Получи документы

Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в процессе игры

Светлана Платунова
Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в процессе игры

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, в частности дети с ЗПР испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в процессе игры» размещена в разделах

Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие и познавательной сферы ребенка.

Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых для успешного перехода к учебной деятельности.

Отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие ребёнка и реализацию его в учебном процессе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению ребёнка и появлению отклонений в его социализации. Но существует возможность коррекции уже выработанных коммуникативных умений, поэтому актуальной становится социально-педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков у воспитанников, так как особенности дошкольного возраста позволяют рассчитывать на высокую эффективность деятельности.

В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные умения и навыки и учатся жить в обществе.

Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в процессе игры

Одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ является игра.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь : увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Игра формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры,умение сопереживать. В игре они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков, это:

- совмещение элементов игры и учения;

-переход от игр - забав через игры - задачи к учебно–познавательной деятельности;

-постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;

-повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности;

-единство обучающих и воспитательных воздействий.

При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы следует учитывать особенности разноуровнего развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Для этого необходимо помнить несколько простых правил:

1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.

2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за ним.

3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.

5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей, умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

6. Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.

Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы:

- игры-инсценировки,

- игры-забавы,

- игры - соревнования,

- дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры,

- подвижные игры,

- игры-драматизации,

- игры-имитации,

- игры-хороводы,

- беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

Игры на развитие коммуникативных навыков

Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.

Игры помогают преодолеть закомплексованность, развить коммуникативные навыки, помогают участвовать в художественной самодеятельности: занятия концертной деятельностью, участие в утренниках, родительских собраниях и пр. мероприятиях. В нашем детском саду большое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм.

Сюжетно-ролевая игра – идеальна для приобретения социальных навыков. Через игру дети учатся общаться с окружающими, понятно излагать желания, просьбы, договариваться у них формируются навыки культурного поведения.

Поэтому для решения задачи развития у детей социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, коллективных взаимоотношений мы используем сюжетно-ролевую игру.

«В процессе таких игр, ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, во многом зависят возможности будущей социализации»

К концу дошкольного возраста дети в норме должны овладеть самостоятельной сюжетно-ролевой игрой. Они должны объединяться между собой по собственной инициативе, сами определять и разворачивать игровой сюжет, брать на себя соответствующие роли, выполняя те или иные игровые действия.

Для того что бы дети на должном уровне овладели игровыми навыками требуется систематическое и умелое руководство ею со стороны воспитателя даже у нормально развивающихся дошкольников. А у большинства детей с ОВЗ сюжетно-ролевая игра без направляющей роли взрослого и вовсе не формируется.

Сюжетно-ролевая игра воспитанников с ОВЗ имеет свои особенности, связанные с теми или иными ограничениями в здоровье, индивидуальным психо - физическим уровнем развития.

Так игра ребенка с интеллектуальными проблемами в развитии непродолжительна, поверхностна, эмоционально бедна, а высшая форма игры сюжетно-ролевая самостоятельно у детей с интеллектуальными нарушениями не формируется.

Перед воспитателем стоит задача постепенного введения такого ребенка в мир игры, обучение его различным игровым приемам, использованию вариативных средств общения со сверстниками.

При этом важно соблюдать поэтапность в формировании сложного механизма сюжетно - ролевой игры.

Для начала используем несложные, короткие игровые моменты предметами обихода и игрушками (покормить куклу, помыть посуду, проехать на машине под мостом или заехать в гараж и т. д.). Педагог должен постоянно комментировать все действия, показывать их наглядно, не сильно загружая их разнообразием.

Переходя у детей с ОВЗ от предметной к сюжетно-ролевой игре необходимо применять личностный, дифференцированный подход к каждому ребенку.

Для детей с интеллектуальным недоразвитием целесообразно начинать игру на близком и понятном им материале, максимально охватывая тот круг знаний, который им знаком из повседневной жизни. Поэтому знакомство с сюжетно-ролевыми играми мы начинаем с игры «Семья». Они ежедневно видят, что делает мама (готовит еду, наводит порядок, укладывает спать малыша) и играть мы начинаем именно с этого, затем постепенно добавляем игру в «Магазин» (нам необходимо сделать покупки, чтобы приготовить обед, «Автобус» (знакомим с правилами пользования общественным транспортом и правилами безопасности на дороге, «Больница» и т. п. Так постепенно игра «Семья» дополняется новыми сюжетами. На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство.

Дети с ОВЗ, так же, как и дети с нормой, могут оказаться в различной ситуации, опасной для здоровья, жизни, поэтому мы через игру обучаем правилам поведения, связанным с жизнью человека в обществе, мы обыгрываем несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формируя умение ориентироваться на самостоятельное принятие решений.

В процессе обучения детей той или иной игре необходимо помогать им вести диалоги, приходя на помощь всякий раз, когда дети затрудняются сами выразить свою просьбу, желание, мысль в словесной форме.

Чтобы научить общаться во время игры, строить диалоги мы вовлекаем детей с ОВЗ в игры с детьми с нормой развития.

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: что включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений посредством игры, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей приносят, и будут приносить результаты.

Сюжетно–ролевая игра под продуманным руководством воспитателя – способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка с ОВЗ в реальной жизни.

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклойСоциально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой Мы все прекрасно знаем, что кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла,.

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие)Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие) Цель: закреплять знания об обобщающем понятии "транспорт" Задачи: - познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный;.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Коммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельностиКоммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельности .

Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки»Конспект НОД по образовательной области «социально — коммуникативное развитие» (оригами) «Домик для зайки» Задачи: повышать интерес к занятиям по оригами через игру; учить делать из квадрата цветной бумаги дом; воспитывать аккуратность,.

Перспективное планирование ОО «Социально — коммуникативное развитие» (подготовительная к школе группа) Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по социально – коммуникативному развитию с детьми.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в процессе игры
Опубликовано: 24 ноября 2023 в 11:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД