Папки-передвижки

Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и двигательных способностей детей

Татьяна Петровна Иванова
Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и двигательных способностей детей

Логопедическая ритмика– музыкально-коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями в развитии средствами движения, музыки и речи.

Современная модель логопедической ритмики

Публикация «Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и двигательных способностей детей» размещена в разделах

Исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

Основная цель логоритмики – преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы.

Коррекционные задачи логоритмики :

- преодоление основного речевого нарушения;

- развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- развитие, совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Средства логопедической ритмики – различные виды упражнений:

- ходьба и маршировка в различных направлениях;

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- упражнения, активизирующие внимание;

- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

- ритмические упражнения;

- пение;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- игра на музыкальных инструментах;

- самостоятельная музыкальная деятельность;

- игровая деятельность;

- упражнения для творческого воображения, творческой инициативы.

Почти у всех детей, имеющих речевые проблемы, можно наблюдать различные двигательные расстройства функций артикуляционного аппарата, мимической, ручной и общей моторики, которые выражаются в неточности, слабости движений и быстрой истощаемости.

Моторная недостаточность проявляется не только при выполнении артикуляторных движений, но и при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями. Недостатки ручной моторики проявляются в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. При этом отмечаются добавочные движения, повторения движений, перестановки, нарушения оптико-пространственных координаций.

Многочисленные исследования физиологов и психологов доказывают, что состояние двигательных функций влияет на осуществление речи. Известно, что мелодика языка является врожденной характеристикой просодии, в которую входят высота, ритм и интенсивность голоса, типичные для каждого национального языка.

Слово является главным средством, которое усиливает действие музыки. Активизируя внимание, пробуждая фантазию, оно раскрывает и делает понятным то, что прошло бы незамеченным, проскользнуло бы, не задев чувства и не оставив след в памяти. Только в соединении со словом музыка приобретает свое воспитательное значение.

Ритмичность – важное свойство любого живого организма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Развивающее чувство ритма ребенок начинает активно проявлять и вне восприятия музыки и стихов, сам, совершая ритмические движения, произнося слова в определенном ритме.

Темпоритмические показатели движений у дошкольников далеки от четкого соответствия слышимой музыке, в то же время все дети успешно повторяют ее основной контур. Тренировка движений под музыку существенно влияет на развитие точности восприятия и воспроизведения сначала общих движений, а потом речевых. Речевой ритм имеет физиологическую и психологическую основу. Как элемент звучания, он опирается на ритм дыхания, а как элемент коммуникации ритм соотносится со смыслом высказывания. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием речевых, музыкальных и двигательных способностей детей в доступной для них форме ритмических упражнений и игр.

Период дошкольного детства является наиболее оптимальным для развития чувства ритма, поскольку в этом возрасте достаточно быстро вырабатываются и закрепляются навыки как общих, так и артикуляционных движений. Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций.

Среди всех элементов логоритмики в моей копилке особое место занимают речевые игры и стихотворения с движениями, ритмизация стихов, речевое музицирование. Такие упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода являются переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.

Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности. Кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.

Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Публикации по теме:

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольниковВнедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников Педагогический совет №2 Тема: «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых.

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4–5 лет «Чудо-паровоз»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4–5 лет «Чудо-паровоз» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей детей 4-5 лет «Чудо паровоз» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и двигательных способностей детей
Опубликовано: 29 апреля 2024 в 10:44
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 мая. Международный день музеев. Передвижка «В музей с ребенком»

18 мая празднуется Международный день музеев. Лучший способ отметить этот праздник – это сходить вместе с детьми в музей.

17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД