Папки-передвижки

Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации

Елена Кругликова
Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации

Актуальность.

Успешная деятельность по формированию преемственности между современным детском садом и школой проводится в соответствии с ФГОС. Педагоги реализуют общественный заказ, бережно сохраняя особенности каждого возраста, оказывая содействие семьям воспитанников и учеников.

Преемственность в свете государственных стандартов

Публикация «Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации» размещена в разделах

Принимая ФГОС, государство устанавливает норму образованности, соответствующую идеалам общества. В документе отражены ожидания социума к уровню образования дошкольников. На эти ориентиры опираются учредители, специалисты, семьи воспитанников ДОУ, общественность. Система дошкольного и школьного образования находит общие точки соприкосновения, становится единым целым.

ДОУ и начальная школа взаимодействуют по трем направлениям:

• Согласование направлений работы по преемственности, целей и задач.

• Тщательный отбор содержания образования, как в ДОУ, так и в начальной школе.

• Расширение диапазона методов обучения, постоянный поиск новых форм работы.

Сейчас приоритетом для российской системы образования стало качество полученных детьми знаний и умений. Если между ступенями образования нет плавного перехода, такого качества добиться будет очень непросто.

Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте. С уходом детей из школы это желание получать знания не должно заканчиваться, оно в идеале сохраняется на протяжении всей жизни. В соответствии со ФГОС начальной школы, одна из главных задач этого звена — освоение УУД (универсальных учебных действий) :

• личностных;

• коммуникативных;

• регулятивных;

• познавательных.

Не всегда педагоги и родители правильно понимают, как плавно и наименее травматично для психики ребенка провести переход между школой и детским садом. Они убеждены, что раннее освоение программы первого класса облегчит их ребенку адаптацию, поможет хорошо учиться. Хотя на самом деле не так уж важно, насколько хорошо ребенок умеет читать или считать. Главное — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности, развиты ли качества психики, значимые для учебы в школе.

Как сохранить образовательную систему целостной

В основе ФГОС лежит обучение ребенка умению самостоятельно добывать знания. Обоснованность деятельностного подхода подтверждается научными исследованиями, утверждающих, что любые знания могут лежать мертвым грузом, если ребенок не может их применить.

«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я пойму, дай попробовать — и я запомню». Информация, преподносимая педагогом, не должна восприниматься пассивно. Знания передаются дошкольникам не в готовом виде, а осваиваются ими в процессе совместной с воспитателем деятельности. Так развивается сотрудничество взрослого и ребенка, коммуникативные способности детей. У дошкольников формируют психологические качества, облегчающие овладение учебной деятельностью:

• инициативность,

• самостоятельность,

• креативность,

• любознательность,

• произвольность.

Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.

Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.

Понимание особенностей личности воспитателя и учителя важно не менее, чем формирование интереса к школе. Для многих первоклассников сильным стрессом становится то, что между учеником и учителем должна присутствовать определенная дистанция. В детском саду воспитатель эмоционально ближе к детям, он как бы заменяет родителей во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Такие различия еще более усложняют адаптацию первоклассников, привыкших к психологическому комфорту в отношениях с взрослыми.

Задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования :

• выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;

• максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;

• просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка;

• создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;

• распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.

И школа, и детский сад не могут быть закрытыми общественными институтами. Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.

Методы и формы создания преемственности на пороге школы

При правильно организованном плавном переходе в школу и родители, и дети всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, что их ожидает, на квалифицированную помощь и поддержку психологов и педагогов.

Возможные формы работы с дошкольниками :

• экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т. д. ;

• знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;

• проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);

• участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;

• подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.

Работа с педагогами:

• посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в ДОУ;

• совместные тренинги для педагогов, проведенные психологом;

• анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОУ;

• анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;

• проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов».

Взаимодействие с родителями будущих первоклассников:

• дни открытых дверей в школе и в детском саду;

• встречи с учителями;

• консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;

• совместные родительские собрания, дискуссионные клубы;

• курс обучения на тему психологической готовности к школе.

Если целенаправленно заниматься формированием преемственности, это поможет детям проявить волевые усилия, инициативность и уверенность в себе, креативность и положительное отношение к себе и свои товарищам при переходе в первый класс.

Преемственность при переходе младших школьников в среднее звено

Задача сохранения непрерывности образования не менее остро встает перед педагогами при переходе учеников из четвертого в пятый класс. Преемственность начальной школы и среднего звена в рамках ФГОС решает следующие задачи:

• сохранение основного посыла, созданного в начальной школе, — умения учиться;

• учет особенностей физического и психического развития каждого возрастного периода;

• развитие индивидуальности всех учеников;

• сохранение физического здоровья и эмоционального комфорта школьников на переходном этапе.

В пятом классе школьников ждет много нового : образ жизни, условия, в которых проходит учебная деятельность, изменение взаимоотношений со значимыми взрослыми и сверстниками, изменение статуса в классном коллективе. Если ребенок не сразу адаптировался к условиям средней школы, он может значительно снизить показатели успеваемости. Выпускников 4 класса на этом переходном этапе ожидают следующие трудности:

• вместо одного учителя они вынуждены взаимодействовать с 8-10 преподавателями с разным стилем объяснения материала, различной системой оценивания, разным отношением к ученикам;

• изменился режим дня и количество учебной нагрузки, объем домашних заданий;

• не всегда программа начальной школы и среднего звена состыковывается друг с другом;

• методика преподавания не адаптирована к возрастным особенностям психики детей.

При реализации преемственности начальной школы и среднего звена нужно сохранить познавательную мотивацию. Без такого стимула невозможно успешно учиться в средней школе. Не все учителя-предметники в состоянии перейти на систему преподавания, основанную на обучении умению добывать знания, тогда как ранее они были ориентированы на большой объем предлагаемой информации.

Формы работы по преемственности между начальной школой и средним звеном :

• изучение педагогами 1-4 классов учебных программ 5 класса, а учителями, преподающими предметы в средней школе — изучение программы начального звена;

• посещение уроков в 4 классе потенциальным классным руководителем и учителями-предметниками;

• создание общих критериев оценивания учебной деятельности в четвертом и в пятом классе;

• совместный анализ срезовых работ четвероклассников;

• проведение родительского собрания по окончании начальной школы совместно с будущим классным руководителем и остальными преподавателями, информирование о методах мотивации младших школьников.

Чтобы облегчить адаптацию дошкольников к началу обучения в школе и переход из начального в среднее звено нужно ориентироваться на требования государственного стандарта, сохранять ключевые новообразования каждого возраста.

Публикации по теме:

Преемственность в работе детского сада и школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо.

Консультация «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС» В истории человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Их воспитательные функции различны,.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС «Уголок психологической разгрузки в группах детского сада»Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС «Уголок психологической разгрузки в группах детского сада» Психологическая работа включает не только коррекционную и развивающую, но и психопросветительскую, которая не маловажна и дает очень действенный.

Преемственность детского сада и школы в группах с изучением хакасского языка Хакасский язык является вторым государственным языком в РХ (наряду с русским языком). Но сейчас остро встал вопрос о необходимости обучения.

Преемственность в работе детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОC «Преемственность в работе детского сада и начальной школы в условиях реализации ФГОС» Маркова Аксинья Романовна Воспитатель.

Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и школы в условиях реализации ФГОС На современном этапе, в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, произошло смещение.

Содержание деятельности педагога детского сада по выявлению потребностей и интересов детей в соответствии с ФГОС Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать.

Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС Детство - этап подготовки к.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть IВзаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть I «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» В. А. Сухомлинский С введением федерального.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть IIIВзаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть III «Какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Тот, кому удается создать такую.

Библиотека изображений:

Публикация Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Кругликова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации
Опубликовано: 2 сентября 2018 в 23:25
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД