Папки-передвижки

Логопедические технологии коррекции (профилактики) речевых нарушений у детей раннего возраста

Махова Вера Викторовна
Логопедические технологии коррекции (профилактики) речевых нарушений у детей раннего возраста

Проект коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушениями развития.

В сложившейся системе здравоохранения и образования специализированная помощь оказывается 68% детей с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. Таким образом, сегодня особую актуальность имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить. Для учителя-логопеда, работающего на дошкольном логопункте с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет, работа по профилактике речевых нарушений среди детей с двух до трех лет актуальна тем, что она должна привести к сокращению количества детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поступающих в логопункт. Число старших дошкольников с речевыми нарушениями неуклонно растет. На логопункте единовременно может заниматься только 25 человек, а по результатам первичного логопедического обследования детей, поступающих в подготовительные группы, только в этом учебном году было выявлено 26 человек. Среди старших групп речевые нарушения разных уровней сложности выявлены у 81% детей.

Публикация «Логопедические технологии коррекции (профилактики) речевых нарушений у детей раннего возраста» размещена в разделах

Данный проект рассчитан на работу с детьми 2-3 лет (первая младшая группа) массового детского сада. Срок реализации проекта – 1 год.

Основной целью логопедической работы с данной категорией детей является предупреждение и преодоление речевых нарушений у детей раннего возраста. Необходимо на основе теоретически обоснованных материалов разработать, апробировать и определить эффективность педагогической технологии предупреждения и преодоления речевых нарушений у детей двух – трёх лет в условиях массового детского сада.

Основные задачи:

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2. Развитие эмоционального общения с взрослым.

3. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников.

4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности : разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т. д.

5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона обеспечивающего минимальное общение.

7. Формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого сообщения.

8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Работа по реализации проекта включает в себя четыре этапа:

I. Подготовительный этап (август-сентябрь).

Цель этапа: на основе теоретически обоснованных материалов разработать технологии предупреждения задержки речевого развития у детей двух – трёх лет в условиях массового детского сада.

Задачи этапа:

изучить методическую литературу по проблеме;

сформулировать цели и задачи проекта;

определить стратегию и тактику экспериментального исследования;

провести анкетирование родителей и изучить анамнез детей;

привлечь родителей и воспитателей к работе над проектом.

II. Этап работы с детьми в рамках проекта (октябрь-май).

Цель этапа: проведение работы с детьми двух – трёх лет в условиях массового детского сада, направленной на предупреждение нарушений речи.

Задачи этапа:

Начало первичной диагностики речи поступающих детей раннего возраста вместе с родителями ранних групп;

укрепление соматического здоровья;

формирование моторной сферы;

развитие высших психических функций ;

развитие импрессивной речи;

развитие экспрессивной речи.

III. Работа с педагогами и с родителями в рамках проекта (октябрь-май).

Цель этапа: знакомство педагогов ДОУ, работающих с детьми раннего возраста, с проектом по предупреждению нарушений речи в условиях массового детского сада; привлечение воспитателей и родителей к участию.

Задачи этапа:

проведение семинара для педагогов по проблеме проекта;

выработка рекомендаций воспитателям по организации речевой среды в группе, знакомство их с требованиями к дидактическому материалу;

проведение индивидуальных консультаций с родителями детей групп раннего возраста, имеющими речевые нарушения (по желанию родителей); проведение «Дня открытых дверей для родителей детей младших групп;

Участие в проведении родительских собраний для родителей детей, поступивших в детский сад (1-3 года).

IV. Проведение заключительной диагностики (май).

Цель: анализ результатов проделанной работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.

Направления коррекционно-развивающей работы определяются на основе результатов диагностического обследования, которое проводится в режиме наблюдения и индивидуального диалога, в атмосфере доброжелательности, поощрения ребёнка, его поддержки, а также анкетирования родителей и педагогов групп раннего возраста с целью выявления речевых нарушений у детей.

Диагностическое обследование включает четыре этапа:

Первый этап – подготовительный (включает подготовку необходимого оборудования, атрибутов к тем играм, упражнениям, которые будут использоваться при обследовании, планирование удобного время для бесед, наблюдений, общения с детьми).

Второй этап – обследование.

Третий этап – анализ результатов обследования, оформление выводов.

Четвёртый этап – обобщение результатов обследования и использование их в дальнейшей работе с педагогами и родителями.

Основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста включают

формирование:

- коммуникативной и обобщающей функций речи;

- артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания;

- первоначальных навыков фонематического восприятия;

- звукослоговой структуры слова;

- внутреннего и внешнего лексикона;

- начальных навыков грамматического оформления высказывания;

- внутренней семантической структуры предложения (из 2-3 слов);

создание:

- особым образом организованной коррекционно-развивающей среды;

- организованного семейного воспитания детей.

Содержание коррекционно-развивающей работы соотносится с основными направлениями работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста :

1. Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

2. Развитие высших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной, внимания (зрительного, слухового, двигательного, восприятия (зрительного, слухового, мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно, творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);

4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем;

5. Работа с родителями (совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы).

В работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др.

Работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста следует строить с учетом основных положений специальной педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических методик, приемов, средств обучения; более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс).

Планируемые результаты проекта:

Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития ребёнка;

Стимуляция речевого развития детей раннего возраста в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза;

Своевременное устранение возрастных специфических трудностей в речевой деятельности детей 2 - 3 лет;

Уменьшение количества детей с нарушениями речи к старшему дошкольному возрасту.

Критерии анализа проделанной работы над проектом:

1. Проведение сравнительной диагностики в рамках непосредственно образовательной деятельности, а так же индивидуально. Форма проведения мониторинга должна представлять собой преимущественно наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности.

2. Анализ результатов анкетирования родителей. Проведение консультаций для родителей о развитии речи детей 2-3 лет и предупреждении речевых нарушений в данном возрасте. Привлечение родителей и воспитателей к работе над проектом путем создания «обратной связи».

3. Повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития ребёнка;

4. Своевременное устранение возрастных специфических трудностей в речевой деятельности детей 2 – 3 лет.

5. Уменьшение количества детей с нарушениями речи к старшему дошкольному возрасту.

Список литературы:

1. Венгер А. А., Шевченко Ю. С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка. // Дефектология. 2004. № 1. - С. 8-16.

2. Гирилюк Т. Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: Автореф. дисс…канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. - 26 с.

3. Гудонис В. П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. // Дефектология. 2004. № 4. - С. 8-17.

4. Семенович А. В. Начальная диагностика и коррекция в детском возрасте : Учебное пособие для высших учебных заведений. - М. : Академия, 2002-232 с.

5. Смирнова Л. И. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей – М. : Мозаика- Синтез, 2006.

Публикации по теме:

Логопедические игры для коррекции речевого развития «Дарим жизнь старым кассетам»Логопедические игры для коррекции речевого развития «Дарим жизнь старым кассетам» В своей работе логопеды часто используют разного рода предметы. Для того чтобы занятие сделать более интересным, насыщенным, я использую.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зренияГимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:

Публикация Логопедические технологии коррекции (профилактики) речевых нарушений у детей раннего возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Махова Вера Викторовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Логопедические технологии коррекции (профилактики) речевых нарушений у детей раннего возраста
Опубликовано: 7 февраля 2023 в 06:22
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД