Лучший педагог года

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Юлия Бобылева
Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Самый большой процент информации об окружающем мире человек получает с помощью зрительного анализатора. При участии и под контролем зрения ребенок осуществляются все движения и предметно-практические действия почти с самого рождения. Полная слепота или глубокое поражение зрения обуславливают значительные ограничения чувственного познания. Различные нарушения зрения накладывают свой специфический отпечаток на развитие детей, так как они осложняют формирование реальных представлений об окружающем мире и овладение детьми предметно- практической деятельностью.

Публикация «Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах

У детей с нарушением зрения отмечается низкий уровень развития осязательной чувствительности, плохо развита моторика пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации и полностью полагаются на визуальную ориентировку.

Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.

Зрительное восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира. Оно имеет огромное познавательное значение для ребёнка, ориентирует и регулирует его поведение.

Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением для удовлетворения различных жизненно важных потребностей.

Остаётся только выделить наиболее эффективный вид деятельности, с помощью которого можно добиться максимального результата. Наибольший интерес к обучению способам зрительного обследования у детей дошкольного возраста вызывает игровая деятельность, т. к. она является ведущей на данном возрастном периоде.

В системе коррекционной работы с дошкольниками большое внимание уделяется выбору форм и методов обучения. В виду того, что в дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, вызывающим позитивные качественные изменения в психике ребенка, в системе коррекционно-педагогической работы с дошкольниками приоритет отдается игровым видам деятельности, формам и приемам работы.

В настоящее время в дошкольном образовании большое внимание уделяется методике организации дидактических игр детей дошкольного возраста. Дидактические игры хороши тем, что они позволяют педагогу избегать прямого формирующего воздействия на ребенка, не предъявлять ему педагогическую цель в явном виде, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно, руководящую позицию в воспитании.

По характеру воздействия на процесс сенсорного развития слабовидящих детей дидактические игры можно разделить на 2 группы. Первая группа – это дидактическая игра для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения – они развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира. Ко второй группе относятся логические дидактические игры, назначение которых – смысловая систематизация чувственного опыта, с их помощью дети учатся классифицировать, группировать, систематизировать предметы по общим и различительным признакам.

Главным инструментом дидактической игры выступают дидактические игрушки. Дидактические игрушки – это игрушки, направленные на развитие психических процессов, которые содержат в себе развивающую задачу, в соответствии с возрастом детей. Цель дидактических игрушек – передача детям различных знаний; развитие памяти, речи, мышления, воображения, внимания, воли, творчества и др.

В настоящее время в педагогике разработана целая система игрушек, в игре с которыми совершенствуется осязательное восприятие ребенка.

К таким игрушкам можно отнести дидактические тактильные игрушки. Ведь, по мнению многих отечественных и зарубежных тифлопедагогов, именно дидактические тактильные игрушки – один из важнейших факторов, который, компенсируя отсутствие зрительного опыта, помогает формировать у слепых и слабовидящих детей правильные предметно-пространственные представления об окружающем мире.

Дидактические игрушки, как источник информации для детей с нарушениями зрения помогает добиться следующих навыков:

1) развить смысловую, содержательную сторону речи благодаря формированию связи между воспринимаемыми объектами и явлениями с обозначающими их словами;

2) обучить описывать предметы, называть их характерные черты, используя тактильные ощущения;

3) развивать навык соотнесения сенсорных эталонов с реальными объектами;

4) развивать осязательное восприятие, мелкую моторику при работе над тактильным различением свойств предметов.

При создании этих игр и игрушек, необходимо учитывать ряд условий безопасности, при соблюдении которых они не будут оказывать отрицательного воздействия на процесс обследования, игры и здоровье ребенка.

Но, конечно, основные требования для таких игрушек — это прочность, безопасность и не токсичность. Можно даже использовать настоящие предметы быта, если они соответствуют требованиям.

Таким образом, можно сделать вывод, что любая дидактическая игра ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игре, ее конструкции или содержании игры.

В игре с дидактической игрушкой ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Список литературы:

Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 52 с.

Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. Под ред. А. Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.

Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л. И. Солнцевой. – М. : Просвещение, 2007. – 185 с.

Карабанова О. Л. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М. : Акцидент, 1997. – 190 с.

Осипова Л. Б. Развитие осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности дошкольников с нарушением зрения : автореф. дис. канд. пед. наук: / Л. Б. Осипова. Екатеринбург,2010. 20с.

Публикации по теме:

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возрастаРазвитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Среди.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:

Публикация Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Бобылева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Опубликовано: 11 марта 2022 в 21:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД