Папки-передвижки

Терапевтические сказки в театрализованной деятельности

Ольга Белая
Терапевтические сказки в театрализованной деятельности

«Терапевтические сказки в театрализованной деятельности»

Разработала: Белая Ольга Анатольевна, воспитатель

Пояснительная записка.

Работая с дошкольниками, я заметила, что не все дети способны воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы других людей. Эта особенность появляется у воспитанников к концу дошкольного детства, если правильно организовать работу с эмоциями. Такая способность, согласно Г. М. Бреславу называется эмоциональной дицентрацией. Не всегда дети могут распознать и описать свои эмоции и эмоции других людей. И я считаю, что необходимо привлекать внимание детей к эмоциональному миру человека, учить их распознавать и выражать некоторые эмоции, стимулировать их самопознание. Сейчас я углублённо работаю над развитием речи детей через театрализованную деятельность, театрализация немыслима без эмоций. Работая по этой теме, я знакомлю детей с эмоциями, учу оценивать и понимать чувства, владеть ими. В этом мне помогают игры, упражнения и терапевтические сказки, которые я собрала и внедрила в свой план работы.

Публикация «Терапевтические сказки в театрализованной деятельности» размещена в разделах

Разработка сценариев терапевтических сказок,

игр, упражнений для развития речи эмоций.

Октябрь

1. Игра-беседа «А просто так»

Цель – первичное знакомство с чувством.

Задачи: учить чувствовать, развивать умение высказывать своё мнение, рассуждать.

2. Терапевтическая сказка «Георгин и бабочка».

Проблема – трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Задачи: учить детей принимать окружающих такими, какие они есть, оценивать поведение героев сказки, подталкивать детей к рассуждению.

Ноябрь

1. Игра-упражнение «Нарисуй чувство» (обида, радость).

Цель – продолжить знакомство с чувствами.

Задачи: учить детей задавать вопросы, развивать умение выделять наиболее значимые детали.

2. Терапевтическая сказка «Мишка-грязнуля».

Проблема – трудности в освоении навыков самообслуживания.

Цель – освоение навыков самообслуживания детьми

Задачи: мобилизовать внутренние силы детей для освоения навыков самообслуживания, научить детей находить новые возможности действовать и побеждать, формировать у детей умение осмысливать содержание сказки, развивать творческие способгости.

Декабрь

1. Игра в ассоциации «Каким растением могла бы быть (радость, обида)»

Цель – показать детям, что чувствовать каждый может по-своему.

Задачи: учить детей уважать чувства других, развивать умение рассуждать.

2. Терапевтическая сказка «Хвастливая чашка».

Проблема – трудности во взаимоотношениях.

Задачи: показать детям, что хвастаться некрасиво, что хвастовством можно обидеть людей, вызвать желание у детей рассуждать, делиться своим мнением.

Январь

1. Игра «Парикмахерская».

Цель – преодоление страхов.

Задачи: вспомнить с детьми, какие у них бывают страхи, показать, что чувство страха есть у каждого и оно даже необходимо в некоторых случаях, дать детям возможность побывать в роли помогающих, а значит сильных.

2. Терапевтическая сказка «Сказка о маленьком Чике».

Проблема – Страх окружающего мира.

Цель – развитие умения преодолевать страхи и трудности.

Задачи: учить вырабатывать уверенность в себе, вызвать желание добиваться своих целей

Февраль

1. Упражнение «Мусорное ведро».

Цель: изучение чувства обиды.

Задачи: Формирование понимания у детей, что каждый человек имеет право на переживание обиды; учить справляться с этим чувством, прощать.

2. Терапевтическая сказка «Два брата лисёнка».

Проблема – трудности во взаимоотношениях с взрослыми.

Задачи: учить детей прощать обиду, не таить в себе; вырабатывать умение обговаривать свою обиду с взрослыми.

Март

1. Игра «Определи чувство».

Цель – обучение распознаванию чувств.

Задачи: формирование умения определять по выражению лица чувства человека, учить мимикой, жестами показывать их.

2. Терапевтическая сказка «Широкое небо».

Проблема – неуверенность в себе.

Задачи: формирование у детей уверенности в себе, в своих поступках, обучение детей рассуждению, высказыванию своей точки зрения.

Апрель

1. Игра «Попугай».

Цель – научить распознавать чувства.

Задачи: развитие умений у детей в передачи разных чувств (голосом, жестом, интонацией) и определение их.

2. Терапевтическая сказка «Как черепашонок до моря добрался».

Проблема – страх окружающего мира.

Задачи: обучение детей преодолению страха, воспитание уверенности в себе, смелости.

Май

1. Игра «Море волнуется».

Цель – научить изображать разные эмоции в придуманной позе.

Задачи: развитие воображения, формирование умения отражать знакомые чувства.

2. Терапевтическая сказка «Наши страхи»

Проблема – страх окружающего мира.

Задачи: формирование представления у детей, что одно и тоже чувство может быть нужным, а может быть и ненужным, вырабатывание умения преодолевать свои страхи.

Июнь

1. Игра – упражнение «Хочукалки».

Цель – тренировать умение владеть своими чувствами.

Задачи: развитие умений детей сдерживать своё нетерпение, тренировка силы воли.

2. Терапевтическая сказка «Три брата».

Проблема – неумение владеть собой

Задачи: развитие умений детей сдерживать свои чувства, эмоции, руководить ими.

Июль

1. Игра «Угадай кто я»

Цель – научить детей входить в роль другого человека, описывать его привычки, увлечения, как свои.

2. Рассказ – обсуждение

Проблема – страх общения со сверстниками.

Задачи: развитие умения понимать чувства других, формирование умения избегать ссор.

Август

1. Игра «Встань на её (его) место».

Цель – учить объяснять свои поступки.

Задачи: формирование у детей понятия свои поступки и поступки других людей, развитие умений прощать и извиняться.

2. Терапевтическая сказка «Енот Тишка».

Проблема – неумение владеть чувствами.

Задачи: формирование представления детей о том, что чувства могут меняться, развитие умения справляться с неприятными чувствами: обиды, грусти, жалости к себе.

1. Конспект НОД «Мишка- грязнуля»

(На основе терапевтической сказки)

Проблема – трудности в освоении самообслуживания.

Цель – освоение навыков самообслуживания детьми

Задачи:

- мобилизовать внутренние силы детей для освоения навыков самообслуживания.

- научить детей находить в себе новые возможности действовать и побеждать.

- формировать у детей умение осмысливать содержание сказки.

- развивать творческие способности детей.

Предварительная работа: Знакомство детей со сказкой «Мишка-грязнуля». Распределение ролей между детьми. Разучивание текста, поговорок о воде. Продуктивная деятельность (рисование, аппликация) .

Оформление: часть группы оформлена под лес, а часть как кукольный домик.

Ход

В – Ребята вы любите умываться?

Д – Да

В – А когда надо умываться?

Д – Примерные ответы: умываются после сна; перед сном; умываются после прогулки; перед приёмом пищи; если испачкались…

В – Зачем люди умываются и пользуются мылом?

Д – Примерные ответы: грязными руками нельзя кушать, попадут в рот микробы; если не умываться, то на лице появятся прыщи, если не мыть руки, то будет болеть живот…

В – Давайте вспомним с вами поговорки о воде

Д - «Водичка, водичка Умой моё личико…»

«Кран откройся, нос умойся…» с выполнением действий.

В – Ребята мы с вами знакомы со сказкой «Мишка-грязнуля». Давайте заглянем

2.

в гости к Мишке. Мишка встречает детей.

М – здравствуйте ребята, проходите, садитесь поудобнее, и посмотрим про меня сказку, какой я был раньше.

Ведущ – Жил – был в кукольном домике Мишка. Он очень не любил мыться. И из за этого жители кукольного домика часто смеялись над ним.

Кукла – Грязнуля!

Заяц – Ты поросёнок, а не медведь.

Кот – С тобой играть не хочется.

Ведущ – Однажды все жители кукольного домика пошли купаться.

Все жители – Мишка ты где? Пошли с нами купаться.

Ведущ – Но Мишка не хотел идти купаться, он спрятался за диван и Все пошли купаться без него.

Мишка – Вода мокрая, а мыло в глаза лезет и в уши. Нет уж не пойду я с ними. Мне и так хорошо.

Ведущ. – Ворчал Мишка, сидя в пыли. Вечером Все снова собрались вместе, но с медвежёнком никто не захотел играть.

Заяц – Фу, какой ты грязный (зайка отпрыгивает)

Кукла – Неряха, ты нас всех перепачкаешь. Уходи, мы не хотим с тобой дружить.

Мишка - Ну и не надо. Я найду себе других друзей.

Ведущ. – И Мишка пошёл в лес. Но лесные зверюшки даже разговаривать с ним не стали и разбежались по своим норкам. Тогда Мишка пошёл на поле, где жил крот.

Мишка – Ты ведь и сам роешься в земле, значит тебе всё равно грязный я, или чистый. Давай с тобой дружить.

Крот – (Сердито) Я работаю в земле, а не вожусь в грязи. А после работы я всегда умываюсь. Не нужен мне такой грязный друг как ты.

Ведущ. – Мишка обиделся и неуклюже поплёлся дальше. Уже совсем стемнело и начался дождь.

Мишка – Я ни кому не нравлюсь. Меня ни кто не пустит к себе в норку. Переначую я в канавке, укроюсь лопухом. Ой, как же мне холодно, мокро и одиноко.

3.

Ведущ. – И Мишка уснул со слезами на глазах Утром дождя уже не было. Лаского светило солнышко и Мишка выбрался из канавки.

Мишка – (Выходит, зевает и потягивается)

Ведущ. - Когда Мишка проходил мимо пруда, то вдруг услышал.

Лягушки – Ква-ха-ха, ква-ха-ха ой умора, какой грязный!

Мишка – Вот я вам сейчас покажу (Бежит к пруду и пугается своего отражения). Ой кто это такой страшный, грязный.

Лягушки – Ква –ква-ква он такой чумазый, что себя не узнал ха-ха-ха.

Мишка – Неужели это и вправду я? Такой страшный, грязный, противный. Теперь я понял почему со мной ни кто не играет. Если так всё оставить, то я превращусь в огромную кучу грязи. Я лучше пойду помоюсь.

Лягушки 1 – На тебе мыло.

2 – Дай я тебя полью.

3 – Возьми мягкий лист, вытрись им.

Мишка – Спасибо лягушки.

Ведущ. – И Мишка пошёл обратно в кукольный домик.

Все жители – Смотрите. Смотрите

Кукла – Какой Мишка чистый.

Заяц – Какой красивый.

Кот – Иди скорей к нам играть!

(Все по очереди обнимают Мишку, пожимают лапу)

Кукла – Вот возьми, я тебе дарю свою любимую ленточку.

Мишка – Я вам всем обещаю, теперь всегда буду мыться

Ведущ – И жители кукольного домика устроили настоящее веселье (Герои приглашают всех детей на танец и игры)

В – ребята, давайте попрощаемся с нашим Мишуткой и поблагодарим артистов аплодисментами.

А таперь, скажите мне о ком эта сказка?

4.

Дети – О жителях кукольного домика. О Мишке грязнули.

В – Почему его называли грязнулей

Ответы детей.

В – Что с Мишкой произошло

Ответы детей.

В – Почему он решил мыться всегда?

В – Как чистого Мишку встретили жители игрушечного домика?

Ответы детей.

В – Какой смысл этой сказки?

Ответы детей.

В – А у нас есть грязнули?

Ответы детей.

В – Давайте прочитаем отрывок из «Мойдодыра

«Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое…»

В – Давайте с вами пойдём и нарисуем понравившийся отрывок из сказки.

1.

Конспект НОД «Маленький Чик»

(На основе терапевтической сказки)

Проблема – страх окружающего мира.

Цель – развитие умения преодолевать страхи и трудности.

Задачи:

- Научить детей размышлять, высказывать своё мнение.

- Формировать у детей умение находить решения и конкретные действия.

- Развивать у детей творческие способности.

Оформление:

Макет гнезда, часть группы оформлена под лес, а часть под домашнее подворье.

Ход НОД

В – Ребята, вы любите театр? (Да). Давайте с вами закроем глаза, я скажу волшебные слова. Мы превратимся в зрителей и посмотрим сказку про маленького Чика. (Лети, лети лепесток, через запад на восток). Усаживайтесь по удобнее, сказка начинается.

Театрализация

Ведещ. – Жил был птенец. Звали его маленький Чик Был он самым слабым среди своих сестёр и братьев и родители за него очень боялись.

Птица-мама – Не подходи близко к краю гнезда.

Папа – Мы за тебя боимся, ты можешь упасть.

Ведущ. - Так проходило детство Чика. Когда братья и сёстры уже начинали вылетать из гнезда, он с грустью смотрел на них.

Чик – наверное я не смогу летать, а буду всё время бродить по гнезду. Мне так грустно и так хочется хоть одним глазком взглянуть на Мир. Заберусь ка я на край гнезда и посмотрю, что делается там, внизу.

2.

В – Чик был совершенно неумелым и первый же порыв ветра столкнул его вниз на мох.

Чик – Ой, я кажется, упал. Ай,ай, ай, что же делать.

Ведущ. – Он не успел даже испугаться, когда увидел, что к нему приближается большое, страшное, животное с зубастой пастью.

Чик – Кто это? Мне надо спасаться, убегать.

Ведущ. – Собака кинулась за нрим.

Собака – Р-р-р-р гав, гав, гав.

Ведущ. – Чик бежал из последних сил, на своих неприспособленных лапках. Он не разбирал дороги и вдруг упёрся в чьи – то пахнущие кожей сапоги. Это был охотник

Охотник – Что это за чудо? И почему взрослая, здоровая птица не улетела от моего пса? Возьму ка я её на ферму своим ребятишкам.

Ведущ. – Всё лето дети играли с Чиком.

Дети – Чик пойдём гулять.

- Чик поймай нас. (Игра «Жмурки с колокольчиком»)

Ведущ – Лето кончилось и дети уехали в город учиться.

А Чика поселили в открытый вольер, так как все знали, что он не умеет летать.

Чик – Мне так скучно здесь одному. Другим птицам хорошо, они везде летают.

Ведущ. – Однажды, через дыру в сетке к Чику проник домашний кот.

Кот – Мяу – мяу сейчас я тебя сцапаю.

Ведущ. – Чика спасло только вмешательство хозяйки.

Хозяйка – Брысь, вот я тебе задам! Ишь, что задумал. (Рассматривает дыру в сетке). Ой какая дыра, надо её заделать.

Хозяин – Сейчас я заделаю эту дыру. Вот, готово!

Ведущ. – А Чик сидел в вольере и рассуждал.

Чик – Всё равно мне теперь всегда будет грозить опасность. Теперь я каждый день буду тренировать свои слабые крылья, чтобы суметь защититься от кота.

3.

(Чик накладывает камни на крылья и удерживает их, поднимая и опуская крылья)

Ну вот, мои крылья уже немного окрепли.

Ведущ. – Но, не смотря на накопленные силы, у Чика даже не появилось желание, что он может полететь, как другие птицы. И вот однажды, кот опять пробрался к нему в вольер. Была ночь, и нападение кота застало Чика в расплох.

Кот – Ага, попался, теперь тебе ни кто не поможет.

Чик – (Подпрыгивая и яростно махая крыльями, отбивается от кота). Брысь, брысь противный кот. (Кот царапает Чика). Я не справлюсь. Я не смогу отбиться от кота.

Ведущ. – И вдруг земля под Чиком сдвинулась, кот остался внизу (Чик летает по группе)

Чик – Я полетел, ура! Ялечу! (Чик летает по группе)

- Прощай ферма и все её жители, я улетаю к своим родным, туда, где мой настоящий дом.

Артисты кланяются.

Дети – Хлопают.

В – Ребята давайте представим, что мы все маленькие Чики, и подумаемЧто же нужно было делать, чтобы не произошло такое с Чиком?

Дети – Предположительные ответы:

- Надо было учиться летать с другими птенцами. Попросить, чтобы они помогли.

- Поговорить с мамой и папой, чтобы они не боялись за него, а помогли научиться летать.

- Надо было самому тренироваться и не бояться ничего…

В – Молодцы ребята, вы все правильно мыслите. Надо учиться преодолевать трудности, а не бояться их.

А теперь давайте поговорим о наших артистах. Кому кто понравился? Почему?

Приблизительные ответы детей:

- громко и выразительно говорил (а).

- Использовал (а) жесты, мимику. Интонацию голоса…

Публикации по теме:

Конспект театрализованной деятельности в средней группе по мотивам русской народной сказки «Колобок»Конспект театрализованной деятельности в средней группе по мотивам русской народной сказки «Колобок» КОНСПЕКТ ООД по театрализованной деятельности в средней группе Тема: «Колобок - по мотивам русской народной сказки». Воспитатель: Карпушкина.

Конспект занятия по театрализованной деятельности. Драматизация русской народной сказки «Репка»Конспект занятия по театрализованной деятельности. Драматизация русской народной сказки «Репка» Младший дошкольный возраст. Воспитатель: Катаева Марина Анатольевна. Цели: приобщение детей младшего дошкольного возраста к русскому народному.

Конспект НОД по театрализованной деятельности в первой младшей группе «Драматизация русской народной сказки «Репка» Ведущая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Цель: создать условия для приобщения детей к театрализованной деятельности,.

Конспект ООД по теме «Волшебство сказки через использование свойств магнитов в театрализованной деятельности» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) № 13 «СКАЗКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК.

Конспект совместной театрализованной деятельности в старшей группе по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» Задачи с интеграцией образовательных областей: Познавательное развитие: - Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского; - Развивать.

Конспект занятия по развитию речи посредством театрализованной деятельности для младшего возраста «В гостях у сказки» «В гостях у сказки» Цель: повысить уровень развития речи детей через театрализованную игру. Задачи: 1. Обучающие: - обогащать словарь детей,.

Конспект занятия по театрализованной деятельности «Инсценировка сказки «Теремок» Конспект занятия по театрализованной деятельности дефектологической группы. Инсценировка сказки «Теремок». Задачи: Образовательные: Закреплять.

Методическая разработка совместной театрализованной деятельности «В гостях у сказки» Актуальность проекта. “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие.

Открытое занятие с элементами театрализованной деятельности для детей старшей группы «Заколдованные сказки»Открытое занятие с элементами театрализованной деятельности для детей старшей группы «Заколдованные сказки» Конспект занятия с элементами театрализованной деятельности для детей старшей группы «Заколдованные сказки» Надежда Колесова Конспект.

План-конспект театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе по мотивам русской народной сказки «Баба Яга» Цель: Приобщать детей к русской национальной национальной культуре, к русским народным сказкам. Задачи: 1. Развивать творческую активность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Терапевтические сказки в театрализованной деятельности
Опубликовано: 9 августа 2017 в 07:22
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Терапевтические сказки в театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Белая на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД