МААМ-картинки

Авторская методическая разработка в области экологического воспитания детей дошкольного возраста (8 фото)

Наталья Долотовская
Авторская методическая разработка в области экологического воспитания детей дошкольного возраста

Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Публикация «Авторская методическая разработка в области экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель проекта: создание условий для всестороннего развития младшего дошкольника, его экологическое воспитание через знакомство с жизнью растений и животных.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Задачи проекта:

Систематизировать знания об окружающем мире.

Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.

Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире Камчатки.

Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.

Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».

В настоящее время, в связи с расширением масштабов производства, проблема охраны природной среды приобретает всё большую актуальность. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования. Первостепенное значение при этом придаётся экологическому образованию дошкольников. Основные направления экологического воспитания дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход.

Природа важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Разнообразны и природные материалы (снег, вода, песок и т. д., с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит снег, и когда распускаются цветы.

Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как трудолюбие, патриотизм, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребёнка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения.

Авторская методическая разработка в области экологического воспитания детей дошкольного возраста

С младшего возраста мы с детьми ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе: за солнышком и дождиком, за воробьём и вороной, за кошкой и собакой и т. д. Сравниваем деревья, кустарники (смены окраса листьев, появление почек). Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом.

Уголок природы в группе служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. На стеллажах находятся иллюстрации животных и растений, шишки хвойных деревьев, цветы и т. д.

Дети учатся самостоятельно работать с календарём природы, определять время года. Учимся ухаживать за растениями: поливать, опрыскивать, рыхлить, протирать листочки, пересаживать весной. Наблюдаем за ростом и развитием растений, учимся делать выводы, какие условия нужны для их комфортного пребывания в нашем уголке.

Фото №1 Актуальность проекта В современных условиях проблема экологического

Нами был создан проект «Огород на окне». С детьми были посажены семена растений: укроп, петрушка, салат, помидор. Дети ведут наблюдение и ухаживают за растениями.

Фото №2 Воспитание детей

При ознакомлении с художественной литературой дети восхищаются красотой природы, знакомясь с произведениями разных писателей: М. Пришвина, В Бианки, Г. Скребицкого, Б. Жидкого

Дети с удовольствием делают поделки из природного материала.

Фото №3 Материалы для педагогов воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность

Наш детский сад находиться в уникальной природной зоне. Рядом с детским садом расположен лесной массив. На территории нашего детского сада есть участок естественного луга. Летом он привлекает детей своей красотой, зелёная трава и много одуванчиков. Этот цветок очень нравится детям, их первое желание – сорвать его. Мы учим детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его!

Лето – самый благоприятный и удивительный период для наблюдения за природой, окружающего мира и экспериментов.

Осенью – учимся любоваться красотой осенних деревьев и цветов, необыкновенной раскраской листьев, листопадом, обращаем внимание на постепенное похолодание, исчезновение насекомых.

Зимой – радуемся первому снегу, любуемся красотой снежинок, знакомимся с природными явлениями такими как мороз, лёд, сосульки, обращаем внимание на то, что солнце если и бывает на небе, то очень недолго, и оно совсем не греет.

Весна – время пробуждения природы и здесь раздолье для наблюдений и открытий – это и первая капель, таяние снега, ручейки, набухание почек на деревьях, первая травка. Буквально на глазах происходит преобразование природы, надо только помочь деткам всё это увидеть.

Фото №4 Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности формирование начал Фото №5 Экология экологическое воспитание природа экологической культуры

На формирование личности ребёнка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. В труде идёт активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребёнка, происходит развитие его психики. В процессе систематического ухода за растениями у детей формируются определённые трудовые навыки. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие, настойчивость в достижении цели, ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.

Фото №6 Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе воспитывать любовь к ней научить беречь окружающий мир

В воспитании у детей заботливого отношения к животным и растениям важен пример взрослых. Поэтому желательно уже в начале учебного года познакомить дошкольников с трудом сотрудников детского сада по уходу за растениями на участке.

Осенью следует показать, как взрослые заботятся о растениях (собирают сухие опавшие листья, производят посадку новых деревьев и кустарников, собирают семена цветов). Можно привлечь детей к сбору семян ноготков, бархатцев.

В течение всей зимы дети подкармливают птиц на участке. Это нужно делать не от случая к случаю, а ежедневно, чтобы ребята поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года и учились бережно относиться к пернатым друзьям.

Фото №7 Тип проекта познавательно исследовательский

Весной можно организовать уборку участка от мусора, сухих и сломанных ветром веток, сучков, высадку рассады цветов на клумбы, уход за ними.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является игры: дидактические, настольно – печатные, игры с предметами. Дети охотно играют в такие дидактические игры как «Как зовут тебя деревце», «Найди дерево по семечкам», «Что за птицы», «Отгадай, что за растение» и т. д.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.

Уже на первом родительском собрании «Ребёнок и природа» мы, совместно с родителями, поставили следующие задач:

- Приучить детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.

- Учить детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным, при необходимости оказывать им помощь

- В доступной форме объяснять детям взаимосвязь природы и человека

- Обращать внимание детей на красоту окружающей природы.

Объясняли, что времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встаёт, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях. Советовали родителям сходить с детьми в лес в разное время года (весной - рассмотреть первые весенние цветы и веточки, послушать пение птиц, летом – понаблюдать за бурной жизнью насекомых, осенью – полюбоваться красотой осенних деревьев, зимой – полюбоваться красотой зимнего пейзажа.)

Заключение

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря. Дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они более внимательно относятся к животным и птицам, деревьям и растениям. Любят дежурить, с удовольствием ухаживают за комнатными растениями. В процессе работы мы старались воспитывать у детей доброту, отзывчивость, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Многие дети, как мы заметили, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются, когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле неподобающе.

Хочется отметить, что экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка). У дошкольников формируется активная позиция, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Педагоги дают детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных действий зависит, каким будет окружающий мир. Дошкольники учатся понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

Экологические занятия как одна из форм организации обучения детей имеют свою совершенно определённую и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни позволяет им накопить конкретные представления о природе ближайшего окружения. Много знаний о природе дети получают во время организованной образовательной деятельности. На занятиях дети устанавливают экологические связи, существующие в природе. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей, но основываясь на научные данные. Например, занятия по теме «Путешествие в весенний лес» нам помог провести Зайчик.

Публикации по теме:

Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста «Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Экология - это наука, изучающая взаимоотношения.

Игра как метод экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста «ИГРА КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Авторская разработка танцевально-образного этюда по рассказу К. Д. Ушинского «Васька» для детей дошкольного возраста Авторская разработка танцевально – образного этюда по рассказу Константина Дмитриевича Ушинского «Васька» для детей дошкольного возраста.

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное.

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Игровые технологии, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. В экологическом воспитании дошкольников, применяются.

Методическая разработка альбома для детей дошкольного возраста «Гав-досье»Методическая разработка альбома для детей дошкольного возраста «Гав-досье» Методическая разработка для детей дошкольного возраста. Альбом: «Гав-досье!» На создание этого альбома меня натолкнули детские журналы «Саша.

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Методическая разработка «Развитие самооценки у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Пояснительная записка Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует.

Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Детям старшего дошкольного возраста присущи живой интерес к окружающему и жажда познания, а также особая восприимчивость к той информации,.

Основное содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста Экологическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Авторская методическая разработка в области экологического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 октября 2019 в 07:02
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД