МААМ-картинки

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Груздева Людмила
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ

«Здоровьесберегающие технологии

в логопедической работе с детьми с ОВЗ»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как в настоящее время наблюдается тенденция роста детей с различными речевыми нарушениями. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико - грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Своевременное и успешное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, дизартрией, моторной и сенсорной алалией, заиканием. Дети с ограниченными возможностями здоровья, помимо речевых нарушений, а также нарушений познавательной деятельности, характеризуются нарушением двигательной сферы, ослабленным здоровьем.

Ограниченные возможности здоровья препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии.

Поэтому сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач современной педагогики. Согласно основным требованиям ФОП ДО, особое внимание уделяется организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать вторичные по своему характеру нарушения, а также способствует их успешной социализации.

С 2019 года по 2022 учебный год на базе нашего детского сада функционировала комбинированная группа для детей с ЗПР.

Работая с детьми с ЗПР возникла необходимость проведения в комбинированной группе комплексной оздоровительно-коррекционной работы, усовершенствование традиционных методов коррекционного воздействия, а также использование новых, эффективных форм и методов обучения. В связи с этим актуальным стал вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми ОВЗ здоровьесберегающих образовательных технологий.

Были поставлены следующие задачи:

1. Развитие психомоторных и речемоторных функций.

2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через развитие дыхательной системы.

3. Стимулирование развития произвольной регуляции движения.

4. Формирование артикуляционной моторики и развитие речевого аппарата.

5. Развитие мелкой моторики.

6. Развитие речи.

7 Формирование мотивационной готовности к регулярному применению полученных навыков.

На подготовительном этапе работы было проведено глубокое теоретическое изучение проблемы и построена система работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей с ОВЗ. Также с 1-15 сентября проводилось диагностирование детей с целью выявления речевого нарушения.

Были отобраны следующие здоровьесберегающие технологии и созданы различные картотеки:

• Дыхательные упражнения

• Артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики

• Развитие мелкой моторики пальцев рук (Су-джок-терапия)

• Массаж и самомассаж лица.

• Массаж стоп с использованием ковриков.

Неотъемлемой частью оздоровительного режима в работе являлась дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики были направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Велась поэтапная работа над развитием силы, плавности и длительности выдоха через различные упражнения, такие как «Рыбка», «Кукла», «Ежик» и «Бегемотики», отрабатывали координацию носового и ротового дыхания, развивали длительный и плавный ротовой выдох с использованием различных предметов и наглядных пособий. Учились выполнять ротовой вдох с звучанием голоса в процессе выдоха с произнесением гласных и согласных звуков и слогов. Проводила такие упражнения, как «Лопнула шина», «Пой со мной», «Звуковые лягушки», «Вьюга», «Дует ветер», «Эхо», «Звуковые дорожки».

На последнем этапе велась работа над развитием речевого дыхания, учились произносить на одном выдохе цепочки слогов, слов и фраз. Все упражнения на этом этапе выполнялись при ротовом вдохе и на выдохе произносили нараспев слоги, слова и фразы. Проводились такие упражнения, как «Дождик капает по крыше», «Скачет лошадка», «Назови картинки», «Повтори слова», «Слова-вагончики».

Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания была необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. На каждое занятие включала по одному упражнению. По мере овладения упражнений детьми добавляла новые.

В ходе таких упражнений у детей активизировался кислородный обмен во всех тканях организма, что способствовало нормализации и оптимизации его работы в целом. Кроме этого дыхательные упражнения способствовали формированию и развитию правильного дыхания и правильной воздушной струи, что является важным аспектом в развитии речи детей с ОВЗ.

В работе на индивидуальных и подгрупповых занятиях регулярно использовала артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой, которые помогли улучшить кровоснабжение артикуляционных органов, их иннервацию (нервную проводимость, подвижность, укрепить мышечную систему языка, губ, щёк, уменьшить спастичность (напряжённость, так как их целью является выработка правильных, полноценных движений и определённых положений, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Целенаправленные упражнения помогли подготовить артикуляционный аппарат детей к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбирались исходя из правильной артикуляции звука, поэтому они были объединены в комплексы. Каждый комплекс готовил определённые движения и положения губ, языка, вырабатывал правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Также в процессе логопедической работы велась работа по развитию мелкой моторики с использованием Су-Джок-терапии в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми ОВЗ, так как у детей при ряде нарушений речи отмечалась общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени.

Развитие мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях способствовало как речевому развитию, так и выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

Сочетание упражнений по развитию мелкой моторики с речевыми упражнениями показала положительный результат в работе над произносительной стороной речи.

Использование массажа в коррекционной работе как совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека создало положительные кинестезии (мыщечные ощущения, необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предварял артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Подбор массажных комплексов способствовал нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшил их моторику, что положительно повлияло на коррекцию речи. При системном проведении массажа улучшилось функция рецепторов проводящих путей, усилились рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В своей логопедической работе с детьми проводила массаж и самомассаж лицевых мышц, массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, массаж язычной мускулатуры.

Также проводился и самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизировал кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполнял приёмы самомассажа, которые показывал ему педагог.

С детьми проводила массаж ложками, который служит хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу. Дети с удовольствием идут на занятия, и с интересом усваивают движения массажа. Все упражнения выполнялись под чтение стихотворения, что способствовало формированию чувства ритма у детей.

Целью логопедического самомассажа являлось - стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Самомассаж использовался не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно, а также использовался многократно в течение дня, включая его воспитателями в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

Нарушение речи нередко сопровождается проблемами нервной системы. У детей страдают отделы мозга, отвечающие за иннервацию мыщц. При такой патологии дети не могут переключить артикуляционные позы, ощущить тонкие движения языка и губ. Заметна ассиметрия губ, язык либо напряженный собранный в комок, либо может быть вялым, расслабленным. Использование в коррекционной работе элементов зондового массажа укрепляет мышщы артикуляционного аппарата, подготавливает их, ускоряет постановку звука.

Процесс автоматизации звуков часто малоподвижен и утомляем. Для того, чтобы сделать этот процесс более интересным я предлагала детям передвигаться по кабинету по массажным коврикам, проговаривая заданный речевой материал. Проводились такие упражнения, как «Звуковые дорожки», «Игры-ходилки», «Назови и посчитай», «Подойди и назови». Сочетание логопедических заданий и дидактических игр с двигательной нагрузкой с использованием массажных ковриков позволило повысить у детей тонус и работоспособность, нормализовать эмоционально-мотивационную сферу, снять напряжение, что повысило эффективность коррекционной работы в целом. Дети непринужденно автоматизировали звуки в слогах, словах и фразах.

В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе повысилась обучаемость, улучшилось внимание, восприятие, дети научились лучше видеть, слышать, рассуждать, снизился уровень эмоционального напряжения и тревожности, повысилась работоспособность и выносливость, улучшилось зрение, сформировались двигательные умения и навыки, развилась общая и мелкая моторика, повысилась речевая активность, увеличился уровень социальной адаптации.

Таким образом, применение элементов массажа и самомассажа способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.

Положительных стойких результатов работы возможно добиться только в тесном сотрудничестве с семьей воспитанников, потому что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна в коррекционной работе с детьми. Ведь осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы.

Были проведены такие формы работы, как:

- родительские собрания

- анкетирование

-семинары-практикумы

- консультативные пятиминутки

-круглые столы

- посещение занятий родителями.

По результатам диагностики в конце учебного года можно сделать вывод, что развитие речи дошкольников и укрепление их здоровья стало более успешным при систематическом использовании на логопедических занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_vrtev.pptx | 17560,23 Кб
 
Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. ЦветотерапияЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цветотерапия Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания,.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Инновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепкиИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Целью здоровьесберегающих технологий является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о.

Библиотека изображений:

Публикация Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Груздева Людмила на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 22:39
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД