Папки-передвижки

Практика применения интерактивных форм и методов профилактической работы с детьми «группы риска»

Евгения Глухих
Практика применения интерактивных форм и методов профилактической работы с детьми «группы риска»

На сегодняшний день мы столкнулись с дефицитом знаний в области педагогического воздействия с детьми девиантного поведения и «группы риска». Появились такие социальные проблемы, которые 20-30 лет назад представлялись нам реалиями другого мира: детской безнадзорностью, бродяжничеством, попрошайничеством, открытой агрессией и деструктивными конфликтами, токсикоманией и алкоголизмом, воровством и другими формами отклоняющегося поведения.

Публикация «Практика применения интерактивных форм и методов профилактической работы с детьми „группы риска“» размещена в разделах

Цель профилактической работы заключается в поиске инновационных методов профилактики, это обусловлено тем, что существующие методы уже потеряли свою новизну и как следствие – актуальность. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Под интерактивными методами применения понимают систему правил организации продуктивного взаимодействия ребёнка между собой и с педагогом в форме различных занятий, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Различают две группы методов профилактической работы : традиционные и интерактивные. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по своей задаче.

В традиционном методе педагог выступает в позиции лектора, где излагает новый материал, демонстрирует, объясняет, отвечает на вопросы и т. д. Задача ребёнка при применении традиционного метода заключается в том, чтобы выслушать, понять и воспроизвести своё мнение при контроле.

При интерактивном - педагог выступает в позиции консультанта. Вступает с ребёнком в диалог. Он обращается к личному опыту детей, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и новой информации. Задача - уметь мыслить, размышлять, осмысливать свои действия.

По сравнению с традиционными, в интерактивных формах и методах применения меняется и взаимодействие с педагогом: здесь ребёнок становится активным, задача педагога - создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии дети выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыт ведущего, который не столько даёт готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску.

К основным видам интерактивных методов можно отнести : «мозговой штурм», игры (деловые, ролевые, сюжетные, имитационные и т. д., дискуссии, беседы (индивидуальные, разъяснительные, диалоги, размышления, кейс-методы (или кейс-студии, тренинги, обсуждение видеофильмов.

Разберём на примерах применения интерактивных форм и методов профилактической работы с детьми «группы риска».

Ребёнок «группы риска» совершил дисциплинарное нарушение – самовольный уход. Проведём с ним кейс-метод (или кейс-студию) в традиционной форме и интерактивной. Кейс-метод - это описание конкретной ситуации. Кейс – значит, что надо проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение.

Традиционная форма кейс-метода – приглашаем ребёнка, описываем сложившую ситуацию, анализируем, ребёнок слушает и должен понять, что он совершил нарушение дисциплины. В конце педагог предлагает оптимальное решение данной проблемы, с которым ребёнок соглашается.

В этой форме педагог – активен, а ребёнок – пассивен.

Интерактивная форма кейс-метода – приглашаем ребёнка и предлагаем ему самому описать сложившую ситуацию, высказать свою точку зрения, проанализировать и принять оптимальное решение в данной проблеме самостоятельно. В конце занятия ребёнок консультируется с педагогом – правильно ли он пришёл к выводу.

В этой форме наоборот : здесь ребёнок – активен, а педагог – пассивен.

Проведём ещё один из интересных методов – «мозговой штурм».

Традиционная форма. Как правило, участники процесса – это группа детей и педагог, который объявляет главную задачу и предлагает остальным участникам несколько своих вариантов идей для решения данной проблемы. Советуется с детьми, какой вариант решения более подходит, анализирует выбранный вариант, опять советуется и убеждает детей, что выбрали правильное решение.

В этой форме педагог – активен, а ребёнок – менее активен.

Интерактивная форма. Также, участники процесса – это группа детей и педагог, который объявляет главную задачу и предлагает высказывать каждому свои соображения, мнение и варианты решения проблемы. Важно, чтобы первыми высказались младшие по возрасту и далее - по старшинству. Почему начинают с младших, потому что замечено, что чаще всего дети младшего возраста предлагают весьма тривиальные идеи и когда дети старшего возраста начинают предлагать актуальные идеи к решению проблемы, тогда процесс набирает обороты, а участники активнее вовлекаются в обсуждение, их творческий потенциал раскрывается в полной мере и рождает весьма интересные и необычные замыслы. В течение всего мероприятия педагог следит за процессом и фиксирует все высказанные идеи, а затем предлагает самостоятельно отобрать, проанализировать лучшие из них. В итоге группа «мозгового штурма» находит самый нетривиальный и эффективный подход к решению поставленной задачи.

В этой форме ребёнок – активен, а педагог – менее активен.

Теперь предлагаю поэкспериментировать и заочно применить интерактивные методы профилактической работе с детьми «группы риска».

Каждая команда получает задание: имея «на руках» ситуацию и форму занятия, вы должны придумать тему профилактического мероприятия с обязательным использованием интерактивной формы. Потом проверим, как вы справились.

Итак, первой команде – ребёнок «группы риска» совершил правонарушение - воровство. Проведите с ним профилактическую работу и примените интерактивную форму игры.

Второй команде – ребёнок «группы риска» совершил дисциплинарное нарушение - употребление спиртных напитков. Проведите с ним профилактическую работу и примените интерактивную форму диалога.

И третьей команде – ребёнок «группы риска» систематически совершает нарушение дисциплины, выраженное в - драках, грубости, сквернословии, частые пропуски уроков в школе. Проведите с ним профилактическую работу и примените интерактивную форму дискуссии.

(Подведение итогов).

Таким образом, можно сделать вывод, что применение интерактивных форм и методов профилактической работы, это форма работы, которая позволяет наладить взаимодействие педагога с ребёнком в ходе учебного процесса.

Все интерактивные формы и методы призваны решать главную задачу — научить и развивать ребенка. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_jd5b1.pptx | 7411,88 Кб
 
Публикации по теме:

Программа профилактической работы через игровое взаимодействие с детьми в период адаптации При поступлении в детский сад, малыш впервые начинает осваивать мир ДОУ: режим дня, отсутствие родных, новые требования, постоянное общение.

Игры с детьми группы «риска» Игры с детьми группы «риска» Психокоррекция детско-родительских отношений должна быть направлена на повышение у взрослых чуткости и внимания.

Использование интерактивных форм работы по формированию краеведческих знаний. Видеоролик по кубановедению Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень.

Опыт работы «Эффективность применения методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию из общения опыта работы "эффективность применения методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного.

Консультация для педагогов «Организация работы ДОУ с детьми группы риска» Семьям группы риска уделяется особое внимание, так как именно в семье формируется отношение ребёнка к самому себе и к окружающим его людям,.

Особенности социально-профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы Основы социальной - профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы. Прогрессирующая тенденция.

План конспект открытого урока в ДМШ «Разнообразие форм и методов работы с детским фольклорным ансамблем» План конспект открытого урока «Разнообразие форм и методов работы с детским фольклорным ансамблем» по хору «Свирелька» преподавателя МБУ.

План работы с обучающимися «Группы риска» План работы с обучающимися «Группы риска» на 2018-2019 учебный год Цель:создание правовых, социально-организованных условий для самореализации.

Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми «группы риска» Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения.

Содержание профилактической и коррекционной работы с тревожными детьми Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только.

Опубликовано в разделах:

Публикация Практика применения интерактивных форм и методов профилактической работы с детьми «группы риска» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Евгения Глухих на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Практика применения интерактивных форм и методов профилактической работы с детьми «группы риска»
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 15:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД