МААМ-картинки

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в процессе самообслуживания

Екатерина Молчанова
Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в процессе самообслуживания

Цель: формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через формирование навыков самообслуживания

Задачи:

1. Повышение уровня самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

2. Активизация взаимодействия с родителями по формированию самостоятельности.

3. Совершенствование развивающей среды с целью создания условия для развития самостоятельности.

Публикация «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в процессе самообслуживания» размещена в разделах

4. Формировать навыки самообслуживания с использованием карт-схем, алгоритмов.

Ожидаемый результат:

- увеличение количества детей, которые одеваются/раздеваются самостоятельно до 100%,

- сформированность умения поддерживать опрятный внешний вид, совершенствование культурно-гигиенических навыков, сформированность отчётливых представлений о предметах одежды и обуви, а также их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для детского самообслуживания.

1 этап проекта. Подготовительный. Срок- сентябрь.

Есть множество похожих определений самостоятельности. Мне ближе такое определение:

самостоятельность - умение действовать в соответствии со своими взглядами при соответствии их определенным правилам и нормам общества.

С самостоятельностью неразрывно связано еще одно понятие – инициатива. Инициатива – это толчок, первый шаг в каком-либо деле, предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям, руководящая роль в действиях, умение действовать по внутреннему побуждению.

Последовательность работы мы определили в соответствии с последовательностью формирования этих качеств:

1. «Я хочу» - мотивационный компонент - важно заинтересовать детей выполнять те или иные действия,

2. «Я умею» - операционный компонент – на этом этапе важно дать понятие, как и что делать,

3. «Я делаю» - деятельностный компонент – отработка, автоматизация действий.

Стремление к самостоятельности - одно из ценных свойств психики ребёнка - проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно. Надо принять за правило: никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать. Ребёнок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Становления самостоятельности проходит в несколько этапов:

1. Ребёнок действует рядом со взрослым, внимательно следит за его движениями, прислушивается к его объясненьям, старательно подражает во всём.

2. Появление первых элементов планирования - ребёнок совершает ряд действий в определённой последовательности.

3. Овладение способностью соотносить результат с намеченной целью.

Формирование навыков самообслуживания у своих детей осуществляем в двух формах:

- индивидуальной (отрабатываются отдельные операции с конкретными детьми);

- групповой (при сборе на прогулку, подготовке к приему пищи и т. д.).

Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:

Цель Методы

I группа методов Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения 1. Показ действия.

2. Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).

3. Метод приучения (систематические упражнения).

4. Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой - одеть куклу, умыть и т. д.)

II группа методов Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания 1. Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.

2. Рассматривание иллюстраций, картин («Дети умываются», «Дети обедают» и т. д.).

3. Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)

Метод показа

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. Например: мы практикуем то, что детки у которых лучше получается что-то делать – показывают остальным.

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию. Например: если ребенок затрудняется в порядке одевания, то мы просим его обратить внимание на схему одевания, подумать и выбрать правильное решение, т. е. не директивная помощь.

Игровой метод. Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ним. У нас создана картотека игр, направленных на формирование КГН и Навыков самообслуживания. (игры Вымой ручки, мыльные перчатки, делаем прическу, оденем куклу)

Художественная литература. Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия,

формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность, приобретающая в условиях современной и перспективной социально-экономической ситуации особый вес. Развитие этого качества приводит к развитию личности дошкольника в целом.

Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со взрослым способствует тому, что ребёнок по собственной инициативе переносит освоенные способы действий на другие предметы, учится самостоятельно действовать в новых для него условиях.

Роль самообслуживания в развитии ребенка

Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.

Ранний возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Самообслуживание - это основа освоения ребё нком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.

Базовые навыки самообслуживания

Навыки опрятности:

1. При небольшой помощи взрослых пользоваться:

? носовым платком;

? полотенцем;

? горшком;

? расчёской;

? салфеткой.

2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Навыки приё ма пищи:

1. Жевать с закрытым ртом.

2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).

3. Пить из чашки, держа её двумя руками.

4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

Навыки одевания и раздевания:

1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.

2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

Формирование навыков самообслуживания в ДОУ осуществляется в двух формах:

? индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);

? групповой ( создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

Организация самообслуживания в ДОУ

Организация, самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства.

Именно воспитатель организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам.

Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима.

Чёткий, размеренный распорядок жизни - это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.

В условиях ДОУ навыки самообслуживания у детей раннего возраста можно формировать разнообразными методами.

Методы формирования навыков самообслуживания

Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:

Цель Методы

I группа методов Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения? Показ действия.

? Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).

? Метод приучения (систематические упражнения).

? Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).

? Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой - одеть куклу, умыть и т. д.)

II группа методов Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания? Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.

? Рассматривание иллюстраций, картин (» Дети моют руки», «Дети обедают» и т. д.).

? Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)

Метод показа

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий.

Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Метод практического действия (упражнения)

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу.

Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

Метод общего напоминания

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.

Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.

Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Игровой метод

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

Художественная литература

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.

В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.

Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё : удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.

Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Заключение

Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей.

Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.

Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.

Формы работы с детьми, родителями в 2021-2022 учебном году

Месяц

Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь Наблюдение за действиями взрослого;

Рассматривание иллюстраций по самообслуживанию. Консультация: «Как приучить ребенка к горшку?»

Памятка: «Порядок одевания и раздевания».

Октябрь Рассматривание картинок «как

Игры с куклами

Ч. Х. Л. А. Барто "Девочка чумазая" Консультация «Режим дня».

Ноябрь Просмотр видео фильма «Учим малышей умываться»

Ч. Х. Л. И. Муравейка "Я сама",

рассказы Л. Вороньковой "Маша- растеряша" Просьба к родителям посмотреть вместе с детьми мультфильм «Мойдодыр».

Буклет «Я – САМ».

Декабрь Игра: «Я умею одеваться»

Пальчиковая гимнастика

Игра: «Что зачем»

Ч. Х. Л. «Кто скорей допьет»,

«Маша

обедает» С. Капутикян и многие другие… Беседа: «Приучаем детей правильному поведению за столом».

Консультация «Что из предметов должен иметь ребёнок дома для развития культурно – гигиенических навыков»

Январь Дидактическая игра: «Перемешанные картинки» Ч. Х. Л. К. Авдеенко «Квакушины уши».

Игра: «Мы едим»

Рассматривание картинок «правило пользования столовыми приборами» Помощь родителей в создании игры лото.

Памятка: «Навыки опрятной еды»

Изготовление родителями дидактических пособий «Волшебные застежки» - укрепить связи между детским садом и семьей.

Февраль Занятие: «Водичка, водичка…»

Просмотр фильма-сказки «Чуня»

Игровая ситуация «мы готовимся к обеду»

Беседа: «Чистота-залог здоровья» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как приучить ребёнка убирать за собой игрушки

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Чистим зубы чисто-чисто

Март Развивающая игра Лото «Одежда»

Рассматривание иллюстраций по теме «Что умеют дети делать самостоятельно»

Чхл К. Чуковский «Мойдодыр».

С. Р. И. «Накормим Машу». Консультация для родителей «Как одеть ребенка весной»

Анкета для родителей

«Навыки самообслуживания у детей»

Консультация: «Как приучить ребёнка к аккуратности?»

Апрель Игры детей в кукольном уголке с предметами гигиенического ухода.

Дидактическая игра «Чашки – ложки»

Чтение стихотворения Н. Найденова «Наши полотенца».

Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке.

Консультация для родителей : «Как привить самостоятельность»

Просьба к родителям почитать детям: Г. Зайцев «Дружи с водой»

Консультация «Освоение КГН посредством игры и игровых упражнений»

Май Рассматривание мультфильма «Малыш и Карлсон»

«Гуси – лебеди».

Развивающая игра Лото «УРОКИ МОЙДОДЫРА» Анкетирование: «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания»

Консультация «Что из предметов должен иметь ребёнок дома для развития культурно – гигиенических навыков»

Памятка: «Навыки опрятной еды»

Родительское собрание.

Публикации по теме:

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельностиФормирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельности Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельностиРанний возраст – это дети второго-третьего года жизни.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Учимся раздеваться, одеватьсяФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Учимся раздеваться, одеваться Продолжаю делиться опытом по трудовому воспитанию детей раннего возраста. Программные задачи трудового воспитания, связанные с самообслуживанием:.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 4 года жизни» Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет. Что такое вообще, эти навыки самообслуживания? Самообслуживание.

Памятка для родителей «Воспитание у детей самостоятельности» Воспитание самостоятельности, культуры поведения у детей младшей возраста. Вроде бы всем знакомы эти рекомендации, но иногда взрослые забывают.

Проект «Использование игровых приемов при формировании КГН и навыков самообслуживания у детей второй группы раннего возраста» .

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Библиотека изображений:

Публикация Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в процессе самообслуживания (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Молчанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в процессе самообслуживания
Опубликовано: 23 мая 2023 в 17:20
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД