Людмила Погодина
Знакомство детей с родным городом средствами музейной педагогики (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития общества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением людей познать и понять историю и культуру своей страны. Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту, где родился человек, поэтому одной из важнейших задач своей работы с дошкольниками мы считаем возможность как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, интерес к истории своего края, города. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, направлен на решение задач формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа. В этом педагогам может помочь довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика. Музейная педагогика – процесс направленного воздействия на ребенка музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от экспонатов. Методы музейной педагогики, используемые в процессе образовательной работы в детском саду способствуют развитию эмоциональной, познавательной активности каждого ребёнка, позволяющей укоренить в сознании детей такие понятия как история, традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Отечеству.
Публикация «Знакомство детей с родным городом средствами музейной педагогики (из опыта работы)» размещена в разделах
Организуя работу по совершенствованию традиционных форм, разработке инновационных форм и методов работы с дошкольниками в области музейной педагогики мы определили одной из основных задач работы ДОУ - культурологическое воспитание детей в процессе приобщения к истории родного города (к 330-летию города Сызрани, итогом которой станет смотр-конкурс мини-музеев о Сызрани.
Начиная работу в данном направлении, определили основные задачи деятельности педагогического коллектива по использованию средств музейной педагогики в воспитательно-образовательной работе с детьми : знакомить с историей своего города, его достопримечательностями; учить видеть и оценивать историко-культурное окружение; расширять кругозор, развивать способность воспринимать музейную информацию, понимать «язык» музейной экспозиции; воспитывать любовь к родному краю, уважение и бережное отношение к традициям предков.
При включении основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения мы учитывали следующее: введение краеведческого материла в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого к менее близкому - культурно-историческим фактам; развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего; осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города; привлечение детей и родителей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (ярмарка, выставка, праздник «Сызранский Помидор», «Серебряные трубы Поволжья» и др., создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.);
В процессе организации краеведческой работы мы опирались на мнение Н. Н. Поддьякова, считавшего, что важна не только рационализированная взрослым «зона ближайшего развития», но и те «неясные, сверхподвижные знания, образы, представления», которые намечают «дальние горизонты развития», для чего всегда старались создать педагогически значимый образ взрослого-воспитателя:
- помогающего детям выстроить мир своего сообщества и собственные деловые, игровые, нравственные, мировоззренческие отношения (творческая игра «Экскурсионное бюро», игра «Путешествие по Сызранскому Кремлю», рисование, конструирование «путешествие» по карте и т. д.);
- идущего вместе с ребенком к чему-то, что одинаково интересно и по-своему непонятно каждому из них (история рождения крепости и города Сызрань, старинные здания, фронтовики-сызранцы, промышленность в нашем городе, растительный и животный мир Сызрани и т. д);
- выясняющего взгляды, мнения, оценки детей и ведущего с ними обсуждение увлекающих детей вопросов и загадок (наш город будущего, любимые места, моя семья, интересные ремесла, городские праздники и т. д.);
- занимающегося рядом с детьми своим делом, но привлекающего их внимание обстановкой, содержанием, стилем этого дела, своим отношением к нему (изготовление макетов Сызранского Кремля, кукол-оберегов, оформление фотовыставки, альбомов и т. д.).
В каждой возрастной группе был создан свой мини-музей о родном городе, который стал результатом общения и совместной работы воспитателя, детей и их семей. Педагогами подобраны наглядные и методические рекомендации по ознакомлению детей с историей основания и строительства Сызрани, достопримечательностями, объектами социальной сферы города. Сделана подборка стихов, песен, рассказов о городе Сызрани. Руками педагогов, детей и родителей были изготовлены интересные экспонаты: макеты Сызранского Кремля, железнодорожного вокзала, причала, Сызранского драмтеатра, Центрального рынка, детского парка «Гномик», вертолетного училища, микрорайона детского сада; поделки «Сеньора Помидорка», «Герб г. Сызрани», куклы в национальных костюмах, картинная галерея о Сызрани.
Особо хочется выделить мини-музей кукол-оберегов народов Поволжья, созданный воспитателем старшей группы. Педагог считает, что кукла-игрушка является неисчерпаемым ресурсом для обучения и воспитания, познания соцокультурных ценностей ребенком, развивает его интеллект, эстетический вкус, дает навыки общения. А ещё дети сами делают куклы в кружке «Умелые ручки». Не используя иголку и ножницы, дети с удовольствием смастерили из лоскутков ткани кукол «Колокольчик», «Пеленашку», «Веснянку».
Экскурсии по мини-музеям проводили сначала воспитатели, а потом и «дети-экскурсоводы» устраивали экскурсию в свой музей, рассказывая об экспонатах. Они включаются в диалог с воспитателем, изучают экспонаты, знакомятся с культурой поведения в музее, т. е. приобретают умения и навыки общения в процессе музейной коммуникации. Основной формой организации работы с детьми считаем игру, театрализованные экскурсии - путешествия и продуктивную деятельность. Практика показала, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей и родителей. Родители наших воспитанников – неотъемлемые участники и помощники в полноценном проведении мероприятий образовательного процесса.
Опыт использования мини - музеев в ДОУ с целью социокультурного развития дошкольников приносит результаты. Дети знают, что такое музей, правила поведения в нем, с удовольствием принимают участие в создании музея и привлекают своих родителей. Активно используя средства музейной педагогики в познавательной, продуктивной, игровой деятельности, дети значительно расширили своё представление о родном городе Сызрани, историческом, культурном, национальном, природном своеобразии родного региона.
Литература:
1. Алешина Н. В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). - М. :УЦ «Перспектива», 2011г.
2. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н. А. Арапова-Пискарева. – М., 2005
3. Лебедева С. А., Перлова С. Н., Ткаченко Е. Ю. Ознакомление с родным городом средствами музейной педагогики : Метод, рекомендации. Шуя, 2012.
4. Кто есть кто в Сызрани. Справочно-энциклопедическое издание. – «ЗАО «Навигатор-Ф», 2001
5. Книга-альбом «Сызрань». – Сызранское полиграфобъединение, 2000.