Получи документы

Особенности социально-профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы

Петухова Дарья Ивановна
Особенности социально-профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы

Основы социальной - профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы.

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом, на их профилактику, т. е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека.

Публикация «Особенности социально-профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы» размещена в разделах

Понятие профилактики раскрывается в законе РФ № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Согласно данному Федеральному закону, профилактика правонарушений несовершеннолетних - это система мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и их семьями.

Профилактика является одной из наиболее распространенных технологий работы с подростками девиантного поведения.

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения в поведении подростков (М. А. Галагузова).

Психологом В. В. Ковалевым социальная профилактика определена как деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.

Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение отклоняющегося поведения.

Поэтому в социальной педагогике под профилактикой понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у несовершеннолетних, входящих в группу социального риска; сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья ребенка, содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Предупреждение отклоняющееся поведение подростков и преодоление школьной дезадаптации обучающихся с целью недопущения дальнейшего углубления девиации - это профилактическая деятельность социального педагога, которая занимает важную роль в его деятельности.

Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика, рассматривается как комплекс социальных, образовательно-воспитательных и психолого-медицинских мероприятий, предупреждающих зарождение поведенческих отклонений у несовершеннолетних:

изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;

изучение и коррекция нарушения детско-родительских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии.

Вторичная профилактика - комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и правовых мер, направленных на предупреждение формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних и перехода к уголовно-наказуемым:

исследование генографии семьи;

коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей;

определение детско-родительских границ;

наличие четких семейных ролей.

Третичная профилактика - комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и нормативно-правовых мер, направленных на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального статуса несовершеннолетнего, имевшего проблемы с отклонениями в поведении и возвращении его в семью, образовательное учреждение и к общественно-полезной деятельности.

проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление и его наказание.

Выделяют также раннюю и позднюю социальную профилактику:

Ранняя профилактика - рассматривается как деятельность по созданию условий для успешной социализации, приобщению к социальным нормам, ценностям, культуре, сознательной активной деятельности, а также нейтрализации или устранению причин девиаций у подростков.

Поздняя профилактика - как меры по коррекции и исправлению подростков, которых уже приобрели формы девиантного поведение.

Основные направления работы в школе определены проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей. Основной целью работы является социализация личности ребенка в современных условиях. Решаются задачи формирования социально - активной личности, формирования у подростка знаний и опыта социально - полезной деятельности.

В работе с подростками используются индивидуальные беседы, консультации с учащимися, посещение уроков, работа с семьей. С целью профилактики девиантного поведения проводятся мероприятия по возрастным группам. На каждого ребенка составляется индивидуальная карта, совместно с классными руководителями и психологом школы проводится диагностика, которая показывает уровень развития и адаптации подростка.

Организуя процесс социальной профилактики отклоняющегося поведения подростков в школе, социальный педагог может использовать следующие способы: психолого-педагогическое изучение и отслеживание ребенка на протяжении всего периода его обучения в школе, своевременное выявление состояния обучающихся; просветительская деятельность в вопросах обучения и воспитания, психического развития детей и подростков, направленная на повышение уровня компетентности взаимодействующих с ребенком взрослых; организация психолого-педагогических консилиумов для анализа поведения и развития школьников с отклонениями в поведении; комплексные консультации специалистов для педагогов и родителей, проводимые на основании данных социально психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики; совместные семинары и психолого-педагогические практикумы для учителей, родителей; разработка индивидуальных программ коррекционной работы и их реализация на уровне образовательного учреждения.

Профилактическая работа предполагает взаимодействие социального педагога с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании необходимой помощи учащемуся и его семье, где социальный педагог выполняет роль координатора воспитательных усилий школы, семьи и социальных служб. Проводится разносторонняя работа не только с детьми, но и семьями. Однако профилактика девиантного поведения реализовывается не в полном объеме, так как родительская общественность пассивна в работе по данному направлению.

В общеобразовательных организациях проводят мероприятия по правовому воспитанию, где информируют детей об их правах и о обязанностях, так же проводят родительские собрания по правам ребенка, о правах и обязанностях родителей, об административной ответственности родителей за ненадлежащее выполнение ими родительских обязанностей. Так же проводят мероприятия по формированию здорового образа жизни, информированию о пагубных последствиях вредных привычек с медицинской точки зрения (наркомания, алкоголизм и табака курение).

Одним из важных факторов профилактики является занятость обучающихся в свободное время, поэтому в школе большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования, вовлечение подростков в кружки и секции. В школе функционируют кружковые объединения.

В деятельности социального педагога школы, осуществляющего профилактику девиантного поведения, можно выделить определенный алгоритм работы (по С. С. Гилю) .

Диагностика проблем личностного и социального развития девиантных подростков. Сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, анализируются и систематизируются информация, чтобы выявить причины девиантного поведения подростка. Специалист изучает индивидуальные особенности ребенка, выявляет его трудности и проблемы, отклонения в поведении, определяет их причины; исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка. На данном этапе используются следующие методы и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документации и т. д.

Разработка профилактической программы. По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем и подбирает психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения. Индивидуальные профилактические программы разрабатываются в рамках индивидуальных программ комплексной профилактики.

Реализация программ профилактики девиантного поведения обучающихся школы. На протяжении актуального периода осуществляется социально-психолого-педагогическое сопровождение подростка с трудностями в воспитании. Отслеживается динамика развития позитивных форм поведения, оказывается психологическая помощь во взаимоотношениях с педагогами, учащимися и родителями. Организуется работа Совета профилактики, тематических педагогических советов по наиболее актуальным проблемам профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних с привлечением различных субъектов профилактики. Проводят беседы с социальным педагогом, с психологом, с классным руководителем, с администрацией школы, с инспектором ОДН. Проводится профилактическая работа с родителями. Реализация данного этапа включает в себя: работу с родителями, работу с педагогическим коллективом, работу с учащимися.

Итогово - оценочный. Направлен на оценку эффективности проведения профилактической работы, внесение в нее необходимых корректив.

Социологическое исследование востребованности социального проекта театральная студия для детей с девиантным поведением "СценА" .

Изучив теоретические подходы к проблеме профилактики девиантного поведения подростков, мы разработали социальный проект и провели социологическое исследование среди педагогического состава, целью которого являлось определить востребованность социального проекта театральная студия для детей с девиантным поведением "СценА".

В данном параграфе раскрыто социологическое исследование по изучению мнения педагогического состава о необходимости разработки и готовности участия в социальном проекте театральной студии для детей с дивиантным поведением "СценА" на базе общеобразовательной школы №29 г. Березники.

Цель исследования: определение востребованности социального проекта театральная студия для детей с девиантным поведением "СценА".

Задачи исследования:

1. Подобрать инструментарий для проведения социологического исследования.

2. Определить уровень социальной заинтересованности общественности в социальном проекте театральная студия для детей с девиантным поведением "СценА".

3. Дать оценку готовности участия и в социальном проекте.

Для решения поставленных задач были использованы: социологический опрос, беседа с педагогическим составом школы.

В исследовании принимали участие специалисты общеобразовательной школы № 29: 23 педагога данного учреждения, 5 членов администрации, музыкальный руководитель, психолог, социальный педагог.

Респондентам было задано 4 вопроса, на которые они должны были ответить. По ответам были составлены диаграммы.

Для проведения социологического опроса были предложены следующие вопросы:

1. Считаете ли вы что девиантное поведение подростков это социально значимая проблема?

2. Как бы вы оценили необходимость социального проекта по социальной профилактики девиантного поведения обучающихся на базе школы?

3. Если бы на базе школы был реализован социальный проект театральной студии "СценА", приняли бы вы в нем участие?

4. Как вы считаете поможет ли данный социальный проект решить проблемы социализации девиантных подростков и повысить их духовно-нравственную культуру?

Результаты социологического опроса выглядят следующим образом:

Проблемы социальной профилактики детей с девиантным поведением волнует педагогов и они заинтересованы в данном направлении. Из ответов респондентов видно, что 74 % респондентов не отрицают, что дети с девиантным поведением - это социальная проблема современного общества. 10 % опрошенных достаточно равнодушно относятся к этой проблеме. Встречались комментарии, связанные с тем, что проект востребованный и интересный, но навряд ли его будут финансировать.

Оценивая необходимость социального проекта "СценА" и анализируя ответы, можно сделать вывод о том, что в целом преимущественно больше специалистов позитивно оценивают необходимость данного социального проекта на базе общеобразовательного учреждения. Анализируя ответы, можно сделать вывод о том, что педагоги приняли бы участие в социальном проекте театральной студии для детей с девиантным поведением. Результаты опроса доказывают, что социальная профилактика детей с девиантным поведением, посредствам театральной студии на базе школы актуальна.

Данный социальный проект по мнению большинства преподавателей вполне мог бы решить проблему социализации и духовно-нравственного воспитания детей с девиантным поведением.

Беседа со специалистами МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 29" г. Березники для определения необходимости и пользы данного проекта театральной студии "СценА", показало, что есть необходимость в осуществлении социального проекта в жизнь. Специалисты понимают, что после реализации данного проекта у детей расширится социальный опыт, повысится культура поведения и нравственность у детей с девиантным поведением посредством вовлечения в совместную деятельность в условиях школы, что в дальнейшем приведёт к успешной социальной профилактики девиантного поведения среди обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения. Реализация данного проекта по мнению педагогического состава положительно повлияет на детей с девиантным поведением, поможет расширить кругозор детей, а также получить положительные эмоции.

Подводя итоги проведенного социологического исследования, следует отметить положительное отношение подавляющего большинства участников опросов к разработке и реализации социального проекта театральной студии для детей с девиантным поведением "СценА".

Описание социального проекта "Театральная студия для детей с девиантным поведением «СценА»".

Подростковый возраст занимает в формировании личности человека особое место. В этот период происходят глубокая перестройка и мощный подъем жизнедеятельности организма, бурное развитие самосознания и энергичный рост физических, моральных и интеллектуальных сил, закладываются основы мировоззрения, начинают формироваться идеалы и убеждения.

Дети дошкольного возраста обязательно заняты в УДО, но после постепенно начинают реже посещать занятия пока совсем не перестают этого делать. В итоге дети 7 - 9 класс уже ни какой деятельностью внешкольной не заняты, у них много свободного времени, которое в итоге тратят на бродяжничество, у них нет обязательства в планировании своего времени, они предоставлены сами себе. У дети в силу подросткового возраста и других факторов формируется дивиантное поведение.

В силу изменившихся ценностей за последние десятилетия театр ушёл на 2 план. Дети не знают что такое театр, не имеют представление о его искусстве. Не каждый ребёнок был в театре.

Театр это не только сцена и постановка, театр это целая школа жизни. Такая база знаний поможет ребёнку определится со своим будущим (выбор профессии, научится красиво разговаривать, держать себя на публике, ни чего не боятся и не стеснятся, а такие навыки нужны не только в театре, но и, например, для работы учителем или даже адвокатом.

Театральное искусство рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т. е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у обучающихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Данный проект вовлечёт девиантных подростков в дополнительное образование и в сферу культуры посредством театра.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: создание условий для развития нравственной, социально - активной, и творческой личности подростка, через сотрудничество обучающегося и педагога в рамках театрально студии "СценА" и других видов творческой деятельности посредством комплексного обучения основам театрального искусства.

Задачи проекта:

1. Обеспечение необходимых условий для личностного творческого развития подростка;

2. Формирование общей культуры подростка;

3. Способствовать развитию эстетического вкуса, социальной и творческой активность;

4. Обеспечить условия для профилактики девиантного поведения подростков;

5. Повысить навыки социализации подростков;

Описание проекта.

Проект "СценА" направлен на профилактику девиантного поведения у детей стоящих на внутришкольном учёте.

Театральная студия "СценА" для детей с дивиантным поведением создаётся для того, что бы организовать досуговую деятельность детей, понизить процент детей стоящих на учёте в школе, повысить социальную активность детей. Способствует решению проблемы духовно-нравственного воспитания посредством приобщения детей к культуре.

Срок реализации программы - 11 месяцев. Занятия в театральной студии проводятся в групповой форме. Группа будет состоять от 15 до 20 человек, в возрасте от 13 до 15 лет. Продолжительность одного занятия будет 2 академических часа. Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

На подготовительном этапе формируется группа из детей стоящих на внутришкольном учёте. Планируется провести социологический опрос (состоящий из 4 вопросов) педагогического состава об их мнении о социальном проекте театральной студии "СценА" .

Создается интернет страница в социальных сетях ВКонтакте и Instagram, для размещения информации о работе театральной студии "СценА". В интернет страницах будут размещаться главные новости, фото и видео отчёты, расписание занятий для участников проекта, статьи, информация о предстоящих спектаклях и другая полезная информация для детей и их родителей, для педагогов, для субъектов профилактики, для спонсоров и партнёров. Так же будет создана беседа-конференция в социальной сети ВКонтакте для связи между участниками группы и их руководителем.

Информация о данном проекте будет размещена на сайте школы и на её других интернет страницах.

Для проведения занятий в театральной студии "СценА" привлекается педагог театрального искусства из Дома Культуры и заключается с ним договор. Для защиты прав детей так же будет заключён договор с детьми участвующих в данном проекте, с объяснением информации на доступном для них уровне.

На протяжении реализации социального проекта будут проводится диагностические мероприятия по оценке личностных результатов у подростков принимающих участие в проекте.

Базой нашего проекта будет являться кабинет МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 29" г. Березники, улица Свердлова 65. Заключается договор об аренде помещения.

В рамках проекта запланированы дополнительные услуги преподавателя ИЗО и технологии: изготовление декораций которые будут необходимы в ходе проекта, для проведения тренинговых занятий привлекаются преподаватели музыки, психолог, а так же мастер-классы от актёров ДК.

На основном этапе данного проекта начинается непосредственная работа с детьми (Сентябрь - май). В проекте будут задействованы различные методы работы с детьми:

Групповые тренинги будут проводить преподаватели школы или педагог из УДО. Например, тренинг "Я не боюсь", цель которого является - научить подростка не боятся сцены, не стеснятся друг друга и научится изображать различные эмоции.

Ещё возможны мастер-классы с актерами в доме культуры.

Походы в театр и музей играют роль вдохновителя для детей, цель этих походов вдохновить детей на творческую деятельность и приобщить их к культуре. Так же научить детей правильно вести себя в обществе.

Лекции.

Занятия в театральной студии "СценА" ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Раздел "Культура и техника речи" объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии.

В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел "Ритмопластика" включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел "Театральная игра" предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел "Этика и этикет" включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет, воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра, индивидуальную диагностику нравственного развития обучающегося и возможную его корректировку. В данном разделе кроме лекций и упражнений обучающиеся с педагогом будут посещать театры и музеи, где они будут демонстрировать навыки своего поведения, общения, будут осмыслять и анализировать увиденное.

Так же будет показательное выступление в ДК. Будут приглашены представители субъектов профилактики. На этот спектакль смогут прийти все желающие города Березники, за символическую сумму 50 рублей. Собранные деньги со спектакля преподаватель с детьми отправит их в благотворительный фонд.

На заключительном этапе проекта проводится мониторинговое исследование целевой группы, участников проекта. С помощью различных диагностик, таких как опрос целевой группы, а так же с помощью интервью мы анализируем и даём оценку дальнейшей жизни проекта.

Собранный опыт в ходе реализации проекта можно будет в дальнейшем использовать в практике. Проект будет продолжать свою деятельность в школе №29, г. Березники, как дополнительное образование для детей с дивиантным поведением. Ежегодно после годового обучения дети будут давать отчётный спектакль в ДК.

После реализации проекта можно написать методические рекомендации по работе с данной категорией детей.

В дальнейшем можно будет создать площадку театральной студии на город, т. е театральная студия отделится от школы станет самостоятельным учреждением, которое будет взаимодействовать не только с одной школой, но и с другими школами города. В такой студии будет не одна группа подростков, а несколько.

Публикации по теме:

Развитие социально-коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы Актуальность : Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы попадают.

Анализ основной общеобразовательной рабочей программы дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС Рабочая программа для 2 младшей группы МБДОУ детский сад «Солнышко» с. Большеустьикинское разработанная в соответствии с Образовательной.

Опыт работы «Особенности работы с детьми с моторной алалией» Особенности индивидуальной работы с ребенком. Моторная алалия I уровень Систему методической работы при моторной алалии я выработала в.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Особенности организации занятий по социально-эмоциональному развитию в работе воспитателя с детьми с ментальными нарушениями Социально-эмоциональное развитие – это одно из четырёх направлений развития ребёнка, наряду с физическим, интеллектуальным и духовным. К.

Особенности работы воспитателя в группе детей школьного возраста в условиях СРЦН Отсутствие коммуникативных навыков свойственно детям, поступающим в реабилитационные центры. Поэтому важнейшая задача воспитателя – помочь.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

Ребенок с ОВЗ в общеобразовательной группе. Особенности взаимодействияРебенок с ОВЗ в общеобразовательной группе. Особенности взаимодействия О том, что детей с отклонениями развивать можно и нужно в массовых образовательных учреждениях, писал еще Выготский Л. С. в 20 годы. "Специальная.

Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы) Один из ориентиров ФГОС дошкольного образования – создание условий для позитивной социализации и индивидуализации дошкольников. Проблема.

Содержание профилактической и коррекционной работы с тревожными детьми Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только.

Библиотека изображений:

Публикация Особенности социально-профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Петухова Дарья Ивановна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности социально-профилактической работы с детьми с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы
Опубликовано: 11 июня 2019 в 17:23
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД