Папки-передвижки

Педагогические условия социализации детей в России средствами народных игр

Наталья Борисовна Колганова
Педагогические условия социализации детей в России средствами народных игр

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.

Публикация «Педагогические условия социализации детей в России средствами народных игр» размещена в разделах

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т. д.). Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т. д.).

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Исследователи детской игры отмечают, что народная игра является важным средством социализации ребенка. Поскольку основным назначением народной игры является подготовка ребенка к полноценной социальной деятельности, эта задача решается через моделирование социальной жизни, включение ребенка в эту деятельность, преодоление возникающих затруднений, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами. В игре ребенок всему подражает: копирует жизнь взрослых, воспроизводит жизнь знакомых животных, которых наблюдал, о которых слышал. Игровая культура является спутником человека на протяжении всей его истории, и сформировалась вместе с человеком, выполняя следующие воспитательные и социальные функции : развлекательную, социализирующую, самореализационную, коммуникативную и др.

Игры формируют отношение ребенка к Родине, родному краю, дому, воспитывают почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание. Также игры помогают детям общаться между собой, учат прощать обиды.

Таким образом, можно сказать, что сущность народной игры - социально-педагогическая. Социальная, так как игра является областью культуры человеческого общества (социума). Педагогическая -потому, что связана с воспитанием и развитием человека.

В настоящее время роль игр, и в первую очередь народных, приобретает еще одно важнейшее значение. Таким значением становится воспитание чувства любви к родной земле, гордости за свой народ, за его культуру и историю. Народная игра не только учит и воспитывает, она еще и соединяет современное подрастающее поколение с традициями предков, с их культурой и мировоззрением. Знание и понимание национального славянского мировоззрения помогает также избежать таких опасных в настоящее время тенденций как шовинизм, национальная и религиозная нетерпимость. Народная игра воспитывает соревновательный характер и в тоже время она приучает давать коллективный отпор внешней агрессии. Народная игра воспитывает уважительное отношение друг к другу в разновозрастных и разнополовых группах молодежи и подростков, что так же является одной из важнейших задач педагога и воспитателя.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается и в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции : семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.

Народная игра целенаправленно активизирует процесс познания окружающего мира и себя, поддерживает детское творчество. Она выступает как мера и как способ творческой самореализации личности ребенка в разнообразных видах игровой деятельности и общения, направленных на освоение, создание и передачу этнонациональных ценностей и технологий к их адаптации. Общечеловеческие ценности выступают в качестве ценностных ориентаций в мире культуре, они позволяют субординировать социокультурные ценности, осмыслить их сущность и значимость.

Игровое пространство, в котором ребенок не просто вступает во взаимоотношения со сверстниками, а осваивает знания, нормы, правила общества и своего этноса, играет важную роль в процессе социализации. На личностном уровне происходит и формирование смыслов. В процессе поиска личного смысла каждой личности приходится рефлексировать над вопросом «Кто Я?», в результате чего возникают образы своего «Я», оказывающие интегративное воздействие на все его мышление и деятельность. Формируется «Я-концепция» как многоуровневое и многокомпонентное образование. К его компонентам относятся как Я-социальное, так и Я-психологическое, которые образуют ощущение компетентности, собственной эффективности, личного влияния и ощущение своей моральности.

Народная игра как эффективная действенная форма воспитания подрастающего поколения сохранила свою актуальную значимость и в настоящее время.

Влияние народной игры на социализацию ребёнка

Народная игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности (например, группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка. При этом некоторые исследователи особо выделяют такой параметр игры как значение «системы сознательно приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения», а также показатель «степени совершенствования в той или иной сфере человеческой деятельности (культура труда, культура речи, культура поведения и т. д.).

Социально-педагогическое назначение народной игры может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, что позволяет ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива.

Социальное воспитание в своей совокупности обеспечивает освоение молодежью системы ценностей (социальных, общинных, индивидуальных, адекватной историко-культурным традициям. Ведь ценности становятся личностно значимыми только в момент их соприкосновения с личностью и приобретают социальную обусловленность при реализации возвышенных потребностей творящего человека во имя развития своего города, региона, страны и всего человечества. Ценности, формируемые на основе воспитания, условно можно представить в виде трех больших блоков: общечеловеческие ценности – ценности, присущие всем без исключения обществам на любом этапе их развития, являющиеся основой человеческого бытия (например, триада «истина, добро, красота»); ценности культуры данного общества, ставшие присущими ей в ходе истории, а также формируемые многими поколениями мыслителей – носителей и строителей данной культуры (например, христианские ценности); ценности, имеющие конкретно-исторический характер и опреде-ляющиеся идеологией конкретного общества, т. е. господствующей систе-мой идей и взглядов — политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы больших социальных групп и которые в большей или меньшей степени определяют все аспекты жизни общества и его членов (например, свобода, равенство, профессионализм).

Й. Хейзинги считает, что сама культура предстает перед нами как своеобразная форма игры с правилами.

С. А. Шмаков в определении особых функций игры как педагогического феномена культуры выделяет наиболее важные ее функции: социокультурное назначение игры; функции межнациональной коммуникации и самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики; коммуникативная функция игры; развлекательная функция, а также игротерапевтическая, диагностическая функции и функции коррекции в игре. Об универсальности и общечеловеческой заданности игр свидетельствует тот факт, что игры той или иной национальной общности легко усваиваются всем мировым сообществом.

В играх ребенок осваивает алгоритмы поведения: соблюдение правил игры; подчинение решению большинства играющих или членов команды; подчинение капитану команды; выполнение ролевых обязанностей; соблюдений требований времени и места игры; участие в игре от начала и до её завершения и др.

Ролевая игра как особая форма удовлетворения потребности ребенка занять определенное место в окружающем его мире преобразует эту потребность в конкретную ее форму – осуществлять деятельность, свойственную взрослым, деятельность общественно значимую и общественно оцениваемую.

Посредством игры формируется этническая самоидентификация детей. Формы национального сознания и самосознания не даны, а заданы подрастающим поколениям. Присваивая их, ребенок не просто попадает в готовую этническую среду. Условием этнической самоидентификации является представление ребенку опредмеченных форм этно-национального опыта в виде актуально складывающейся «этнонациональной среды».

Социальное самоопределение подрастающих поколений через народные игры – это индивидуализация детей как культурно-исторически значимый вектор их интеграции во взрослое сообщество. Игра выступает средством присвоения исторически сложившейся структуры национального самосознания. Во многих народных играх воссоздаются ситуации воспитания и обучения, передачи опыта от старших к младшим, и вместе с тем в них дети реально выполняют по отношению друг к другу педагогические функции. В результате решения игровой задачи достигаются вполне серьезные педагогические цели. Присвоение опыта позволяет ребенку ощутить этнокультурную идентичность, принадлежность к своему народу, освоить национальные обычаи, традиции, обрядовую культуру. Народной игре свойственна насыщенность традициями и обычаями этноса. Поэтому она несет в себе эффективный способ приобщения подрастающих поколений к этнокультурной традиции.

Игра имеет огромное значение в личностном развитии ребенка. В ней формируется и проявляется потребность ребенка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом.

Одной из особенностей народной игры, определяющих ее воспитательное значение, является большая сложность и разнообразие видов деятельности, служащих содержанием и формой детских народных игр, отмечает В. М. Григорьев.

Чёткой квалификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. Н. игры условно могут быть разделены на виды:

- подвижные

-обрядовые (календарные)

-природные (по отношению к природе)

-трудовые (бытовые)

-с ведущим (водящим)

-драматические (с элементами театрализованных действий)

К подвижным относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и т. д. («Горелки», «Пятнашки», «Ловишка», «Звонари», «Бубен» и др.)

Обрядовые игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарем. К сожалению, многие из них утрачены. К ним относятся игры «Кукушечка», «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.

По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял, берег её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.

Драматические – это игры, которые требуют искусства «артиста», умения на время превратится в какого-нибудь героя игры и выполнять его действия («Заинька», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Дрёма» и др.

Так как все народные игры проводились по разному, их, в свою очередь, можно разделить на три типа:

-хороводные или круговые. Это основная группа («Заинька», «Каравай», «Ворон» идр.)

-некруговые или «стенка на стенку» («Бояре», «Плетень» и др.)

-хороводы-шествия или выполнение разного вида движений: завитушки, змейка, рассыпная( «Хмель», «Ручеек», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.

Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на гиперактивных детей, помогают раскрыться неуверенным в себе, с помощью народных мелодий можно снять негатив, страхи, раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы – народная музыка, костюмы, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.

Развитие ребенка идет от движения и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям легче выразить свои чувства и эмоции через пластику тела. Особенно интересные и выразительные образы возникают под влиянием музыки. Различные по настроению и характеру народные произведения стимулируют развитие фантазии и воображения ребёнка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.

Народные игры с пением позволяют решать следующие задачи:

-развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

-совершенствование певческих, танцевальных навыков

-развитие творческой индивидуальности

-развитие музыкального и эстетического вкуса

-развитие всех психических процессов

-формирование понимания красоты речи

-формирование духовной сферы, патриотических чувств

- развитие эмоциональной сферы

-формирование физических качеств, здоровья

-приобщение к русской культуре, традициям

В работе по приобщению детей к народным играм можно использовать следующие методы:

-словесный

-наглядный

-практический

Словесный метод:

-рассказы об игре, её правилах

-объяснение значения старинных слов

-беседы с элементами диалога

-вопросы-ответы

-заучивание текста народных игр

Наглядный метод:

-рассматривание иллюстраций к играм

-рассматривание предметов старинной утвари, мебели

-рассматривание костюмов

-показ презентаций

Практический метод:

-изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм

-проведение праздников

-консультации для родителей

-консультации для педагогов

В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм можно использовать:

-знакомство с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества

-личный пример при разучивании игр

-пример ребёнка при создании игрового образа

-использование костюмов, атрибутов

Народные игры требуют участия самых различных психических процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, воли, проявлении мышечной силы, ловкости, в них участвуют разнохарактерные эмоции и т. д.

Игра – это пространство для самореализации личности ребенка, универсальную модель действительности – со всеми актуальными сторонами полноценного творческого развития личности.

В игре ребенок воспроизводит жизнь не только взрослого сообщества, но и природы: изображает животных, окружающий его мир.

У ребенка формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе, возрастает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка; появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно — собственные требования к себе, к своей культуре общения; в центр внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Складываются моральные взгляды и оценки.

Игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии).

Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне предметная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия, выводит на подлинное сотрудничество.

Таким образом, социализация детей и молодого поколения посредством игровых практик представляет собой сложное социально-педагогическое явление, которое позволяет им получить опыт вхождения в социальную среду, приспособиться к ней, освоить определенные роли и функции. Игра дает возможность сформировать представление о себе в окружающем мире, усвоить социальные нормы, активно проявить свою субъективность, саморазвиваться и самореализовываться.

Важнейшими базисными характеристиками личности являются конструкты духовности и нравственности являются. Духовность детерминируется как устремленность личности к прогностическим целям и выступает в качестве ценностной характеристики сознания, духовность имеет атрибутивный характер, поскольку она присуща всем без исключения человеческим индивидам, однако она заложена в личности человеке потенциально. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.

В народных играх, несомненно, есть связь с нравственной культурой каждого человека и всего общества. Высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим важнейшим человеческим качествам заключены во всех народных играх.

Культурная идентификация личности ребенка через игру обеспечивает ее адаптацию к культурным традициям общества и ее развитие, рост, расширение ее кругозора.

Как и любой вид деятельности, игра регламентируется определенными принципами и осуществляется в строгом соответствии с ними.

В процессе игры ребенок эксплицирует на себя другую личность; посредством чего он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. Способность перейти в воображаемый план и в нем строить действие, будучи предпосылкой игры, является вместе с тем и ее результатом. Результатом игры являются изменения в социокультурном опыте личности на основе совокупности взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов, представляющих наиболее действенные и зримые личностные показатели и сферы человека – интеллектуально-волевого, деятельно-практического, эмоционально-ценностного его развития.

В процессе игры ребенок получает возможность для реализации своей индивидуальности, признания своей неповторимости в коллективе, одобрения педагогом выбранных ребенком способов реализации игровой роли.

Многие качества личности ребенка помогает развить использование национально-регионального потенциала игр. Среда этно-национальной культуры может рассматриваться как идеальная среда для воспитания и развития ребенка.

Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Публикации по теме:

Педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста в образовательном процессе детского сада ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА. Аннотация:.

Педагогические условия использования дидактических игр в образовательном процессе детского сада Педагогические условия использования дидактических игр в образовательном процессе детского сада. Дидактическая игра как игровой метод обучения.

Педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактической игры Педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста через дидактическую игру Для сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Педагогические условия социализации дошкольников средствами социально-культурной деятельности Социализация детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО) рассматривается нами как процесс овладения.

Презентация «Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Педагогические условия и средства обусловливают эффективность и качество умственного развития ребёнка. В работах Т. И. Бабаевой, Л. М. Маневцовой,.

Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха В нашей стране детей с нарушениями слуха с каждым годом.

Психолого-педагогические условия предупреждения тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-терапии Психолого-педагогические условия предупреждения тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-терапии Дошкольное детство.

Психолого-педагогические условия успешной социализации аутичных детей раннего возраста [Психолого-педагогические условия успешной социализации аутичных детей раннего возраста ][] Дошкольное детство – большой и очень ответственный.

Педагогические условия развития художественно-творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр «Педагогические условия развития художественно-творческий способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр» «У ребенка есть.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогические условия социализации детей в России средствами народных игр (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Борисовна Колганова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогические условия социализации детей в России средствами народных игр
Опубликовано: 28 ноября 2018 в 17:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД