Лучший педагог года

Адаптационный период детей раннего возраста в ДОУ

Деревянко Светлана
Адаптационный период детей раннего возраста в ДОУ

Адаптационный период детей раннего возраста в ДОУ.

Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Резкое и значительное изменение в жизни ребенка, коим является поступление в детское учреждение, приводит к серьезным изменениям в привычном распорядке: может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться раннее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, принципах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребенка двух лет является трудной задачей. Трудности связаны с тем, что ребенок испытывает крайнюю степень неприятия и даже панику, когда чужой взрослый пытается произвести с ним какие – то манипуляции, поэтому отказывается принимать помощь незнакомца, с опаской оглядывается по сторонам, боится большого помещения с обилием игрушек, переходов в новые помещения (туалетная комната, спальня). Ребенок активно протестует, теряя силы или, наоборот, замирает, сидит неподвижно, не откликается на попытки общения со стороны взрослых и детей. Нередко через три- четыре дня после поступления в сад ребенок заболевает, так как организм его ослаб из-за того, что он несколько дней недоедал и недосыпал, из-за попадания в чужую среду.

Публикация «Адаптационный период детей раннего возраста в ДОУ» размещена в разделах

Таким образом, процесс приспособления к новым условиям в данном возрасте редко проходит легко и быстро. На сроки и тяжесть протекания процесса адаптации ребенка влияют:

• достигнутый им уровень психического и физического развития;

• состояние здоровья;

• степень закаленности;

• сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками;

• личностные особенности самого малыша, уровень тревожности и особенности родителей.

Различают три варианта протекания адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Критериями степени тяжести адаптации являются: эмоциональное состояние малыша; сон и аппетит; его отношения со сверстниками; отношения со взрослыми; частота и длительность острых заболеваний.

Легкая адаптация– поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;

Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.

Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

В современной педагогике организация работы в адаптационный период раннего детства рассматривается как комплекс усилий родителей, администрации дошкольного учреждения, медицинского и педагогического персоналов. Единые требования к ребенку в семье и в детском саду, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, укрепление физического здоровья малышей, правильная организация детских видов деятельности создадут благоприятную обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и успешной их адаптации к условиям дошкольного учреждения. Большое значение в период адаптации к детскому саду имеет контакт между семьей и дошкольным учреждением.

Чтобы уменьшить стрессовые реакции детей, в адаптационный период необходимо использовать такие формы организации детской жизнедеятельности, которые известны и понятны детям, знакомы им из личного опыта; формы работы, имеющие, по сути, терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересованность, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние, предполагающие участие мамы, других близких ребенку людей.

Это могут быть:

• игры с песком, которые стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, предполагают возможность успешно играть одному, находясь в составе группы (в адаптационный период можно играть и на улице, и в группе - в уголке для игр с песком);

• просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов, которые они часто смотрели дома (к созданию мультколлекции желательно привлечь родителей).

• подвижные игры – забавы, основная цель которых – доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного времяпровождения;

• все виды театра – настольные (театр игрушек или двусторонних картинок, стендовые (стенд – книжка, фланелеграф, теневой театр, кукольные, которые проводятся как за ширмой, так и без (с куклами бибабо, пальчиковыми, перчаточными, платочными, куклами – марионетками, т. к. встреча с театральными персонажами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу;

• знакомство с произведениями поэзии: пение колыбельных песен, рассказывание потешек и кумулятивных сказок о животных, в которых аккумулирован опыт народной педагогики по воспитанию маленьких детей в семье и которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.

Таким образом, полноценное, разностороннее развитие ребенка данного возрастного периода зависит от успешного решения следующих задач:

• разнообразие предметной деятельности ребенка: знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показ разнообразных вариантов манипуляций с предметами, их отбора и группировки по свойствам;

• содействие развитию личности ребенка: создание условий для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, самоуважения и чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении; побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками;

• обогащение связей ребенка с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, перенос их в игровую, продуктивную, музыкально – художественную и другие виды детской деятельности;

• стимулирование и поддержка положительного эмоционального отклика на выполнение элементарных действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек); привитие навыков соблюдения опрятности и чистоты; воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно; укрепление здоровья ребенка, закаливание, повышение работоспособности и устойчивости нервной системы, развитие основных видов движения (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки);

• расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря.

«Маму милую, родную

На прощанье поцелую.

Здравствуй, здравствуй, детский сад!

Всех я видеть очень рад!»

ПРИВАРСКАЯ С.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Как помочь ребёнку в период адаптации. Игры в адаптационный период» При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную.

«Создание условий для эмоционального комфорта ребенка раннего возраста в адаптационный период» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Умка» г. Павлово «Создание условий для эмоционального.

Чудо-эксперименты с детьми раннего возраста в адаптационный периодЧудо-эксперименты с детьми раннего возраста в адаптационный период Цель моей работы: развитие познавательной сферы, стимулирование речевого развития детей, снятие психологического дискомфорта через включение.

Тезисы диссертации на тему «Взаимодействие педагога с родителями детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ» Александрова Ю. В. Доклад к защите. 1 слайд. Уважаемый председатель и члены государственной комиссии, Вашему вниманию представляется диссертация.

Игры для детей раннего возраста в адаптационный период Задачи: •    формирование эмоционального контакта; •    формирование доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго,.

Конспект интегрированного занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ «Путешествие в волшебный лес»Конспект интегрированного занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ «Путешествие в волшебный лес» Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада. Задачи: 1. Помочь в преодолении.

План воспитательно-образовательной деятельности на адаптационный период в группе раннего возраста Дни недели Вид работы Цель ПОНЕДЕЛЬНИК I половина дня (утро) Д/и «Что изменилось?» Развитие внимания, правильное произнесение название предметов.

Рекомендации в адаптационный период родителям детей раннего возраста Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 комбинированного вида Колпинского района г. Санкт-петербурга.

Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в адаптационный период Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в адаптационный период На протяжении многих лет сложилось так, что детский сад и семья.

Эффективность проектного метода в работе с родителями и детьми раннего возраста в адаптационный период Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОО с родителями детей раннего возраста «Ранний детский возраст является одним из ключевых.

Библиотека изображений:

Публикация Адаптационный период детей раннего возраста в ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Деревянко Светлана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Адаптационный период детей раннего возраста в ДОУ
Опубликовано: 17 апреля 2019 в 17:24
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД