Папки-передвижки

Дифференцированный подход к родителям детей логопедической группы дошкольной образовательной организации

Юлия Лемешко
Дифференцированный подход к родителям детей логопедической группы дошкольной образовательной организации

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Лемешко Ю. А. ,

учитель-логопед

Шевченко Н. И. ,

учитель-дефектолог

МКУ «Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи

на территории Ровеньского района Белгородской области»»

Публикация «Дифференцированный подход к родителям детей логопедической группы дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

В настоящее время одним из важных условий полноценного психического развития ребенка является привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс. Так как коррекционное взаимодействие включает в себя два взаимосвязанных процесса: содержательно-педагогическая работа с детьми и поиск эффективных подходов, организация разных форм с родителями. Поэтому, необходимо найти эффективные, новые формы взаимодействия с родителями, дети которых имеют ограниченные возможности здоровья, включая и тяжёлые нарушения речи. Важно установить доверительные взаимоотношения между семьёй и детским садом, что является важным условием преемственности, обеспечивает непрерывность коррекционного воздействия.

Сегодня семья гораздо сильнее отличается от семьи прошлого века. Поэтому происходящие перемены в обществе требуют использования дифференцированного подхода в работе с родителями. Это является актуальным, так как ни одна из коррекционно-развивающих программ не даст положительных результатов без участия семьи, без отсутствия условий для привлечения родителей к коррекционно-образовательному процессу. Очень важно сделать родителей своими грамотными помощниками.

Дифференцированный подход это воздействие педагога, ориентированное на подгруппы детей, которые обладают похожими признаками и уровнем развития [3]. Он даёт возможность изучить межличностные отношения. Его эффективность будет зависеть от творческой атмосферы в детском саду.

Проблеме дифференцированного подхода уделяли внимание такие педагоги как: Унт И. Э., Кирсанова А. А., Суворова Г. Ф., Шевченко С. Д., Рожина Л. Н., Грот Р., Мартьянова С. В., Матвеева Н. В., Лубянина О. А., Новикова Л. И., Селевко Г. К., Шахмаева Н. М. [1].

Необходимо соблюдать следующие условия, с целью применения дифференцированного подхода к родителям :

1. Между родителями и педагогом должна быть взаимопомощь и взаимное доверие.

2. Учитывать возраст родителей, условия жизни каждой семьи.

3. По отношению к родителям необходимо соблюдать чуткость, такт, отзывчивость, умение убеждать.

4. Должна присутствовать последовательность и система работы.

5. Формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны.

В нашем детском саду в логопедической группе взаимодействие с родителями с применением дифференцированного подхода строится по определённой системе.

В начале работы ежегодно ставятся задачи:

1. С семьями каждого ребёнка установить доверительные, партнёрские взаимоотношения.

2. Создать атмосферу общности интересов.

3. Для повышения компетентности родителей в вопросе коррекционной работы по преодолению речевых нарушений создать все необходимые условия.

4. Оказать помощь родителям в умении наблюдать за ребёнком и делать правильные выводы.

5. Сформировать у родителей привычку обращаться за помощью к специалистам в вопросах развития и воспитания ребенка.

После постановки целей и задач, в октябре, проводится первое родительское собрание по результатам логопедического обследования детей. В первую очередь, педагог объясняет родителям о важности взаимодействия. Ставит перед ними цель и задачи совместной работы. Объясняет родителям о системе фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Затем результаты обследования озвучиваются каждому родителю индивидуально. Следующее родительское собрание проводится в мае, где сообщаются итоговые результаты.

В течение года у родителей имеется возможность получить консультацию на интересующий и волнующий их вопрос. Например, учитель-логопед разъясняет родителям как правильно проводить дома дыхательную гимнастику, как работать над мелкой моторикой рук, как с ребёнком разучить стихотворение, как закрепить в речи поставленный звук, какие игры проводить для запуска речи. Кроме индивидуальных консультаций, проводятся плановые и внеплановые. Консультирование проходит индивидуально непосредственно в группе детского сада, или же оф-лайн, то есть родители могут получить консультацию в группе «Счастливые дети» МБДОУ «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области», созданной в социальной сети «Одноклассники». Например, проведены консультации на тему: «Учимся говорить выразительно», «Психологическая поддержка ребенка»; «Поймем ребенка без слов»; «Меняем стиль взаимоотношения с детьми», «Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка?».

Взаимодействие через созданную группу является эффективным. В группе «Счастливые дети» систематически пополняются видео материалы, методические материалы коррекционной работы с детьми.

Консультативная работа проводится и через messenger (whatsApp).

Ежедневно учитель-логопед проводит индивидуальные беседы с родителями по вопросам состояния речевого развития их детей. Даёт объяснение выполнения задания, записанного в индивидуальной тетради ребенка.

В раздевалке группы для родителей оформлен логопедический уголок, в котором размещаются рекомендации, памятки, советы, буклеты, папки-передвижки. Например, имеется следующий материал: «Сказки о веселом язычке», «Пальцы помогают говорить», «Игры и речь ребенка», «Задание на дом», «Мой ребёнок и его особенности», «Изучаем семью».

В уголке есть рубрика «Ежедневный отчёт учителя-логопеда и воспитателя «Наши дети», в которой педагоги делятся достижениями детей. Материал в уголке обновляется систематически.

В течение года родители могут посетить занятия. Данная форма помогает родителям наглядно увидеть методы, приёмы и формы работы с детьми.

Эффективным является проведение совместно с родителями квест-игр. Например, проведены были такие квест-игры, как «Путешествие в город правильной речи», «Сокровища волшебного ларца», «Путешествие в страну Звуколандию», «Помоги Буратино найти клад». Это способствует сближению детей, родителей и педагогов, налаживанию доверительных отношений.

Родители принимают активное участие в таких играх, как «КВН», «Счастливый случай».

В раздевалке группы для родителей оборудована педагогическая библиотека. Таким образом, у родителей есть возможность познакомиться с литературой и пособиями по речевому развитию. Например, «Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника», «Коррекция нарушенной слоговой структуры речи. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет», «Формирование лексико-грамматических представлений. Альбом дошкольника», «Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника».

Каждую неделю, во вторую половину дня с родителями проводятся пятиминутки, на которых они знакомятся с основными приемами обучения, с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий, с правилами выполнения некоторых занятий.

Таким образом, взаимодействие с родителями по вопросу коррекционной работы с детьми имеет большое значение. А дифференцированный подход является наиболее эффективным. Работа учителя-логопеда, детей и родителей должна быть скоординированной. Предложенная нами система совершенствования взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями, имеющими ребенка с нарушениями речи эффективна. Данная работа является систематической, последовательной и постоянной.

Литература

1. Воржева, Л. В. Из опыта взаимодействия учителя-логопеда и родителей / Воржева Л. В. // Дошкольная педагогика. – 2016. – №3. — С. 42-45.

2. Гавришова Е. Квест – игровая форма комплексного решения образовательных задач в коррекционной группе Гавришова Е., Березка О. ,Звягинцева С., Миленко В. // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С. 79-84.

3. Гуцал, И. Ю. Что такое хорошо, что такое плохо? Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста / И. Ю. Гуцал, Г. В. Мищенко. – М. : Издательство Сфера, 2015. – 64 с.

4. Бенгардт О. А. Роль игры в коррекционном процессе в ДОО компенсирующей и комбинированной направленности / Бенгардт О. А. // Дошкольная педагогика. – 2018. – №4. – С. 38-41.

5. Бородкина, Н. А. Инновационные приемы в работе учителя-логопеда : из опыта работы / Н. А. Бородкина // Современный детский сад. – 2018. – №1. – С. 74-76.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход на уроках ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Цвет. Основы цветоведения. Ученики в этой подтеме научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг, изучат свойства.

Современный подход к организации творческой игры (старшая группа) Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский.

Индивидуально-дифференцированный подход в процессе подготовки к музыкальным театральным постановкам Индивидуально – дифференцированный подход в процессе подготовки к музыкальным театральным постановкам. От форм организации зависит обучение.

Конспект педагогического совета «Высоко в дошкольной образовательной организации» Конспект педагогического совета по ВСОКО в ДОО Проведите педагогический совет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации». по готовому.

Консультация для воспитателей «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло.

Мастер-класс «Комплексный подход в организации и проведении «оздоровительно-игрового часа» с дошкольниками»Мастер-класс «Комплексный подход в организации и проведении «оздоровительно-игрового часа» с дошкольниками» 30 января 2018 года на базе МБДОУ № 120 состоялась первая в этом учебном году Методическая мастерская по направлению «Физическое развитие.

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организацииОснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных.

Рекомендации родителям детей подготовительной логопедической группы на неделю «Скоро в школу. Школьные принадлежности»Рекомендации родителям детей подготовительной логопедической группы на неделю «Скоро в школу. Школьные принадлежности» Дистанционное образование: Рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференцированный подход к родителям детей логопедической группы дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 4 октября 2023 в 15:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД