупки самых опасных игрушек для детей, рассмотрим наиболее распространенные из них.

ИГРУШКИ УСТРАШАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА.

В нашем мире производится множество игрушек-монстров, которые представляют потенциальную психологическую опасность для современного ребенка. Они способствуют появлению беспричинной агрессии. Ребенок, играя с игрушкой-монстром, становится очень агрессивным, что сказывается на формировании его характера. Даже если они будут с виду не такими уж и страшными, обольщаться не стоит. Игрушка не просто забава. Она дает детям яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений, картины миры. Какие чувства укореняются в душе ребенка, когда он привязывается к монстру, начинает его любить? А если ребенок будет с монстром играть, это неизбежно произойдет - с нелюбимыми игрушками дети не играют. Значит, он начнет видеть в безобразии что-то привлекательное, видеть в зле, которое в детском возрасте прочно ассоциируется с понятием "некрасивый", добро. Таким образом, понятия добра и зла будут размыты, еще не успев толком оформиться.

Может укусить.

Мальчик в гостях не играл с игрушками у которых был открыт рот и видна пасть. При этом он вовсе не был трусишкой. Скорее, наоборот, в нем заговорил нормальный инстинкт самосохранения.

У тех же малышей, которых безобразное или страшное притягивает, инстинкт самосохранения повреждается. И это может привести к плачевным последствиям. Например, немного повзрослев, они вполне могут потянуться к наркотикам, вполне осознавая их опасность. Но сработает усвоенный с детства стереотип: опасное будет их притягивать, а не отталкивать.

КУКЛА БАРБИ считается опасной для развития психики маленьких девочек. Она не вызывает у них природного желания поиграть ею в дочки-матери, не способствует развитию у них материнского инстинкта. Игра с куклой Барби приводит к формированию чувства недовольства собой (особенно внешностью) и стремления к взрослому образу жизни (макияж, вызывающая одежда, привлечение внимания мужчин). Самый яркий пример -"империя Барби". Для нее можно приобрести в магазине все, начиная от нарядов и кончая автомобилем или яхтой. Вроде бы здорово, лишь бы деньги были. Но человека, разбирающегося в детской психологии, это в восторг не приведет. Ребенку для развития необходимо прикладывать какие-то усилия: домысливать, фантазировать, учиться делать многое своими руками. Зачем шить, рискуя уколоться иголкой, выкраивать из лоскутков, распарывать и перешивать, если что-то не получится, когда кукольное платье можно купить в магазине? Зачем напрягаться? В итоге формируется психология потребителя, привычка скользить по поверхности, уклоняться от трудностей - то, на что сейчас так часто сетуют родители и что очень мешает ребенку, когда он поступает в школу. Ведь игра, по определению крупнейшего детского психолога Д. Б. Эльконина, это "школа произвольного поведения". Ребенок, играя, учится контролировать свои эмоции, действовать по чужому заданию, а не только по собственной прихоти, осваивает трудные виды деятельности. Взять хотя бы нанизывание бус. Трудно даже перечислить, сколько полезных умений и навыков получит девочка, сделав такое украшение своими руками. Это вроде бы незатейливое занятие тренирует мелкую моторику, усидчивость и внимание, способствует освоению формы предметов, может помочь в овладении счетом, развивает художественный вкус и фантазию, учит заботе о других (если бусы предназначены для куклы или кому-то в подарок). Всего этого ребенок, которому купили игрушечные бусы в магазине, будет лишен.

Забава для мужчин

Говорят, что первоначально кукла Барби предназначалась для. увеселения взрослых. Правда, звалась она тогда по-другому и была гораздо больших размеров. В середине XX в. ее попробовали было продавать в Германии в качестве "сексуальной партнерши" для моряков. Однако в обществе поднялась буря возмущения. Игрушке пришлось эмигрировать в Америку, где она сильно сократилась в размерах и обрела новое имя. Но облик "секс-бомбы" остался, и это принципиально отличает Барби от традиционных кукол.

ИГРУШКИ ДЛЯ "ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ".

С темой Барби перекликается и тема игрушек для так называемого "полового воспитания", которые в последнее время появились на прилавках. Я имею в виду кукол с половыми органами. В журналах для родителей уверяют, что это очень полезно для "половой самоидентификации ребенка". Хотя остается открытым вопрос: как же столько веков подряд дети "самоидентифицировались" без подобных игрушек?

ИГРУШКИ С ВНУТРЕННИМИ ОРГАНАМИ.

Эрвин Маленький Пациент — это плюшевая игрушка, которая наряжена в больничных халат. После того как Вы разденьте Эрвина и расстегнете молнию на его животе, Вы увидите все внутренние органы этого человечка. Все органы являются точной копией настоящих, только игрушечные сделаны из плюша. Их можно вытаскивать, рассмотреть, а вот чтобы сложить придется немного выучить анатомию. Потому что каждый орган, так же как и настоящий имеет свое место. На органах нашиты липучки разного цвета, с помощью которых маленьких хирург сможет их разместить и прикрепить в середине куклы к таким же цветным липучкам. Стоит отметить, что кукла не подает половых намеков, у нее есть только дыхательные органы и органы пищеварения и кровеносной системы.

Игрушки изображающие выделительные процессы человеческого организма или организма животного.

МЯГКИЕ ИГРУШКИ

Часто для наполнения мягких игрушек опасность используют некачественные материалы, которые способны вызвать приступы удушья у детей. Но даже выполненная из качественных материалов мягкая игрушка опасна для детского здоровья, так как является прекрасным местом сбора пыли, клещей и микробов. Такие игрушки следует очень часто стирать и дезинфицировать.

Ночной зоопарк

Взрослый человек обычно оценивает игрушки, исходя из своих взрослых представлений о красивом, смешном или страшном. Конечно, его не напугает плюшевый тигр, даже если он будет копией настоящего и сделан чуть ли не в полную величину. Сейчас в моде звери, выполненные так натуралистично, что их почти не отличить от настоящих, и многим родителям это нравится. Честно говоря, они и мне еще недавно казались симпатягами.

Но побывав в квартире, где громадное зверье смотрело на меня со всех сторон: со шкафа, дивана, пуфика и тумбочки для белья, и главное, понаблюдав за пятилетней девочкой, страдавшей энурезом, я вдруг поняла, что такой зоопарк способен вызвать у ребенка нешуточные страхи. Особенно ночью.

Что можно сказать о мягкой игрушке? Самое главное ее назначение — дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страха или даже ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа, причем не только человеческого.

КИТАЙСКИЕ ИГРУШКИ

Вы когда-нибудь задумывались, как повлияет на восприятие мира малышом заяц синего цвета (которого в природе не существует, или розовый мишка (такой цвет тоже как таковой в природе отсутствует? И это не говоря о многочисленных товарах из Китая, которые даже взрослых способны довести до сердечного приступа.

ИГРУШКИ С ЭЛЕКТРОННОЙ «начинкой», которые очень популярны среди детей, по мнению психологов, мешают детям фантазировать. Самый большой вред от этих игрушек - это, конечно же, пагубное влияние на зрение и психику ребёнка. Чаще всего в этих девайсах закачаны вредные игры, где нужно драться, убивать, разрушать что-нибудь, что в принципе опасно и вредно для детей.

САМЫЕ ЛУЧШИЕ ИГРУШКИ – ПРИРОДНЫЕ

"Это камешки, песок, шишки, палочки, лоскутки. Они могут быть всем", - говорит д-р психологических наук Вера Васильевна Абраменкова, посвятившая не один год своей жизни изучению того, как влияют современные игрушки на психику детей. - А чем может быть машинка? Только машинкой. (Правда, если это грузовик, то, вероятно, он может стать еще и ящиком для хранения кубиков, кроватью для мишки или каретой для путешествий кота и проч. А чем может быть электронная игрушка с четырьмя кнопками? Совершенно очевидна ее монофункциональная однозначность - нажимай на кнопки и все!"

Заключение.

Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития. Поэтому прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.

Обязательная сертификация игрушек в России проводится оценкой их безопасности по ГОСТ.

Публикации по теме:

Роль лепки в развитии детей дошкольного возраста Лепка относится к изобразительной деятельности, сущность которого заключается в создании из пластического материала (пластилина, глины,.

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста» Свешникова Лира Сергеевна, воспитатель первой категории, МБДОУ ЦРР детский сад.

Роль экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста «Человек-дитя природы и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться.

Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного.

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль семьи в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе детского сада: Роль семьи в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста" Подготовила и провела:.

Роль игры в развитии ребёнка. Игра – это не особый мир, в котором живёт ребёнок и который китайской стеной отделён от мира взрослых. Наоборот, игра есть способ проникновения.

Роль подвижной игры в физическом развитии ребёнка-дошкольникаРоль подвижной игры в физическом развитии ребёнка-дошкольника Картотека подвижных игр по профилактике плоскостопия с детьми дошкольного возраста «Карусель»Цель: продолжать укреплять мышцы стоп у детей;.

Роль семьи в развитии речи ребёнка Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе.

Роль сказки в развитии речи ребёнка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до. Из опыта работы воспитателя МБДОУ –д/с «Солнышко» п. Советское Савельевой Т. В. Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его.

Роль сказки в развитии детей дошкольного возраста Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам. А. Н. Толстой Вспоминая свое детство, первое что приходит на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 13:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое содержание игрушки и её роль в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Рыбакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД