Папки-передвижки

Правила автоматизации звуков

Бутузова Татьяна Владимировна
Правила автоматизации звуков

У детей с нарушенным звукопроизношением закреплены стереотипы неправильного произношения звуков. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Публикация «Правила автоматизации звуков» размещена в разделах

Автоматизация поставленного звука проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука всловосочетениях, предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

Правила автоматизации звуков :

1. Занятия по автоматизации звуков проводятся ежедневно по 10-15 минут.

2. Перед началом автоматизации ребенку необходимо сообщить о том, над каким звуком предстоит работать.

3. Автоматизацию закрепляемого звука первое время необходимо выполнять сидя перед зеркалом, с целью контроля и наблюдения за правильным произнесением звука, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого. Когда ребенок привыкнет и контроль уже будет не нужен, можно переходить к предметам и действиям. Иначе формируется так называемая «кабинетная речь».

4. В случае нечеткого или неправильного произнесения звука ребенком, необходимо его исправить и добиться правильной артикуляции.

5. Закрепляемый звук выделяется голосом взрослого и ребенка, то есть произноситься протяжно.

6. При автоматизации необходимо следить за удержанием «логопедического оскала», то есть губы должны быть в улыбке.

7. Необходимо постоянно следить за речью ребенка не только на занятиях по автоматизации звуков, но и в повседневной жизни исправлять «дефективное» произношении.

8. В процессе автоматизации целесообразно применять игровые методы и приемы, с целью поддержания интереса у ребенка к проводимым занятиям

Рекомендации по автоматизации звуков :

• Чтобы ребенку было интересно, рекомендуется использовать больше предметов, в названиях которых имеется заданный звук.

Автоматизация звуков осуществляется параллельно с развитием навыков фонематического восприятия. При анализе, синтезе и подборе предметов или картинок используется весь речевой материал предыдущего этапа, используются все звуки, введенные в речь дошкольников.

• Речевой материал по автоматизации звуков учитывается при подборе лексикона и при усвоении детьми грамматических закономерностей родного языка.

• На этапе формирования коммуникативных произносительных умений и навыков у ребенка воспитываются умения актуализировать все произносительные умения, знания, полученные ранее.

• Большое значение приобретает заучивание стихов на определенные лексические темы. Эти тексты обязательно включают все поставленные на логопедических занятиях звуки речи. Как писал М. Е. Хватцев: «При автоматизации звуков путем длительной и разнообразной тренировки в связной речи в коре больших полушарий между определенными между определенными пунктами раздражений устанавливается прочная связь. Тогда звуковые рефлексы могут удерживаться в течение месяца ряда лет без дальнейшей тренировки и подкреплений».

• Вместе с тем, произносительные навыки детей отрабатываются в различных инсценировках, спектаклях, в ходе проведения музыкальных и спортивных праздников. Поэтому, важное значение приобретает взаимосвязь в работе логопеда и других педагогов детского сада (воспитателя, музыкального руководителя и педагога по физической культуре) и конечно родителей (законных представителей).

• При подборе речевого материала для коррекции нарушений звукопроизношения необходимо учитывать интересы и пожелания ребенка и не забывать, что основным видом деятельности дошкольника является игра.

Использованная литература:

1. Парамонова,Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей /Л. Г. Парамонова. - СПб. :Детство-Пресс, 2011.

2. Куликовская, Т. А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, игр для автоматизации звуков/ Т. А. Куликовская. СПб. :Детство-Пресс, 2015.

3. Лященко, М. Ю. Игры для автоматизации звуков и развития речевых навыков у детей дошкольного возраста / М. Ю. Лященко. -СПб. : Детство-Пресс, 2016.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуковДидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуков Процесс автоматизации звуков часто занимает много времени. Я предлагаю автоматизировать звуки через игру, которая может применяться неоднократно.

Дидактический материал по автоматизации и дифференциации звуковДидактический материал по автоматизации и дифференциации звуков Дидактический материал по автоматизации и дифференциации звуков. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу рассказать Вам о дидактическом.

Игра «Умная ёлочка» для автоматизации звуковИгра «Умная ёлочка» для автоматизации звуков Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета требует, чтобы пособия и игры носили полифункциональный характер.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словахИгровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Логопедическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [К] и [Г]Логопедическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [К] и [Г] Логопедическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [К] и [Г] Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию логопедическую игру.

Библиотека изображений:

Публикация Правила автоматизации звуков (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Бутузова Татьяна Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Правила автоматизации звуков
Опубликовано: 17 марта 2024 в 22:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД