МААМ-картинки

Консультация «Дифференциация звуков [C]-[Ш]»

Жалнина Анна Сергеевна
Консультация «Дифференциация звуков [C]-[Ш]»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Дифференциация звуков

[С] и [Ш] в домашних условиях»

Что такое дифференциация звуков [С]- [Ш]?

Итак, ваш ребенок уже научился самостоятельно произносить звук [Ш] в словах, чистоговорках, заучил наизусть скороговорки со звуком [Ш].

Это нас радует!

Но он теперь стал путать звуки [С] и [Ш] в словах.

Публикация «Консультация „Дифференциация звуков [C]-[Ш]“» размещена в разделах

И наша основная цель состоит в том, чтобы помочь ребенку научить различать эти звуки на слух и кинестически (ощущения движения, положения части тела в частности, языка и прилагаемых мышечных усилий).

Если у вас дома нет специальных пособий, картинок или соответствующего оборудования для занятий по развитию речи и звукопроизношения с ребёнком, я предлагаю вам ряд упражнений и игр, которые помогут научить ребенка различать, т. е. дифференцировать звуки [С] и [Ш] в домашних условиях.

- «Различаем звуки [С] и [Ш] по положению языка в полости рта»

Все упражнения выполняются перед зеркалом.

Если ребёнок не может ещё понять, где у него находится язык в полости рта: вверху или внизу, то делаем с ним следующее:

Обязательно используем зрительное восприятие ребёнка, большую роль здесь играет зрительный показ перед зеркалом.

Обращаем внимание ребёнка, где находится язык на звук [С] – (внизу, кончик языка лежит за нижними резцами. Показываем это ему.

Затем делаем упражнения для звука [С], чтобы почувствовать, увидеть и понять, где находится язычок. Для этого проводим такие артикуляционные упражнения, как: «Почистим зубки» (тремся кончиком языка вправо-влево за нижними резами, «Киска сердится» (выгибает спинку, язычок за нижними резцами).

А теперь споём с тобой «Песенку водички». Как водичка «свистит»? – с-с-с-с-с… (ротик широко улыбается, а зубки видны и напоминают «заборчик»).

Теперь обратим внимание, где находится язык на звук /Ш/.

Для этого предложите ребенку выполнить упражнение «Чашечка» и «пошипим» как змея.

Где находится наш язычок, когда мы произносим звук /Ш/? («вверху»).

После того, как вы разобрали положение органов артикуляции при звуках [С] и [Ш], можно выполнять следующее упражнение «Поочередное произнесение звуков [С] и [Ш], то есть сначала «Водичка свистит», а потом «Змея шипит». Перед «водичкой» мы делаем «Киска сердится», а потом свистим «Песенку водички»: с-с-с-с-с….

Перед «змеёй» делаем «Чашечку», а потом «шипим как змея».

После того, как ребёнок освоил и эти упражнения, то можно смело выполнять самостоятельно, соединив все упражнения: ссссссс –шшшш-сссс-шшшш-ссссс-шшшшш…

Упражнения повторяются многократно.

Теперь можно перейти к следующему этапу по дифференциации звуков [С] и [Ш] в слогах.

Ребенок повторяет строчки са-са-са – ша-ша-ша. При этом можно менять расположение слогов, что тренирует слуховое внимание ребёнка: ши-ши-ши – сы-сы-сы; со-со-со- шо-шо-шо; шу-шу-шу- су-су –су.

Затем проводим упражнение поочерёдного произношения слогов (образец показывает взрослый): са-ша-са-ша-са-ша…: шо-со-шо-со-шо-со…; су-шу-су-шу… са-са-ша; ши-ши-сы; шу-су-шу; со-шо-со.

Упражнение «Хлопни в ладоши», если услышишь звук [С] и [Ш].

Произносятся звуки, ребёнок, если услышит заданный звук, должен быстро хлопнуть в ладоши, например: с, з, к, с, ц, ш, с, з, ш…

Аналогичная игра проводится при произнесении несложных слов. Звуки в этих словах чётко выделяются взрослым, например: Санки, оСа, Шапка, заяц, коСа, Шахматы, петуШок, Сова и т. д.

Игра «Скажи наоборот»

Взрослый и ребёнок встают напротив друг друга. Взрослый кидая мяч ребёнку, называет слово со звуком [С], а ребёнок ловит мяч, затем возвращает мяч взрослому и называет слово со звуком [Ш]. Взрослый может менять слова, не обязательно называть только слова со звуком [С], но и со звуком [Ш], а ребёнок должен с ориентироваться и называть слово с противоположным звуком.

Например: взрослый – санки, ребёнок – шапка; взрослый – сосулька, ребёнок – кошка; взрослый – пушка, ребёнок – песок.

Игра «Добавь слог СА или ША.

Взрослый называет первый слог слова, а ребёнок должен сообразить, какой слог добавить, чтобы получилось слово СА или ША.

Например:

Взрослый: КО… Ребёнок: СА, получилось слово КОСА.

Взрослый: КА… Ребёнок: ША, получилась КАША

Взрослый: О…. Ребёнок: СА, получилась ОСА и т. д.

Конечно, слова нужно заранее подобрать.

Игра «Я маленькая, ты большая (большой)».

В этой игре взрослый превращается в ребёнка, а ребёнок во взрослого.

Цель ребёнка - внимательно слушать и исправлять ошибки взрослого.

Например: Взрослый говорит «Сапка». А ребёнок его исправляет: «Не сапка, а Шапка». «Шанки» - санки, «мысата» - мышата, «ананаШ» - ананас и т. д.

Игра «Какой звук потерялся /С/ или /Ш/?

Взрослый произносит слово, но пропускает соответствующий звук [С] или [Ш]. А ребёнок должен сказать какой звук потерялся [С] или [Ш].

Например: ко…ка, …анки, пу…ок, камы…и, …умка, и т. д.

Уважаемые родители! Я надеюсь, что эти игры и упражнения вам и вашему ребёнку принесут одно удовольствие!

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш)Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков - важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]»Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]» (старшая группа) Цель: Дифференциация звуков [п], [б]. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Формировать умение дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Дифференциация звуков [C]-[Ш]»
Опубликовано: 26 июня 2023 в 05:50
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Дифференциация звуков [C]-[Ш]»» (включая файлы) размещена пользователем Жалнина Анна Сергеевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД