Папки-передвижки

Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей

Залукаева Ольга Владимировна
Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей

«Формирование коррекционно-логопедической

компетентности родителей»

Рассмотрим конкретные способы, приемы и формы, позволяющие учителю-логопеду заинтересовать родителей, приобщить их к коррекционно-развивающему процессу, сформировать логопедическую компетентность семьи.

Публикация «Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей» размещена в разделах

В настоящее время многие родители слишком заняты своими семейными проблемами. Следствием такого поведения взрослых является снижение качества общения родителей и ребенка, что может послужить причиной проявления у детей общего недоразвития речи.

Коррекционно-воспитательное взаимодействие со стороны общеобразовательного учреждения и родителей, многие из которых чаще всего не имеют никаких представлений о том, как помочь своему ребенку в сложившейся ситуации, очень актуально. Не все родители способны грамотно, осознанно выполнять возложенные на них функции.

Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности и социализация.

В структуре коррекционно-логопедической компетентности родителей были выделены 4 компонента :

-мотивационно-целевой - постановка четкого видения целей и задач логопедической работы по преодолению нарушений речи;

-когнитивный - обучение теоретическим знаниям о специфики нарушения речи ребенка, сущности логопедической работы по устранению этих нарушений, и методам организации занятий с ребенком в домашних условиях;

-деятельностный- организация занятий с ребенком в домашних условиях для достижения максимальных результатов;

-оценочный- способность самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком дома.

Учителю-логопеду необходимо создать условия для осознания родителями ответственности за процесс коррекции речевого дефекта у ребенка, они должны постоянно обогащать свои знания и умения, повышать логопедическую грамотность и компетентность.

В комплекс диагностических методик по выявлению исходного уровня компетентности родителей в процессе логопедической коррекции входят :

- тест-опросник, выясняющий родительское отношение к имеющимся нарушениям и желание родителей участвовать в их коррекции;

- анкетирование родителей, по выяснению ожидаемых результатов логопедической коррекционной работы, а так же характер семейных взаимоотношений влияющих на речевое развитие ребенка.

-беседа с родителями, получение сведений о ходе раннего речевого развития ребенка и трудностей в овладении им речью.

-ознакомление родителей с логопедической диагностикой на момент обследования.

На основе выявленных компонентов были выделены критерии оценки уровня коррекционно- логопедической компетентности родителей :

1. Точное понимание целей коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи.

2. Наличие внутреннего мотива взаимодействия со специалистами коррекционно-логопедического процесса.

3. Наличие минимума теоретических знаний о нормальном ходе речевого развития ребенка.

4. Понимание основных терминов, которые использует логопед в общении с родителями.

5. Стремление к самостоятельному пополнению запаса специальных знаний и умений.

6. Способность вызвать интерес ребенка к занятию.

7. Умение оценить эффективность своей работы.

В соответствии с выделенными критериями были определены 4 уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей.

Высокий уровень.

Четкое понимание целей и задач логопедической работы по устранению нарушений речи. Сформированность устойчивого внутреннего мотива для взаимодействия с логопедом. Достаточное представление о норм ходе речевого развития ребенка, понимание логопедических терминов, а так же желание самостоятельно расширять круг своих знаний и умений. Способность вызвать интерес ребенка к занятию и проконтролировать результативность совместной работы. Владение основными приемами, упражнениями для проведения логопедических игр и занятий в домашних условиях.

Уровень выше среднего.

Неполное понимание логопедической терминологии, незначительные несовершенства во владении практическими навыками работы с ребенком. Способность создать условия в семье, позволяющие решать коррекционные задачи по преодолению речевых нарушений.

Средний уровень.

Недостаточное понимание сущности, целей и задач, а главное, необходимости оказания логопедической помощи специалистами ДОУ. Не считают обязательным свое содействие процессу преодоления нарушений речи. Слабо ориентируются в логопедической терминологии. При самостоятельных занятиях с ребенком раздражительны, невнимательны, пассивны, признают нецелесообразностью своего отношения, и как правило, приводят ряд оправдательных аргументов.

Низкий уровень.

Отсутствие стремления участвовать в коррекционно-логопедическом процессе, склонность идеализировать свои действия, подчеркивать необязательность своего содействия. Полное непонимание логопедической работы. Непонимание логопедической терминологии, а так же правил организации и проведения домашних занятий. Отсутствие мотивации к изменению сложившейся ситуации в сторону улучшения.

С целью эффективного формирования компетентности родителей необходимо четко определить задачи взаимодействия:

1) приобщить родителей к самой коррекционно-воспитательной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи;

2) помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, четко разъяснить суть дефекта и способы его коррекции;

3) убедить в успешности освоения ребенком определенных знаний и умений (создать успешный образ ребенка);

4) правильная организация общего речевого режима дома:

· нормализация взаимоотношений дома (доброжелательная, спокойная обстановка, отсутствие конфликтов);

· правильная организация домашнего режима (выделение специального времени на выполнение заданий, упражнений учителя-логопеда, соблюдений всех рекомендаций);

5) правильная организация специального речевого режима дома:

· спокойная, неторопливая речь родителей;

· совместное произношение слов и фраз, отраженное произношение;

· чтение стишков, прибауток, считалок и т. д. ;

· дыхательная и артикуляционная гимнастика в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

Наиболее перспективными формами работы учителя-логопеда и семьи, направленные на развитие их коррекционно-логопедической компетентности, являются:

1) «Дни открытых дверей» — проводятся 2-3 раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в ДОУ, успехами и проблемами ребенка, особенностями работы с ним различных специалистов;

2) «Консультации и семинары» — учителю-дефектологу важно построить их так, чтобы они не были формальными и по возможности привлекали родителей для решения проблем;

3) «Библиотека для родителей» — создается для сбора популярной педагогической и психологической литература, помогающей повысить уровень компетентности родителей по вопросам детской психологии, педагогики и логопедии;

4) «Видеотека» — содержит видеозаписи занятий, праздников, развлечений. Родители могут просмотреть занятие самостоятельно, задав вопросы специалистам;

5) «Речевые праздники» — максимальное участие детей и родителей в праздниках, тематика которых охватывает разные стороны речевого развития.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование культуры еды» Консультативная помощь родителям в рамках семейной гостиной «Как растет мой малыш».Цель: привлечь внимание родителей к формированию у детей.

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Лесные истории»Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Лесные истории» Лексическая тема: «Подготовка диких животных к зиме» (с участием родителей) Коррекционно-развивающие задачи: -уточнить и закрепить знания.

Использование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗИспользование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ В современных условиях коррекционного воздействия возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств обучения детей с нарушениями.

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в театральную страну» Конспект Коррекционно-развивающего занятия по социально-эмоциональному развитию детей в старшей логопедической группе детского сада (5-6.

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР» Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Папка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителейПапка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителей Наглядную агитацию для родителей, которые мы с вами, уважаемые коллеги, выставляем в уголке для родителей, в соответствии с той или иной.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Залукаева Ольга Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей
Опубликовано: 7 ноября 2022 в 15:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД