любовь претуляк
Знакомство детей подготовительной группы с геральдикой и символикой России (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте закладываются предпосылки для возникновения и развития патриотических чувств, которое проявляется в старшем возрасте. У дошкольников можно сформировать эмоциональное отношение к своей стране. Учитывая широту понятия «родина», у детей формируют представления о родной стране, уважение к государственной символике (Гимну, Флагу, Гербу России, воспитывают чувство гордости за успехи русских людей, интерес к жизни разных народов, их культуре и истории.
Публикация «Знакомство детей подготовительной группы с геральдикой и символикой России (из опыта работы)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Символы России для детей
- Темочки
Работая в направлении гражданско-правового воспитания, я много внимания уделяла таким темам, как «Моя семья», «Наша дружная семья», «Моя страна «Россия». Дети получили знания о символике нашей страны, края, города, о местонахождении нашего города, достопримечательностях родного края, столицы, знают название некоторых городов России.
В процессе педагогической деятельности в данном направлении я считаю, что необходимо объединить усилия педагога и родителей. Мы начинали с малого: составляли буклеты «Наши имена», семейное древо, групповой и семейные гербы (рисунок 1 а)
По результатам работы созданные гербы были больше похожи на эмблемы. Мне захотелось самой рассмотреть гербы разных городов России и понять «Что может нам рассказать герб?». Это очень интересное занятие. Таким образом, я решили плотно заниматься совместно с детьми и родителями увлекательным делом – изучением и составлением гербов.
В нашем детском саду созданы все условия для изучения данной темы:
имеется центр нравственно-патриотического воспитания «С чего начинается Родина?», в который включены фотоэкспозиции «Уголок Малой Родины»,
«От Москвы до Красноярска», в группе имеется уголок патриотического воспитания.
Работу решила выстраивать от простого к сложному, с использованием различных форм, методов и приемов:
• рассматривание, сравнение флагов, гербов страны, городов России;
• совместные обсуждения, голосование;
• изготовление символики группы, сада;
• занятия в центре нравственно-патриотического воспитания
«С чего начинается Родина?»
• посещение библиотеки сада и города;
• занятия-размышления, дискуссии;
• познавательные минутки;
• беседы, рассказ воспитателя
• дидактические игры, игровые ситуации;
• рассматривание, чтение книг, разучивание стихов.
На первом занятии я познакомила детей с историей происхождения флага, его значением в прошлой и в современной жизни. Вспомнили, где можно увидеть флаги.
В центре нравственно – патриотического воспитания рассмотрели флаги не только нашей страны, но других стран мира. В группе дети изготовили Российский флаг.
Далее у детей возникло желание создать флаг подготовительной группы «Солнышко»
Эскизы флага группы «Солнышко»
Лиза Лошакова совместно с мамой. Татьяной Алексеевной.
В центре флага солнышко, потому что группа «Солнышко», красный цвет символизирует любовь, дружбу, мужество, а синий – красоту нашей группы (рисунок 2)
При составлении флага группы, у всех детей присутствовало 2 цвета: красный – символ любви дружбы (все дети и взрослые любят друг друга) и желтый - богатство, верность (много детей, игр, талантов). Стало ясно, что в нашем флаге должны быть эти цвета.
В итоге обсуждений и голосований мы решили, что наш флаг должен быть желтого цвета, потому что группа называется «Солнышко», наша группа богата талантами, игрушками, верными друзьями. На флаге должны быть красные звездочки, потому что сейчас мы маленькие звездочки, нас все любят, а когда мы вырастем, мы станем «звездами» (спортсменами, артистами и т. д.)» - говорили дети. В группе нас 26 детей, поэтому 26 звездочек. Вот такой флаг у нас получился
Как только у нас появился свой флаг - возникли традиции:
• на все мероприятия детского сада приходить со своим флагом,
• на спортивные соревнования прикреплять на форму флаг группы
Следующие занятие мы посвятили изучению истории происхождения герба, его значение в прошлой и в современной жизни, рассматриванию гербов России, Москвы, Норильска, Дудинки, Кайеркана и других городов России.
Сравнивая гербы между собой, мы выяснили, что основу герба очень часто составляет щит, который может быть однотонным или с несколькими частями. У детей сразу возник вопрос : почему герб города Норильска, и Дудинки разделены на части? Предположения детей были : времена года (зима – лето, полярный день и полярная ночь. Я обратила внимание детей на то, что, что щиты разделены по - разному и рассказала детям, что щит, разделенный пополам по вертикали, называется рассеченным; разделенный пополам по горизонтали — пересеченным; разделенный на две части из угла в угол — скошенным справа или слева. Теперь мы знаем, что герб города Норильска разделен пополам по вертикале, значит он – рассеченный, герб города Дудинки – скошенный.
Рассматривая и сравнивая гербы городов, мы выявили, что большинство их делиться на 3 группы :
1 исторические. (Изображение, на них связано с каким – либо историческим значимым для города событием.). Например: герб Москвы «рассказывает нам историю о битве Героя Победоносца со змеем. Символически это отражает историю города (осады, смуты, пожары и т. д.) Из всех бед Москва выходит победительницей;
2 профессиональные. «Читая» эти гербы, можно узнать какими трудовыми успехами славится город. Например: герб город Дудинки – олень символизирует основное занятие северян, герб города Иваново - ивановские ситцы славятся по всей стране.
3 группа – экологические гербы, в которых отражены природные особенности каждого края. Например: герб Норильска, Дудинки – разделен на 2 части – полярный день и полярная ночь, герб Кайеркана – солнце с разными лучами. Возник следующий вопрос, что символизируют животные, которые изображены на щитах? Дома дети совместно с родителями узнавали о геральдических мотивах - изображения разнообразных животных.
У нас возникла традиция: каждый день перед занятием проводить познавательные минутки, где дети делились своими «находками». Дети с гордостью рассказывали то, что узнавали дома, в библиотеке. Например: что сова - символ мудрости; медведь – предусмотрительности и силы и т д.
Теперь мы узнали о животных, об основе герба, а что же символизируют цвета? Искать ответ на этот вопрос мы отправились в библиотеку, а дома дети с родителями путешествовали по Интернету.
Теперь, читая герб Кайеркана, мы знаем, что синий фон символизирует красоту, честность и верность, а сова – символ мудрости и т. д.
Теперь нам предстояло самим составить герб группы «Солнышко»
Первоначально я дала детям возможность самим составить герб. Вот, что получилось.
Эскизы детей герба подготовительной группы «Солнышко»
Смирнягина Лиза: (рисунок 3)
Щит разделен на 2 части: символизирует полярный день и полярную ночь, зелёный – символ свободы, мы любим заниматься в группе любимым делом, солнышко – название группы, дети символ дружбы
Шуклинов Рома (рисунок 4)
Красный фон – символ любви, мы очень любим нашу группу, книги – мы скоро будем учениками, пойдем в школу, солнышко – наша группа так называется, цветы – это дети.
У всех детей основу герба составил французский щит, на щите изображено солнце - названия группы. А потом дети как – бы разделились на 2 подгруппы : одни нарисовали детей, которые стоят рядом – символ дружбы, вторая подгруппа нарисовала цветы – символ успеха, чистоты. Фон у всех детей был разный, разноцветный – символ красоты, радости, свободы, честности.
Нам предстояло выбрать вариант изображения герба и доработать его.
Дети выделили несколько аспектов, чем славиться наша группа :
• мы изучаем права ребенка;
• скоро мы пойдем в школу;
• в нашей группе дружат мальчики и девочки, взрослые и дети и все заботятся друг о друге;
• название группы
Часто в гербах соединяются профессиональные, исторические и экологические символы. Чем больше символов, тем интереснее их читать. Получился вот такой герб (рисунок 5). На разделенном щите на 2 части: символ полярного дня и полярной ночи изображены взрослый и дети – символ дружбы, взаимодействия, взаимопомощи, портфель – скоро мы станем учениками, шапочки – мы изучаем права ребенка.
Когда наш герб был готов, у нас появилась новая идея. Нашу группу посещают дети 2005 года - это год петуха и Валерия Михеенко нарисовала нам новый герб (рисунок 6)
Работая, в тесном контакте с семьями своих воспитанников, был создан эскиз герба детского сада. Родители не только помогали советами, но и эскизами (рисунок 7)
Основой нашего герба является французский щит, он разделен по горизонтали на две части и символизирует полярный день и полярную ночь, руки – это символ тесного содружества сотрудников детского сада и родителей, которые держат драгоценный алмаз – символ детского сада «Загадка», в котором существует дружба, красота, верность (рисунок 8)
Я думаю, что дети совместно с родителями продолжать занятия по ознакомлению с геральдикой российских городов. И отправляясь в летние отпуска, путешествуя по разным городам России, будут рассматривать и пытаться понять «Что может герб нам рассказать»