Алла Чащина
«Цветные феечки». Знакомство с цветом
▼ Скачать + Заказать документы
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.
Публикация «„Цветные феечки“, Знакомство с цветом» размещена в разделах
С первых дней жизни к ребенку поступает огромная цветовая информация, но мир цвета открывается ребен1. Первостепенно при определении цвета большую роль играет подбор, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их схожесть или различие. При этом он может ещё не полностью владеть восприятием цвета, но видеть, что оба предмета желтые или один из них красный, а другой желтый, то есть видеть, что цвета разные или одинаковые.
2. Когда ребенок сможет определять сходство и различие цветов при их прямом контакте, то есть путем приложения или наложения, он переходит к выбору по образцу. Это настоящее восприятие цвета, не требующее непосредственного контакта.
3. Далее идет работа по закреплению названия цвета. На этом этапе ребенок различает цвета по слову-названию без обязательного прикладывания или сопоставления с образцом цвета, а также самостоятельно различает и называет основные цвета. При1. Первостепенно при определении цвета большую роль играет подбор, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их схожесть или различие. При этом он может ещё не полностью владеть восприятием цвета, но видеть, что оба предмета желтые или один из них красный, а другой желтый, то есть видеть, что цвета разные или одинаковые.
В процессе знакомства детей с цветом выделяют следующие этапы:
1) различение цветов по принципу «такой – не такой». На данном этапе дети сравнивают предложенные им предметы по цвету, прикладывая их, друг к другу, сравнивая их друг с другом;
2) зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, без прикладывания; выбор цвета по образцу;
3) закрепление представлений о цвете в слове. На данном этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы, друг к другу и не сравнивая их по образцу.
Развитие цветовосприятия детей раннего возраста направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы по цветам, научить детей ориентироваться в основных цветах спектра, научить их называть основные цвета, сопоставлять цвета предметов с образцом и т. д.
ьзует в повседневной деятельности.
ку не полностью, а в определенной последовательности:Одним из самых эффективных путей активизации познавательной деятельности детей является дидактическая игра. В игре заложены многочисленные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. Ребенок, заинтересованный игрой, не замечает того, что учится, хотя постоянно сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Дидактическая игра – одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.
Игры, нацеленные на восприятие цвета, помогут научить детей узнавать, различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Осознание цвета не является врожденным качеством, поэтому только с помощью взрослых дети смогут увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Одним из самых эффективных путей активизации познавательной деятельности детей является дидактическая игра. В игре заложены многочисленные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. Ребенок, заинтересованный игрой, не замечает того, что учится, хотя постоянно сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Дидактическая игра – одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.
Для формирования определенной системы знаний через дидактические игры используются следующие принципы:
1. Принцип доступности и индивидуальности.
Каждый ребенок индивидуален, обладающий определёнными качествами. У каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Необходимо учитывать и знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
2. Принцип последовательности и систематичности.
Важным фактором при знакомстве с цветом является последовательность, предусматривающая постепенное усложнение материала, (от простого к сложному). Ознакомление с цветом проходит в определенной последовательности: красный цвет, затем синий, желтый, зеленый. При этом знакомство с новым цветом проводится в параллели с закреплением ранее изученного цвета.
Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений. Для формирования определенной системы знаний через дидактические игры используются следующие принципы:
1. Принцип доступности и индивидуальности.
Каждый ребенок индивидуален, обладающий определёнными качествами. У каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Необходимо учитывать и знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
2. Принцип последовательности и систематичности.
Важным фактором при знакомстве с цветом является последовательность, предусматривающая постепенное усложнение материала, (от простого к сложному). Ознакомление с цветом проходит в определенной последовательности: красный цвет, затем синий, желтый, зеленый. При этом знакомство с новым цветом проводится в параллели с закреплением ранее изученного цвета.
Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. 3. Принцип связи с жизненным опытом.
От правильной реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка понятию цвета. Значимым фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т. д.
4. Принцип наглядности.
Учитывая психологию и возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет огромную роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Грамотно подобранные по цвету дидактические игры несут в себе большой эмоциональный заряд.
И так, приступим!