Получи документы

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития

Нина Митрофанова
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития

Внимание — это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определённый объект.

Выделяют два вида внимания :

1. Произвольное (активное)- выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно.

2. Непроизвольное внимание (Непреднамеренное, пассивное) – этот психический процесс возникает непреднамеренно, без волевых усилий и независимо от сознания человека.

Публикация «Особенности внимания у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

Послепроизвольное внимание носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек " входит" в работу: интересным и значимым становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация, объемом (широта, распределение внимания, скоростью переключения и устойчивостью.

Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности. Оно является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной.

Выделяют три формы проявления внимания :

- сенсорное (перцептивное);

- интеллектуальное (мыслительное);

- моторное (двигательное).

Характеристики внимания :

-устойчивость;

- концентрация;

- переключаемость;

- распределение;

- объем.

Устойчивость внимания – это способность долгое время сохранять внимание, на какой – либо деятельности или объекте, не ослабляя его.

Концентрация внимания - удержание внимания на каком-либо объекте.

Переключаемость внимания – это способность переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Переключаемость внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой.

Распределение внимания – это способность рассредоточить внимание на нескольких разнородных объектах сразу.

Область распределения внимания может сужаться при переутомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания. Исходя из этого предположения, можно сказать, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния человека.

Объем внимания – это количество объектов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. Одновременно можно охватить примерно 7 объектов. Объём внимания может быть либо узким, либо широким.

В детском возрасте внимание проходит множество последовательных этапов:

В первые недели и месяцы жизни у ребенка появляется ориентировочный рефлекс. Это врождённый признак непроизвольного внимания.

К концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность, как средство будущего развития произвольного внимания.

В начале второго года жизни появляются зачатки произвольного внимания : под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет.

Во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания.

В 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;

В 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;

В 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;

В старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

- расширяется объем внимания;

- возрастает устойчивость внимания;

- формируется произвольное внимание.

Для своевременного развития у детей определенных качеств внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способности управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения.

Нарушения внимания.

Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.

К нарушениям внимания относятся :

- неспособность сохранять внимание : ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;

- снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;

- повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;

- снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

Виды нарушений внимания :

1. Отвлекаемость (отвлечение внимания) - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость, бывает внешней и внутренней. Под влиянием раздражителей, возникает внешняя отвлекаемость, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.

2. Рассеянность внимания -это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.

Причины рассеянного внимания :

-умственное и физическое переутомление

-наличие тяжелых переживаний, травм

-ухудшение состояния здоровья

-ослабленное состояние нервной системы (неврастения)

-эмоциональная перегрузка

-нарушения режима труда и отдыха

3. Инертность внимания - малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

4. Сужение объема внимания.

5. Неустойчивость внимания (Низкая концентрация внимания) - неспособность сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.

У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания.

Внимание характеризуется неустойчивостью, рассеянностью, затруднениями в его переключении и распределении. Детям с задержкой психического развития трудно собрать, сконцентрировать своё внимание.

Неустойчивость внимания и снижение работоспособности у детей данной категории имеют индивидуальные формы проявления. Так, у одних детей наиболее высокая работоспособность и максимальное напряжение внимания обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других детей наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, то есть этим детям необходим дополнительный период времени для включения в деятельность; у третьей группы детей отмечаются неравномерная работоспособность и периодические колебания внимания на протяжении всего выполнения задания.

Исследователи детей с ЗПР отмечают следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:

1. низкая концентрация внимания : неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость;

2. чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности;

3.«неселективное» (неизбирательное) внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;

4. частая переключаемость внимания (спонтанная реакция детей на внешние раздражители);

5. инертность внимания, выражающаяся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой;

6. Повышенная истощаемость произвольного внимания.

Приведённые особенности нарушения внимания у детей с задержкой психического развития : препятствуют реализации мыслительной деятельности; не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности; затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти.

В воспитательной и учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития необходимо учитывать некоторые особенности произвольного внимания.

Во-первых, у детей данной категории наблюдаются частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности (так называемая смена «рабочих» и «нерабочих» настроений, что связано с их нервно-психическим состоянием.

Во-вторых, на успешность выполнения учебных заданий отрицательно влияют не только характеристики произвольного внимания, но и такие обстоятельства, как сложность задания, значительный объем работы.

У детей с задержкой психического развития с синдромом гиперактивности отмечается расстройство непроизвольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители. Это сильно затрудняет сосредоточение на необходимом учебном материале.

При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушения внимания нарастают в момент утомления и резкого падения работоспособности.

При явлениях психофизического инфантилизма — при утрате интереса к данному виду деятельности.

Установлено, что с возрастом в процессе обучения и воспитания произвольное внимание детей с задержкой психического развития в значительной степени поддается коррекционному воздействию.

Публикации по теме:

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Консультация для родителей. Игры на развития внимания детей 5–6 лет «Сидим дома с пользой» Совсем скоро нашим выпускникам предстоит пойти в школу и по несколько часов в день, нужно будет уделять запоминанию.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Развивающие игры для развития внимания «Разноцветные рожки» и «Двойная порция эскимо» для детей разновозрастной группыРазвивающие игры для развития внимания «Разноцветные рожки» и «Двойная порция эскимо» для детей разновозрастной группы 10 июня. Всемирный день мороженого Уважаемые коллеги и гости моей странички, вашему вниманию мы с ребятами, представляем две развивающие.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возрастаСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Библиотека изображений:

Публикация Особенности внимания у детей с задержкой психического развития (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нина Митрофанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 21 декабря 2021 в 15:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД