Ольга Лобанова
Знакомим малышей с шахматами. Знакомство с пешкой
▼ Скачать + Заказать документы
Шахматы для малышей (3-4 г)
Не все дети сразу же способны запомнить названия конкретных шахматных фигур. Вы даже не всегда сможете проверить, усвоил ли ваш малыш это. Ведь если напрямую спросить названия фигур у ребёнка, он может вам и не ответить. Это ему скучно! Поэтому и узнать, какие из шахматных фигур запомнил малыш, и закрепить пройденный материал лучше всего в игре.
На выбор поиграйте с ребё нком в следующие игры-задания:
Публикация «Знакомим малышей с шахматами, Знакомство с пешкой» размещена в разделах
“Волшебный мешочек”. По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.
“Шахматная репка”. Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.
“Угадайка”. Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.
“По росту”. Попросите ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры. Сначала от самой большой до самой маленькой, а потом наоборот – от самой маленькой до самой большой.
Знакомим с пешкой.
Тема: «Шахматные Пешки»
Стихотворение для заучивания наизусть:
Мы – шахматные Пешки, Наискосок: налево и направо
В бою не любим спешки. Мы «бить» имеем право.
Шагаем лишь вперёд, А коль в конец доски придем,
Назад не знаем ход. Фигуру новую берем.
Важно знать:
1. Место пешки в начальном положении – белые пешки стоят на 2-ой горизонтали,
черные – на 7-ой.
2. Ход пешки – пешка ходит на одно поле вперёд по вертикали. Первым ходом
может пойти через клетку.
3. Взятие – «бьёт» пешка наискосок на одно поле.
4. Превращение пешки - если пешка доберётся до последней горизонтали (белая до
8-ой, черная - до 1-ой, то она превратится (волшебное свойство пешки) в любую фигуру своего цвета, кроме короля.
Полученные знания закрепляем с помощью дидактических игр-заданий
(на доске расставляются учебные позиции для разыгрывания) :
«Атака неприятельской фигуры» - пешка должна напасть на фигуру противника.
«Двойной удар» - пешка должна напасть одновременно на две фигуры противника.
«Взятие» - пешка должна побить незащищенную фигуру противника.
«Пешечный прорыв» - провести одну из пешек в ферзи.
Советы родителям:
Для закрепления материала поиграйте в дидактическую игру
«Кто первый»
На шахматной доске расставляются пешки в начальном положении. И чья пешка достигнет последней горизонтали, тот выигрывает. Пешки во время игры могут нападать и «съедать противника». Усложнение «Игра продолжается» – дойдя до последней горизонтали, пешка превращается в любую фигуру, и игра продолжается, пока не будут взяты все пешки противника.
Ребёнок должен уверенно играть пешкой (идти вперёд и не сходить с вертикали). Видеть какие пешки (свои и противника) находятся под боем и производить взятие, если это ведет к победе. Ребёнок должен стараться не подставлять свои пешки под бой.