- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Применение личностно-ориентированного подхода на занятиях оригами.
«Применение личностно-ориетированного подхода на занятиях объединения «Оригами»
Объединение ЖУРАВЛИК «Оригами» существует на базе МОУДОД «Подросток» уже 13 лет. Работаю я по одноименной образовательной программе, которую разработала на основании требований к образовательным программам дополнительного образования.
Цели и задачи образовательной программы:
Развитие творческой самостоятельности детей, их фантазии, умение использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности через обучение по программе «Оригами».
Занятия оригами - это мощное педагогическое средство, применяемое в системе образования многих стран мира, так как оно способствует развитию у детей навыков мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. В процессе занятий развиваются пространственное воображение, глазомер, способность сконцентрировать внимание, запоминать. Начинает работать фантазия. Ребенок усваивает еще один способ выражения себя.
В программе особое внимание уделяется образовательной среде, которая во всех своих проявлениях оказывает значительное влияние на человека.
В работе я использую личностно-ориентированный, деятельностный подход. Для того чтобы личностно-ориентированный подход был результативным, я учитываю личностные особенности детей и по возможности узловые события жизни ребенка.
Проводя диагностику, воспитанности я узнаю, а в дальнейшем корректирую определенные личностные качества ребенка посредством, как образовательной программы, так и воспитательных мероприятий, проводимых в объединении.
Личностно - ориентированный подход
Личностно - ориентированный подход к младшим школьникам становится наиболее результативным при реализации следующих условий: гармоничное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с младшими школьниками и осуществление опоры на:
- эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть,
- совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего обучения и траектории индивидуального развития,
- вовлечение ученика в педагогические и жизненные события,
- раскрепощение ученика для диалога,
- творчества,
- саморазвития и самосовершенствования.
Основные направления работы
Основными направлениями работы на занятиях объединения будут следующие:
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений ориентации; развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
- Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умения планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей.
- Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- Развитие речи во время выполнения творческих работ и их описания, овладение техникой речи в процессе защиты своей работы.
- Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, посредством выполнения заданий .
Применение средств личностно-ориентированного обучения на занятиях объединения «Оригами» имеет свои отличительные особенности, ведущими среди них я считаю следующие:
Направленность на гармоничное формирование общепознавательных, общетрудовых и специальных – проектно-технологических – знаний и умений младших школьников, развитие их творческих способностей, становление системы нравственных качеств (трудолюбия, ответственности, усердия, целенаправленности и т.д.).
Охват содержанием (на пропедевтическом уровне) всех сфер жизнедеятельности современного человека: «человек – природа», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек- знаковая система», «человек – человек».
Основные виды взаимодействия
В своей практике я использую основные виды взаимодействия в образовательной среде:
Педагог - обучающийся:
Необходимы партнерские взаимоотношения между педагогом и обучающимся, основанные на обоюдном доверии. Только при таком подходе ребенок сможет поверить и дополнить ценности, формируемые в среде сверстников, направить их на взаимное обогащение и развитие своей творческой индивидуальности;
Педагог-педагог:
Велика роль личного примера педагога в воспитании подростков. Необходимо учитывать, что дети внимательно наблюдают, как педагоги общаются между собой. При этом дети усваивают и переносят в среду своих сверстников приемы общения взрослых;
Обучающийся-обучающийся:
В коллективе необходимо всячески поддерживать доброжелательную атмосферу. Неуклонно соблюдение двух основных правил: во-первых, твои права не должны ущемлять прав других людей; во-вторых, осуществление твоих прав должно зависеть не от других людей, а от самого себя. Педагогу нужно строить так учебный процесс, чтобы у старших обучающихся возникло естественное желание помогать младшим обучающимся;
Педагог- родители:
Образовательная среда должна создавать предпосылки и целевые установки, направленные на удовлетворение потребностей детей и их родителей в:
- стремление выбрать вид деятельности соответственно интересам;
- трудовой активности и творческом самовыражении;
- социальном контакте с людьми;
- соревновательности и положительных эмоций;
- самосовершенствовании;
- технике безопасности поведения.
Таким образом, положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности на занятиях оригами, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на развитие личности ребёнка.
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста