Лучший педагог года

«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Татьяна Чистякова
«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» (студийная работа)

«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

(Джанни Родари)

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка.

Публикация «„Развитие речи детей раннего дошкольного возраста в театрализованной деятельности“» размещена в разделах

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи дошкольника. Это актуальная проблема в современном обществе.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Значение театрализованной деятельности :

помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;

появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;

совершенствует артикуляционный аппарат;

формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;

улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;

дети получают эмоциональный подъём;

способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;

позволяет формировать опыт социального поведения;

стимулирует активную речь;

Педагогическая значимость театрализованных игр выражается их обогащающим воздействием на развитие речи, её выразительности, образности, культуры. Через ролевые высказывания ребёнок-дошкольник усваивает смысл и активно экспериментирует со словом, овладевает различными способами выражения мыслей, характера героя спектакля. Сценическое взаимодействие способствует развитию диалогической речи, создаёт реальные ситуации для овладения культурой общения.

Театрализованная игра – это сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Во время игры ребёнок чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, которые связаны:

-с художественным образованием и воспитанием детей;

-с формированием эстетического вкуса;

-с нравственным воспитанием;

развитием коммуникативных качеств личности;

-с обучением вербальным и невербальным видам общения;

-с воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.

В своей работе мы используем следующие виды театрализованной деятельности :

- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

- художественно-речевая деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

- театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, творческие игры).

Основные направления речевой работы в театральной деятельности : - развитие культуры речи

- развитие артикуляционной моторики,

- речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

- развитие монологической и диалогической, эмоционально насыщенной формы речи

Содержание деятельности

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорки и скороговорки

Пластические и мимические этюды

Упражнения на воображение

Упражнения на имитацию движений

Упражнения на активизацию словарного запаса

Упражнения на интонационную выразительность

Упражнения на формирование разговорной речи

Упражнения на речевое дыхание

Игры со словами и без слов

Хороводные игры

Подвижные игры с героями

Инсценирование потешек, стихов, сказок

Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи : словаря, грамматического строя, диалога, монолога,

совершенствованию звуковой стороны речи.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Дети становятся более раскрепощенными, общительными: постепенно формируется умение формулировать свои мысли и излагать их, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Здесь мы решаем следующие задачи:

- развитие речевого дыхания и правильной артикуляции

- развитие четкой дикции на материале скороговорок и стихов

- развитие разнообразной интонации (пользоваться интонациями, выражающими основные чувства)

- развитие творческой фантазии

- пополнение словарного запаса

Знакомство детей с театральной куклой и театрализованными играми целесообразно начинать в первой младшей группе. Радостную атмосферу малышам создает просмотр инсценировок и небольших драматизированных сказок.

Начиная со второй младшей группы (3-4 года, детей постепенно знакомим с видами театров, основами актёрского мастерства. Для этого используем этюдный тренаж, помогающий развивать внимание, восприятие, память, речь. В этом возрасте у детей формируются простейшие образно-выразительные умения (имитация характерных движений сказочных животных).

Театрализованные игры, способствующие развитию речи

Театральные этюды :

Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).

Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

Я работник сладкий,

Целый день на грядке:

Ем клубнику, ем малину,

Чтоб на всю наесться зиму.

Впереди арбузы — вот.

Где мне взять второй живот?

На носочках я иду — маму я не разбужу

Ах, какой искристый лед,

А по льду пингвин идет.

Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки.

У ребенка в руках воображаемая коробка с конфетами. Он угощает детей, которые берут их и благодарят его. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

Игры-драматизации

«Самолет»

Поиграем в самолет? (Да)

Вы все — крылья, я — пилот.

Получили инструктаж — начинаем пилотаж.

В снег летаем и пургу, У-у-у-у!

Видим чьи-то берега. А-а-а-а!

Ры-ры-ры — рычит мотор, мы летаем выше гор.

Вот снижаемся мы все к нашей взлетной полосе!

Что ж — закончен наш полет.

До свиданья, самолет.

«Умываемся»

Кран откройся, нос умойся, воды не бойся!

Лобик помоем, щечки помоем,

Подбородочек, височки помоем,

Одно ухо, второе ухо — вытрем сухо!

Ой, какие мы чистенькие стали!

А теперь пора гулять,

В лес пойдем мы играть,

А на чем поедем — вы должны сказать.

(Самолет, трамвай, автобус, велосипед).

Стоп!

Дальше ехать нам нельзя! Шины лопнули, друзья.

Будем мы насос качать, воздух в шины надувать.

Ух! Накачали.

«Мишка»

Косолапые ноги, зиму спит в берлоге,

Догадайся и ответь, кто же это спит? (Медведь.)

Вот он Мишенька-медведь, по лесу он ходит.

Находит в дуплах мед и в рот себе кладет.

Облизывает лапу, сластена косолапый.

А пчелы налетают, медведя прогоняют.

А пчелы жалят Мишку: «Не ешь наш мед, воришка!»

Бредет лесной дорогой медведь к себе в берлогу,

Ложится, засыпает и пчелок вспоминает.

Скороговорки на развитие дикции

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Волки рыщут – пищу ищут.

Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,

Рожица, жук, моржонок, флажок.

Виноград, трава, топор,

Шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша,

Крыша, радуга, Каркуша.

Маша шла, шла, шла

И игрушку нашла:

Кошку, матрёшку, шишку, мартышку,

Мышку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, кутушку, лягушек,-

Кто потерял столько игрушек?

Посреди двора дрова

Артикуляционная гимнастика

– Здравствуйте, котята! -Мяу, мяу, мяу

-Здравствуйте, телята! - Му, му, му.

-Здравствуйте, мышата! - Пи, пи, пи.

- Здравствуйте, лягушки! - Ква, ква, ква.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

А сейчас я – дудочка, дудочка – погудочка.

Мне понравилось играть, повторю-ка всё опять.

«Поцелуйчик»

На счет «раз» сомкнутые губы вытянуть вперед, как для поцелуя; на счет «два» губы растянуть в улыбку, не обнажая зубов. Сомкнутыми вытянутыми губами двигать вверх-вниз, вправо- влево; делать круговые вращения по часовой стрелке и против нее.

«Хомячок» Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза, добавляется хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

На занятиях мы используем различные виды театров :

перчаточный

настольный

кукольный

пальчиковый

костюмированный

масочный

теневой

Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного детского мышления, театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Театрализованные занятия, всегда радуют детей, способствуют умственному и речевому развитию. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают и эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованные игры способствуют речевому развитию малышей. Ребёнок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Чем ярче показанное представление, тем больше вероятности того, что ребёнок будет отражать его в своих играх.

Влияние театрализованной деятельности на развитие детей неоспоримо. Это один из самых эффективных способов развития речи и проявления творческих способностей младших дошкольников. Именно в театрализованной деятельности наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка.

Библиография

1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артёмова. – М. : Просвещение, 1991, 95 с.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии. М. : ТЦ Сфера, 2003 г.

3. Буренина А. И. «Театр всевозможного» : От игры до спектакля СПб. 2002.

4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников (2-5 лет). Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М. ;Вако; 2007

5. Доронова Т. Н. Играем в театр : театрализованная деятельность детей 4-6 лет : метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005г.

6. Касаткина Е. И., Реутская Н. А. и др. «Театрализованные игры в детском саду»Издательство ВИРО, 2000

7. Караменко, Т. Н., Караменко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам [Текст] / Т. Н. Караменко, Ю. Г. Караменко. – М. : Просвещение, 1973, 92 с.

8. Лыкова И. А. «Театр на пальчиках» М. 2012г.

9. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М. Д. Маханева. – М. : Творческий центр, 2003, 104 с.

10. Петрова И. М. «Театр на столе» - Детство – пресс, 2006г.

11. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких» - М; 2009г.

12. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст] / Н. Ф. Сорокина. – М. : Аркти, 2004, 87 с.

13. Трифонова, Н. Кукольный театр своими руками [Текст] / Н. Трифонова. – М. : Айрис-Пресс, 2001, 53 с.

14. Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

15. Электронные ресурсы: сайт www.maam.ru; www.pedportal.ru .

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Опубликовано: 12 января 2020 в 23:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД