Получи документы

Проект «Детская научная лаборатория» (4 фото)

Олеся Балина
Проект «Детская научная лаборатория»

«Детская научная лаборатория»

Эффективность расширения и обогащения

представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире

в процессе реализации проекта «Детская научная лаборатория»

C одержание:

1. Актуальность…. стр. 3

2. Цель и задачи работы …. стр. 4

3. Опыт работы по проекту …стр. 5

4. Выводы …. стр. 7

5. Список использованной литературы и источников…. стр. 8

6. Приложения…стр. 9

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Публикация «Проект „Детская научная лаборатория“» размещена в разделах

(Китайская народная мудрость.)

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавательно-исследовательская деятельность как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. [2]

В 1990-е годы Н. Н. Поддъяков в ходе исследовательской работы в системе дошкольного образования пришел к выводу, что в детском возрасте, наряду с игровой деятельностью, ведущим видом деятельности является экспериментирование. [3]

В работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Новоселовой экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности, которая лежит в основе саморазвития ребенка. Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений. [5]

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Требования к выпускнику детского сада» выделены целевые ориентиры, в которых отмечено:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. [1]

Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, целевые ориентиры, становится понятно, что проблема повышения познавательной активности существует в современной действительности. [6]

При подготовке детей к школе мы столкнулись с тем, что дети проявляют мало самостоятельности и активности в познании окружающего мира и решили привлечь воспитанников своей группы к познавательно-исследовательской деятельности. В этой связи мы начали реализацию проекта «Детская научная лаборатория».

В начале нашей работы мы определили цель проекта : расширение и обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Наметили задачи проекта :

развивающие:

- развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;

- развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

обучающие:

- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей, расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- формировать у детей разные способы познания, которые необходимы

для решения познавательных задач;

- учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать

предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту

проверку и делать адекватные выводы.

воспитывающие:

-воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Для реализации проекта нам потребовалась помощь родителей воспитанников. Мы провели родительское собрание, на котором предложили родителям активно поучаствовать в проекте : организовать проведение опытов дома, пополнить уголок экспериментирования, создать коллекции природных материалов и др. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи. Так, например мы предложили родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей провели консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой» и др.

Работу вели поэтапно:

На I этапе в сентябре 2018 года мы занимались разработкой проекта. Решали следующие задачи:

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подобрать методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме.

3. Подобрать материалы, атрибуты для Детской Научной лаборатории.

4. Подобрать материал для проведения опытов и экспериментов с детьми.

6. Составить перспективный план мероприятий (Приложение 1)

7. Обсудить тему проекта и форму его защиты.

На II этапе с октября 2018 года по сегодняшний день мы реализовывали проект – организовали деятельность всех участников проекта : детей, педагога и родителей.

Мы использовали следующие формы работы с детьми: НОД, эксперименты, опыты, эвристические беседы, наблюдение, экологические игры, труд, чтение познавательной и художественной литературы.

Систему работы выстраивали из взаимосвязи трех основных блоков: непрерывная образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения; совместная деятельность педагога и детей; самостоятельная деятельность детей. Работа проводилась с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. В группе оформили картотеку, которая содержит эксперименты для детей на различную тематику:

- строение растений;

- размножение растений;

- опытническая деятельность по сезонам и др.

Физические опыты:

- движение;

- измерение;

- магнетизм;

- вещества и материалы;

- свет, цвет, звук.

В процессе экспериментирования дети учились:

- выделять проблему;

- принимать и ставить цель;

- анализировать объект или явление;

- выделять существенные признаки и связи;

- сопоставлять различные факты;

- выдвигать гипотезы, предположения;

- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

- осуществлять эксперимент;

- делать выводы;

- фиксировать этапы действий и результаты графически.

В ходе работы мы организовывали диалог с детьми с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить?», уточняли цели деятельности детей и подводили их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего?», «Что нам для этого потребуется?». Важным являлся не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования, как он думает, как рассуждает. В процессе проведения экспериментов были задействованы все дети, которые делали всё сами.

Примеров экспериментирования, которые мы проводили с детьми, можно привести много. Они позволяют ответить на многие детские «почему», пробуждают интерес к познанию окружающего мира, позволяют взглянуть на привычные вещи совсем другими глазами, и открывают их свойства, функции, назначение. [7]

Эксперименты с детьми организовывали в форме игры. О физических явлениях дети узнали из таких экспериментов как «Свет повсюду», «Свет и тень», «Отражение в зеркале», «Радуга – дуга», «Гром и молния», «Выращиваем кристаллы», «Фокусы с магнитами», «Волшебная рукавичка» и др. Предметный мир узнавали из игр – экспериментов: «Лёгкий, тяжёлый», «Волшебное сито», «Свойства бумаги». «Мыльные пузыри» и др. О свойствах почвы дошкольники узнавали из экспериментов: «Барханы», «Есть ли в почве воздух», «Волшебный песок». Интересны детям и биологические эксперименты: «От семян к растениям», «Что любят растения», «Где прячутся детки», «Секрет сосновой шишки» и др. При проведении игр «Поймаем воздух», «Воздух прозрачен и невидим», «Буря в стакане», «Воздух легче воды», «Волны», «Ветер по морю гуляет» и др. дети познакомились со свойством воздуха. О свойствах воды воспитанники получили представления из игр «Превращения воды», «Круговорот воды в природе», «Тонет, не тонет», «Как добыть воду», «Куда исчезла вода», «Откуда берётся иней», «Прозрачная вода», «Что растворяется в воде?» и др.

В каждом эксперименте мы выделили следующую структуру:

• осознание того, что хочешь узнать;

• формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;

• выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;

• фиксирование результатов, анализ полученных данных;

• совместный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Экспериментальные занятия в нашей Детской научной лаборатории мы строим на совместном творчестве с детьми, что в полной мере отвечает требованиям педагогики сотрудничества. Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию

На заключительном III этапе в марте 2019 года подвели результаты, сформулировали выводы.

Выводы: таким образом, наши предположения подтвердились: в ходе познавательно-исследовательской деятельности у детей сформировались предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; дети научились определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; к концу работы над проектом дети отличались широтой кругозора, любознательностью, интересно и с увлечением делились впечатлениями, знаниями и умениями со сверстниками и взрослыми.

Мы наметили перспективы дальнейшего развития проекта :

• пополнение атрибутов Детской научной лаборатории;

• конкурс на изготовление коллекций предметов из разных материалов;

• подготовка фото- и видеоотчета о реализации проекта (Приложение 2);

• пополнение картотеки опытов и экспериментов;

• участие в Фестивале проектов в ДОУ.

Наш опыт проектной деятельности может быть использован педагогами во взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста в непрерывной образовательной и совместной с воспитателем деятельностях. Кроме этого, мы планируем представить наш опыт работы на Фестивале проектов в ДОУ в мае 2019 года. А также наладить тесное сотрудничество с учителями школы №63 по дальнейшей реализации проекта нашими воспитанниками.

Используемая литература:

1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.

2. А. И. Иванова. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. детская энциклопедия. М. : ТЦ «Сфера», 2004.

3. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком». Вопросы психологии, 1990 №5.

4. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект — Волгоград: Перемена, 1995.

5. Веракса Н. Е, Галимов О. Р. Исследовательская деятельность дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2012.

6. Прохорова Л. Н., БалакшинаТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира). Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

7. Рыжова Н. А. Волшебница –вода – М. : Линка-Пресс, 1997.

8. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком, Обруч,— № 2.

9. Рыжова НА. Опыты с песком и глиной, Обруч,— № 2.

10. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста, Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

11. Цыплякова О. Где же пятый океан?. Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.

12. Интернет ресурсы:

- https://moluch.ru/archive/181/46634/

-https://daynotes.ru/nauchnye_opyty_dlya_detej_v_domashnih_usloviyah/

-https://www.infoniac.ru/news/10-interesnyh-eksperimentov-dlya-detei.html

-https://naukaveselo.ru/eksperimenty

-https://www.youtube.com/watch?v=_dzn_G2S07Y

Приложение 1.

Перспективный план работы с детьми

СЕНТЯБРЬ

Задачи НОД Совместная деятельность Самостояте-льная

деят-ть

1 неделя - расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе;

- углублённо знакомить с водой, водными резервуарами и её свойствами, продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России. «Наша Земля» Глобус»

«Что есть на нашей Земле»

Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы.

Оформление альбомов о водных ресурсах

Зарисовки детей «Портрет Земли», «Глобус»

2 неделя - познакомить детей с процессом выращивания хлеба, изготовлением муки, техникой, старинными инструментами для обработки хлеба.

- показать детям хлебные изделия, сравнить их свойства и состав;

- воспитывать бережное отношение к хлебу.

«Как хлеб на стол пришёл».

«Виды хлеба»

Наблюдение за колосьями, сбор полевых букетов, составление икебаны с колосьями.

Оформление уголка «Хлеб»

Выставка рисунков «Как хлеб на стол попал»

3 неделя - познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас;

- учить пользоваться журналом научных наблюдений. «Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?»

«Свойства некоторых вещей»

В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина) Самостоя-тельное рассматривание журналов

ОКТЯБРЬ

Задачи НОД Совместная деятельность Самостояте-льная

деят-ть

1 неделя - познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. - показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная. ;

- учить готовить соляной раствор.

«Волшебница соль»

«Почему вода в море соленая?» Наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется)

Проведение опытов в Научной лаборатории Самостояте-льные исследования по растворимости соли в воде

2 неделя - познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением Беседы:

«Берегите бумагу»

«Где изобрели бумагу»

«Почему бумага разная?» Проведение опытов в Научной лаборатории Самостояте-льное рассматривание коллекции бумаги

3- 4 неделя - показывать разные виды песка;

- расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка.

- расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве. Беседа «Горы», «Свойства песка»

Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).

Оформить выставку изделий из стекла

Опыты с кинетическим песком Постройки из кинетического песка

НОЯБРЬ

Задачи НОД Совместная деятельность Самостоятельная

деят-ть

1-2 неделя -познакомить с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия;

-закреплять знания безопасности при проведении опытов «Цунами»

«Торнадо. Ветер»

Беседа с показом видеофильма

Проведение опытов в Научной лаборатории «Сделаем вулкан» Просмотр научных энциклопедий

3 неделя - познакомить с магнитом и его свойствами;

-дать понятие притяжения, магнитного поля;

- рассказать о применении магнитов в науке и в быту

«Магнит. Как достать скрепку?»

Опыты в Научной лаборатории Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы, о магнетизме

Самостоятельные опыты детей с магнитами

4 неделя - показать виды камней;

- закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые);

- расширять знания детей о свойствах камней.

«Где применяются камни?»

«Удивительные камни»

В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров). Самостоятельное рассматривание коллекции камней

ДЕКАБРЬ

Задачи НОД Совместная деятельность Самостоятельная

деят-ть

1 неделя - расширять знания детей о значении воды, её применении;

- рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). - дать понятие чистой и грязной воды.

- воспитывать у детей бережное отношение к воде.

Объяснять, что жизнь зародилась в воде. Беседы с показом опытов «Солёная вода»

Беседы об охране воды.

Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах. Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть)

Изготовление цветного льда. Эксперименты в Научной лаборатории

2-3 неделя - совершенствовать знания детей о воде и её свойствах.

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты.

- развивать собственный познавательный опыт детей - Проведение открытого занятия совместно с родителями «Свойства воды»

«Где применяется вода» На прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?»

4 неделя - закреплять знания детей о зиме, явлениях природы;

- продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега;

- учить сравнивать снег и лед в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Свойства снега и льда»

Опыты с водой на улице «Цветные бусы для Снеговика»

Сооружение снежных построек

ЯНВАРЬ

Задачи НОД Совместная деятельность Самостоятельная

деят-ть

1 неделя - объяснять понятие круговорота воды в природе;

- показывать зависимость воды от температуры;

- учить соблюдать безопасность. «Круговорот воды в природе»

Просмотр видеофильма о круговороте воды в природе В альбоме для научных наблюдений рисуем схему круговорота воды в природе.

2-3 неделя - установить, где находится воздух и как его обнаружить;

познакомить детей с его свойствами;

-на примерах опытов с воздушными шариками, пакетами, феном показать, что воздух находится везде;

-объяснить понятие «невесомость в космосе». «Где прячется воздух.

Свойства воздуха» (открытое занятие для педагогов ДОУ)

Беседы о правильном дыхании, дыхательная

Гимнастика, воздухом наблюдение на прогулке за свойствами воздуха Рассматривание детских энциклопедий

4 неделя - учить работать в лабораторных условиях;

- показать детям различные виды термометров, градусник; - объяснить, для чего необходимо мерить температуру тела, на улице. «Градусник. Термометр»

Беседы о назначении приборов для измерения температуры

Под контролем взрослого организовать выставку приборов для измерения температуры Самостоятельные измерения температуры

ФЕВРАЛЬ

Задачи НОД Совместная деятельность Самостоятельная

деят-ть

1 неделя - познакомить детей с электричеством, его применении, способах безопасности при работе с ним; познакомить с профессией электрика, энергетика, ГЭС, АЭС. – провести опыты с использованием трения.

«Волшебное электричество»Живые волосы»

Оформить альбом «Безопасное обращение с электроприборами»

Выставка бытовых электроприборов.

Беседа о применении электричества в современном мире. Эксперименты в Научной лаборатории

2 неделя - познакомить со свойствами огня;

- рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним;

- воспитывать безопасность при проведении опытов. «Огонь наш друг и враг»

Оформить альбом «Его величество огонь»

Показ презентации «Как добывали огонь наши предки»

Экскурсия в пожарную часть

3 неделя - познакомить детей на реальных примерах с различными видами масла; - рассказывать детям о его применении, назначении и значении;

- учить сравнивать различные виды масла по запаху, состоянию;

- продолжать учить детей соблюдать безопасность во время проведения опытов.

«Виды масла, его применение и свойства» Показать детям разные виды масел Экпериментиро-вание в Научной лаборатории

МАРТ

Задачи НОД Совместная деятельность Самостоятельная

деят-ть

1-2 неделя - расширять экологические знания детей;

- знакомить со способами посадки лука (почва и опилки);

-учить наблюдать за ростом растений;

-воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней.

«Посадка лука»

Наблюдаем за ростом лука.

Посадить лук в тени и на солнце.

Беседовать с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста.

Самостоятельные наблюдения за ростом лука

3 неделя «Свет и тень»

- понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. «Свет и тень»

Опыты в Научной лаборатории

Показ теневого театра Самостоятельные опыты со светом и тенью

4 неделя Подведение итогов Участие в Фестивале проектов в ДОУ Создание фото- видеоотчета о реализации проекта

Приложение №2

Фотоотчет о реализации проекта «Научная детская лаборатория»

Проект «Детская научная лаборатория»

i][/i]

Фото «Детская научная лаборатория»
Проект - фото
Фото №1 Цель и задачи работы
Публикации по теме:

Исследовательский проект «Лаборатория Фиксиков»Исследовательский проект «Лаборатория Фиксиков» «Лаборатория Фиксиков» (практика исследовательского обучения в детском саду) методика А. И. Савенкова Исследовательский проект «Лаборатория.

Детская проектная деятельность в подготовительной логопедической группе «Творческая лаборатория Фиксиков. Юные конструкторы»Детская проектная деятельность в подготовительной логопедической группе «Творческая лаборатория Фиксиков. Юные конструкторы» Паспорт проекта. Руководители проекта:Воспитатели группы: Седова Н. В. ; Филиппова Н. С. Аудитория: дети подготовительной логопедической.

Планирование «Детская экспериментальная лаборатория» Актуальность: В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности,.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Научная лаборатория» (старший дошкольный возраст) Конспект занятия НОД по экспериментальной деятельности «Научная лаборатория». Старший дошкольный возраст 6 – 7 лет. Цель: Начать формировать.

Презентация «Мини-лаборатория «Лаборатория почемучек» Пояснительная записка Одним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является.

Проект «Лаборатория цвета» Текст к презентации Современный мир стремителен и непредсказуем. Чтобы не потеряться в нем, человек должен быть пластичным, гибким, личностью.

Проект «Лаборатория весов»Проект «Лаборатория весов» Проект разработал воспитатель первой квалификационной категории ГБОУ «Школы№656 им. А. С. Макаренко». Самусева. О. И. Тип проекта: исследовательский.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Лаборатория Почемучкина» 1. Актуальность проблемы 2. Паспорт проекта 3. Диагностика 3. Перспективное планирование через реализуемые образовательные области 4. Работа.

Проектная деятельность. Проект «Лаборатория неживой природы» Информационная карта проекта Проект: «Лаборатория неживой природы». Автор проекта: Попова Т. А. Продолжительность: февраль – май 2017 г.

Экспериментальный проект «Лаборатория огородных наук!»Экспериментальный проект «Лаборатория огородных наук!» Актуальность темы проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Детская научная лаборатория»
Опубликовано: 15 марта 2019 в 10:09
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД