Лучший педагог года

Гидрогимнастика: использование инновационной технологии в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи

Лидия Стаценко
Гидрогимнастика: использование инновационной технологии в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи

«Гидрогимнастика: использование инновационной технологии в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи».

Актуальность.

Вода - удивительное природное образование, исцеляющее и дающее жизнь. Об исцеляющей силе воды известно с древних времен. Соответственно, и гидрогимнастика используется человечеством в течение столетий и даже тысячелетий. Не секрет, что игры в воде и с водой - самые любимые детьми.

Публикация «Гидрогимнастика: использование инновационной технологии в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах

В настоящее время для нас, логопедов, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. У детей различные речевые нарушения. Поэтому в логопедической практике логопеду приходится подбирать такие приемы работы, которые будут максимально эффективны в работе с такими детьми. В соответствии с этим, мы все чаще сталкиваемся с поиском новых, комплексных методов работы.

Мелкая моторика имеет очень важную особенность – она напрямую связана с восприятием ребенка, вниманием, памятью, зрением и нервной системой. Этому есть объяснение: в головном мозге моторный и речевой центры расположены близко друг к другу. Если стимулировать моторные навыки пальцев рук, начнет активизироваться речевой центр.

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка и данное направление моей работы с использованием гидрогимнастики помогает детям в моторном и речевом развитии.

Гидрогимнастика -нетрадиционная логопедическая технология для организации пальчиковой гимнастики, самомассажа кистей и пальцев рук при помощи различных предметов в воде.

Гидрогимнастика - одна из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Определяя актуальность данной проблемы, хочется отметить, что использование элементов игровой деятельности, такой как, гидрогимнастика, дает очень хорошие результаты в работе по устранению логопедических проблем у дошкольников.

Основная цель гидрогимнастики - улучшение координации и мелкой моторики, переключение внимания, что воздействует на умственное развитие ребенка и улучшение речи.

Задачи гидрогимнастики:

• расслабление мышц, снятие патологического напряжения;

• гармонизация психологического состояния, повышение уровня эмоционального восприятия;

• совершенствование зрительного восприятия;

• развитие зрительно-моторной координации;

• формирование плавности и точности движений;

• подготовка руки к письму;

• развитие мелкой моторики и воображения;

• развитие связной речи ребёнка;

• оздоровление и закаливание всего организма.

При выполнении движений в воде, образуются микроволны, которые усиливают давление на организм человека. Кожа рук, с ее обширной сосудистой системой и огромным количеством рецепторов, является механическим передатчиком раздражения в кору головного мозга. Помимо раздражения кожных рецепторов, вода оказывает механическое давление на мышцы, в результате чего они расслабляются и снимается патологическое напряжение.

Ожидаемые результаты.

При применении данной технологии, я ожидаю таких результатов, как:

У детей отметится положительная динамика в процессе автоматизации поставленных звуков.

Расширится и обогатиться словарный запас и умение более свободно использовать грамматические обороты языка.

У детей формируется фонематическое восприятие.

Дети будут более раскрепощены и непосредственны в общении.

Развивается правильное речевое дыхание, мелкая моторика, мышление.

У детей вырастет интерес к логопедическим занятиям.

Данная технология может использоваться с детьми всех возрастных групп. В основном занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2 – 3 человека). Длительность занятия, с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа, составляет 5-15 минут.

Материалы, используемые при гидрогимнастике:

• Контейнер для воды.

• Термометр.

• Бумажные и тканевые салфетки.

• Камешки Марблс.

• Шипованные резиновые мячи.

• Мячи Су-Джок.

• Поролоновые губки.

• Шнурки.

• Пуговицы.

• Детские пинцеты.

• Шестигранные карандаши.

• Игры-сортеры.

При введении гидрогимнастики в логопедическую работу необходимо учитывать элементарные гигиенические правила и правила безопасной работы с водой.

Правила работы:

1. Дети играют с водой только под присмотром логопеда!

2. Температура воды не должно превышать 36 С, допускается снижение температуры с 1 до 6 С.

3. Обязательно перед игрой моем руки и озвучиваем детям инструкцию: «Никакие предметы в рот не брать!»

1 этап применения технологии – это гидросамомассаж кистей и пальцев рук, представляющий собой самомассаж тыльной стороны рук, самомассаж ладоней и пальцев рук. Физическое воздействие главным образом осуществляется посредством поглаживания, растирания, разминания и поколачивания. Ко всему прочему, такой сегментарный массаж оказывает общеукрепляющую функцию на организм в целом.

2 этап гидронейрогимнастика – это комплекс упражнений, который направлен на развитие центров головного мозга, сбалансированное взаимодействие его полушарий.

3 этап – гидробиоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями рук в воде. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артупражнений и ритмичных движений кистью индуктивно приведет к возбуждению речевых центров головного мозга.

На следующем этапе дошкольникам было предложено «поработать» в воде с различными предметами. Данная деятельность даёт представление о различных мышечных ощущениях.

4 этап. «Камешки Марблс» - камешки передают представления о тяжести и легкости, дают возможность снять напряжение.

5 этап. «Поролоновые губки».

Используя поролоновые губки, дети приобретают мышечные представления о напряжении и расслаблении. Это как мягкий экспадер.

6 этап. «Резиновые шипованные мячи».

Использование такого изделия позволяет усилить кровообращение, улучшить насыщение крови кислородом, увеличить подвижность определенных участков на теле, что благоприятно скажется на общем состоянии ребенка.

7 этап. «Су-Джок мячи».

Они снимают психическое напряжение, нервное переутомление; регулируют силу и точность движений.

8 этап. «Шестигранные карандаши».

Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.

9 этап. «Шнурки».

Завязывание веревочек и шнурков устанавливают такие мышечные ощущения как сила и слабость.

10 этап. «Игры-сортеры».

На следующем этапе были подобраны игры-сортеры, такие как «Собери пуговицы», «Морские обитатели», с использованием детских пинцетов. Данные игры помогают не только развитию мелкой моторики и тренировки навыкам захвата, но и является отличным материалом для изучения цветов и навыком счета.

11 этап. «Бассейн».

Заключительный этап применения гидрогимнастики в логопедической практике – это игры в плавательном бассейне. В нашем ДС есть бассейн, где совместно с инструктором по плаванию мы применяем гидрогимнастику в начале занятия. Это увлекает дошкольников, развивает усидчивость и умение концентрировать внимание.

Таким образом, гидрогимнастика в коррекционной работе учителя - логопеда представляет практико-педагогическую ценность. «Мини бассейн» для ручных игр - это прекрасная развивающая среда для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих речевые проблемы. Она даёт неограниченные возможности экспрессии, так как игры с водой насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью, позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Играя с водой, ребенок бессознательно рассказывает о себе, о своих печалях и надеждах. Какая ответственность в данной игре у логопеда, ведь он не только корригирует речь ребенка, но и открывает окошко в глубины его внутреннего мира.

Современный формат, оригинальная методика, своеобразная форма подачи материала, удачно выбранные виды деятельности способствуют естественному, непринужденному развитию всех сторон речи детей, мелкой моторики, стимулируют различные проявления самостоятельности.

К тому же, значительно возрастает интерес к занятиям и со стороны детей.

Прикреплённые файлы:

gidrogimnastika_pbpbi.pptx | 6401,67 Кб
 
Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг»Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг» Проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Перед педагогом стоит задача найти оптимальные методы, приемы,.

Библиотека изображений:

Публикация Гидрогимнастика: использование инновационной технологии в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лидия Стаценко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Гидрогимнастика: использование инновационной технологии в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи
Опубликовано: 5 февраля 2024 в 12:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД