Марина Цыбина Казакова
Знакомство младших школьников с народными промыслами. Конспект урока «Праздничная Дымка». ИЗО, Русский язык
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока
Тема. «Праздничная Дымка».
Цель: знакомство учащихся с дымковской игрушкой.
Задачи: продолжать знакомить детей с русским народным промыслом – изготовлением глиняных игрушек, используя выразительные средства, учить художественному видению окружающего мира, расширять кругозор, обогащать активный и пассивный запас слов, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова, развивать эстетическое восприятие.
Публикация «Знакомство младших школьников с народными промыслами, Конспект урока „Праздничная Дымка“, ИЗО, Русский язык» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- ИЗО в школе
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, конспекты уроков
- Урок ИЗО. Народные промыслы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Материал: глиняные изделия различных мастеров.
Живопись: иллюстрации с изображением глиняных игрушек.
Литература – И. Голубева «Дымка» (стихотворение).
Музыка – музыка П. И. Чайковского к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка» (пляска скоморохов) (или М. Глинка «Камаринская»).
Ход урока
1 этап. Вводное слово учителя.
Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки построили люди город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода. Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, поэтому и назвали слободу Дымковской.
- Чем известна Дымковская слобода? (Своими глиняными расписными игрушками).
- Какова основная тема урока? (Знакомство с дымковскими игрушками).
2 этап. Работа с текстом. Творческие задания.
Учитель раздает детям отпечатанный текст.
Дымковские игрушки очень часто называют праздником красок. И вот почему.
Как только мастерицы прикасаются кистью с волшебной краской к своим игрушкам, цвет сразу же начинает полыхать на сметано-белом фоне с такой силой, точно это не краска, а прозрачный огонь невиданного отлива.
За несколько минут розовым, желтым, синим, алым цветом тронуты фигурок тридцать. В избе же от брызг и пятнышек светлее становится.
Все цвета на белом фоне вспыхивают и горят с неистовой яркостью. Кажется, будто краски кричат, поют, позванивают, пересмеиваются со своей хозяйкой.
Больше нет темных стен, кособокой печи, бедности…А есть праздник – игрушечный, удивительный праздник. Есть ликующее русское многоцветье. Кажется, что все самое радостное самое нарядное и озорное и веселое, что когда-то появлялось на праздниках, - все это собралось в миниатюрных игрушках. Сердце распирает от радости, хочется пуститься в пляс, сделать что-нибудь хорошее.
Вот почему дымковские игрушки сравниваются с праздником красок, половодьем цветов.
- Прочитайте текст сначала про себя, а затем тихо вслух, выделяя голосом каждое предложение.
- К какому типу можно отнести данный тест? (Это текст-рассуждение). Докажите.
- Назовите слова, которые показались вам незнакомыми. Пользуясь толковым словарем, найдите их значения. Выпишите их в тетрадь.
Ликовать (ликую) – торжествовать, восторженно радоваться.
Отлив – 1. понижение уровня воды 2. оттенок на фоне какого-то цвета.
Половодье – разлив реки при таянии снега, льда весной.
Полыхать – пылать, ярко гореть.
- Назовите слово имеющее несколько значений (многозначное слово). (Отлив).
- Составьте и запишите по одному предложению с каждым из значений этого слова.
- Какие глаголы используются для передачи насыщенности красок? Подтвердите свой ответ словами из текста. (Полыхают, вспыхивают, горят, кричат, поют, позванивают, пересмеиваются).
- Какие красочные определения и сравнения используются в тексте для передачи необычности красок? Прочитайте их. (Кисть с волшебной краской; это не краска, а прозрачный огонь невиданного отлива; половодье цветов, праздник красок; ликующее многоцветье).
- Какие чувства вы испытываете при чтении?
- Как вы думаете, как автор относится к дымковским игрушкам? Подтвердите свой ответ словами из текста.
- Какой заголовок может быть у этого текста. Объясните свой выбор. (Праздник красок. Красочный огонь. Дымковское многоцветье).
- Прочитайте выразительно, попытайтесь передать настроение автора.
- Внимательно послушайте еще один текст. Сравните его с только что прочитанным тексом.
Дымковские игрушки очень яркие и красивые. Их сравнивают с праздником. И вот почему.
Как только мастерицы берут в руки кисть, игрушки будто оживают.
В избе от ярких красок и белого фона становится светлее.
Когда смотришь на дымковские игрушки, настроение становится бодрое и веселое, как на празднике. Сердце наполняется радостью, хочется танцевать.
Вот почему дымковские игрушки сравнивают с праздником.
- Чем отличаются тексты? Какой из вариантов лучше передает отношение автора к тому, что он описывает или о чем рассказывает?
- Какой из текстов более интересен? Почему?
- Внимательно рассмотрите дымковские игрушки. В них есть одна очень важная особенность. Какая? (Часть игрушек является свистульками).
Очень много лет назад дымковские свистульки были главными героями народного праздника-гулянья под названием Свистопляска (позднее Свистунья).
Праздник, а точнее развлекательная ярмарка, проходил на большой площади с присутствием большого количества народа. Свистопляску проводили каждый год сразу после Пасхи (апрель-май). Этот праздник символизировал землю, обновление и возрождение природы после зимы, ее пробуждение от весны к лету.
На празднике обязательны были смех, как возрождение жизни, и свист, как средство отпугивания от злых духов.
Свистопляска (или Свистунья) – это очень веселое и зрелищное гулянье, с разнообразными развлечениями. Народ развлекали скоморохи.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Снегурочка» (пляска скоморохов).
- Какая музыка по характеру? (веселая, бодрая, жизнерадостная, легкая).
- Какое настроение появляется при прослушивании? (веселое, хорошее).
- Какие картины вы представляете, когда слушаете музыку? Расскажите.
- Кого любили изображать дымковские мастера? Назовите персонажей.
- Вот как о них рассказывает И. Голубева.
(Детям раздается отпечатанный текст, однако некоторые слова в них пропущены).
- Вставьте подходящие на ваш взгляд слова, и мы сможем прочитать стихотворение, а также и сравнить со словами автора.
Дымка
Дымка, дымка, то не дым.
Чудом светлым (расписным)
Улыбается она из (лепного) кружева.
Барышни-кокетки, кони, птицы, детки.
Красок (ярких) не сочтешь, разве в сказке узнаешь.
Петушки (хохлатые, козлики рогатые
В кольцах, в (в блестках) все они,
Как (волшебные) огни.
Вот так дымка! Всем дадим – деткам,
Старым, молодым.
Попробуйте переделать этот поэтический текст в текст-описание. Что получилось?
3 этап. Моделирование речевой ситуации.
Народный праздник Свистопляски (или Свистуньи) был одним из любимых праздников, развлечений у детворы.
В настоящее время этот праздник не отмечается, а у детей появились новые развлечения. Какие они? Расскажите.
(Дети составляют небольшие рассказы. Учитель заслушивает несколько вариантов, а также старается, чтобы в их обсуждении приняли участие как можно больше детей).
4 этап. Домашнее задание.
1. Совместно с родителями составить и записать мини-рассказ на тему: «Дымковское многоцветье».
2. Выбрать наиболее понравившийся персонаж дымковских мастеров, вырезать его силуэт, придумать свои узоры и расписать в соответствии с правилами росписи. Дать название рисунку.