Папки-передвижки

Использование сказкотерапии в работе с детьми умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Олеся Соловьева
Использование сказкотерапии в работе с детьми умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Доклад

«Использование сказкотерапии

в работе с детьми умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»

Умственная отсталость — это такое состояние, при котором отмечается стойкое необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга или глубокой социальной депривацией (С. Я. Рубинштейн, И. А. Коробейников). Аномальное развитие и различные нарушения речи у умственно отсталых детей — результат недоразвития познавательной деятельности. Ребенку с умственной отсталостью свойственно поверхностное мышление, незрелость эмоционально-волевой сферы, специфичность поведения, замедленное развитие, малая активность, несформированность всех сфер речевой деятельности. Сказкотерапия как метод коррекционной и воспитательной работы может помочь логопеду или родителю комплексно решать ряд задач, связанных с преодолением различных нарушений, как речевых (нарушение лексического и грамматического строя речи, нарушение связной речи и др., так и неречевых (незрелость эмоционально-волевой сферы и др.). Учитывая возраст и психоэмоциональные особенности умственно отсталого ребенка, взрослому необходимо не просто читать или рассказывать сказку, а постараться сделать это наглядно, эмоционально, понятно, как можно больше вовлекая ребенка в процесс. Какие приемы могут в этом помочь? Проигрывание или рисование сказки, включение музыкального сопровождения в процесс; беседы о сюжете, героях и эмоциях; неоднократное совместное рассказывание и дополнение историй; проведение тематических игр; упрощение или усложнение сюжета; проговаривание смысла прочитанного. Педагог использует различные типы сказок в зависимости от поставленных целей: дидактические, психотерапевтические, психокоррекционные, медиативные и др. С помощью дидактических сказок дети могут более эффективно усвоить различные правила и понятия. Например, познакомиться с такими категориями, как цвет, величина, форма, время и др. Медитативные сказки созданы для того, чтобы заложить в ребенке понятия «идеальных» отношений с окружающими миром, людьми. Такие сказки помогают снять стресс и расслабиться, в них нет отрицательных героев и противоборства. Психокоррекционные сказки помогают мягко проводить коррекцию поведения ребенка. Они помогают в решении конкретной проблемы. Педагоги дают классификацию сказок с точки зрения проблем, на решение которых они направлены. Она выделяет следующие виды сказок : для боязливых детей; для гиперактивных детей; для агрессивных детей; сказки, направленные на искоренение расстройств поведения с физическими проявлениями; сказки для детей, у которых есть проблемы в семье (рождение второго ребенка и ревность к нему первого, развод родителей и другие). Вариативность сказок дает возможность эффективно преподносить учебный материал, влиять на поведение ребенка, стимулировать мотивацию, формировать позитивный психологический настрой, справится с проблемами личного характера. Работая с «особыми» детьми в контексте сказкотерапии, следует помнить о специфических моментах, четко контролировать себя, чтобы не повышать голос при рассказывании сказки; не переигрывать; не выделять негативные, плохие поступки героев; не сосредотачивать внимание на отрицательных героях. Это может привести к отрицательным изменениям в эмоциональной сфере «особых» детей: они начинают плакать, суетиться, могут проявиться эхолалии, «зацикливания» на каком-то слове, высказывании персонажа, формируется неправильное понятие о добре и зле. Основные этапы работы над сказкой : Знакомство с персонажами сказки Важно обратить внимание ребенка на внешний облик персонажа, его величину, окраску (цвет, форму, звукоподражание, способ передвижения. Задача взрослого — вместе с детьми выделить и перечислить всех персонажей сказки, в соответствии с очередностью их появления. Начинать процесс знакомства с персонажами только после того, как дети научатся четко их выделять. Если герой сказки вызывает у детей неоднозначную эмоциональную реакцию (положительную или отрицательную, можно сразу сказать о нем : «Он злой» или «Он добрый» и пояснить почему. Помощь детей в ответе на этот вопрос всемерно поощряется. Знакомство с главным героем сказки Из всех героев сказки логопед совместно с детьми выделяет главного и комментирует, почему. На этом этапе рекомендуется обсудить его основную характеристику (величина, основные части, форма, цвет); закрепить образ путем конструирования его из подручного материала. Для закрепления образа главного героя можно использовать короткие стихотворения и потешки. Рассказывание сказки с акцентом на эмоциональное состояние. Главная цель — установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания ребенка на эмоции взрослого, его отношение к рассказываемому. На этом этапе можно предъявлять детям картинки, изображающие различные эмоциональные состояния героя. Для развития эмоционально-волевой сферы важно научить их соотносить мимику с состоянием и настроением. Анализ сказки : На этом этапе педагог задает ребенку вопросы по содержанию сказки, выясняет отношение ребенка к каждому персонажу. Взрослый задает наводящие вопросы и подводит ребенка к осознанию и формулированию выводов. Сказка помогает ребенку понять и принять мир, в котором он живет, помочь ему социализироваться. Сказкотерапия развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение. Сказка помогает особенным детям выразить свои эмоции, поверить в чудо, дает надежду и силы на дальнейшее преодоление сложностей. Сказка — это маленький мир, где каждый ребенок может почувствовать себя тем, кем он захочет.

Публикация «Использование сказкотерапии в работе с детьми умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» размещена в разделах

Публикации по теме:

Использование мини-песочниц в работе с детьмиИспользование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет)Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет) Помню, как в детстве любила играть в кубики с картинками! Наверное, и вы любили. И все дети любят подобные игры - головоломки! Я обязательно.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование шишек в работе с детьмиИспользование шишек в работе с детьми Сосновые и еловые шишки – отличный природный материал для творчества. Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание,.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Использование мини-ковролинографов в работе с детьмиИспользование мини-ковролинографов в работе с детьми Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, зрительного восприятия дошкольников является метод ковролинографии. Ковролинограф.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:

Публикация Использование сказкотерапии в работе с детьми умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Олеся Соловьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование сказкотерапии в работе с детьми умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Опубликовано: 25 января 2023 в 23:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД