Елена Мизинова
Значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЗНАЧЕНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мизинова Елена Алексеевна
студент, специальность 44.02.01. дошкольное образование, ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
РФ, г. Дзержинск
АННОТАЦИЯ
Публикация «Значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утренняя гимнастика, зарядка. Консультации для родителей
- Темочки
«Движение — это жизнь». Эти слова известны почти каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с ранних лет приучать детей вести активный образ жизни.
Ключевые слова: утренняя гимнастика, физические упражнения, оздоровительное значение.
Утренняя гимнастика – это обязательная часть двигательного режима. Физические упражнения утренней гимнастики повышают уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной системы. У систематически занимающихся утренней гимнастики пропадает сонливость, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Во время утренней гимнастики решаются такие задачи, как:
- «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад,
-разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему,
- активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций
организма,
- стимулировать работу внутренних органов и органов чувств,
-способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки,
- предупреждать возникновение плоскостопия.
Проблемам построения оптимального двигательного режима в детском саду были посвящены работы З. И. Ермаковой, Ю. Ф. Ермаковой, Ю. Ф. Змановкого, О. В. Силиной, и других.
В группах детского сада утренняя гимнастика как обязательная часть режима дня проводится ежедневно перед завтраком. С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе. В зимнее время для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату.
Утренняя гимнастика имеет огромное оздоровительное значение. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног). Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.
Дети в дошкольном возрасте имеют невероятно высокую двигательную активность. Они находятся в решающей фазе роста и созревания, во время которых происходят сильные изменения в системе мышц, скелета и нервов. Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения. Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.
Кроме того, ежедневное выполнение физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.
Список литературы:
1. Виленская, Т. Е. Оздоровительные технологии физического воспитания детей младшего школьного возраста : учебное пособие / Т. Е. Виленская. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021.
2. Ефименко, Н. Н. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве : учебное пособие / Н. Н. Ефименко. – Москва : Дрофа, 2014. - 187 с.
3. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. Я. Степаненкова. – Москва : Академия, 2011. – 368с.
4. Филиппова, С. О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / С. О. Филиппова. – Москва : Академия, 2014. – 304с.
5. Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников : учебное пособие / В. Н. Шебеко. – Москва : Академия, 1998.- 192 с.