Елена Мизинова
Значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЗНАЧЕНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мизинова Елена Алексеевна
студент, специальность 44.02.01. дошкольное образование, ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
РФ, г. Дзержинск
АННОТАЦИЯ
«Движение — это жизнь». Эти слова известны почти каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с ранних лет приучать детей вести активный образ жизни.
Темочки:
- Гимнастика утренняя, оздоровительная
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Утренняя гимнастика, зарядка. Консультации для родителей
- Темочки
Ключевые слова: утренняя гимнастика, физические упражнения, оздоровительное значение.
Утренняя гимнастика – это обязательная часть двигательного режима. Физические упражнения утренней гимнастики повышают уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной системы. У систематически занимающихся утренней гимнастики пропадает сонливость, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Во время утренней гимнастики решаются такие задачи, как:
- «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад,
-разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему,
- активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций
организма,
- стимулировать работу внутренних органов и органов чувств,
-способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки,
- предупреждать возникновение плоскостопия.
Проблемам построения оптимального двигательного режима в детском саду были посвящены работы З. И. Ермаковой, Ю. Ф. Ермаковой, Ю. Ф. Змановкого, О. В. Силиной, и других.
В группах детского сада утренняя гимнастика как обязательная часть режима дня проводится ежедневно перед завтраком. С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе. В зимнее время для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату.
Утренняя гимнастика имеет огромное оздоровительное значение. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног). Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.
Дети в дошкольном возрасте имеют невероятно высокую двигательную активность. Они находятся в решающей фазе роста и созревания, во время которых происходят сильные изменения в системе мышц, скелета и нервов. Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаём благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения. Разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.
Кроме того, ежедневное выполнение физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.
Список литературы:
1. Виленская, Т. Е. Оздоровительные технологии физического воспитания детей младшего школьного возраста : учебное пособие / Т. Е. Виленская. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021.
2. Ефименко, Н. Н. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве : учебное пособие / Н. Н. Ефименко. – Москва : Дрофа, 2014. - 187 с.
3. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. Я. Степаненкова. – Москва : Академия, 2011. – 368с.
4. Филиппова, С. О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / С. О. Филиппова. – Москва : Академия, 2014. – 304с.
5. Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников : учебное пособие / В. Н. Шебеко. – Москва : Академия, 1998.- 192 с.