Oльга Клыкова
Значение игры в подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игры в подготовке детей к школе.
К. Д. Ушинский писал! : «В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий
человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же знаниями»
Публикация «Значение игры в подготовке детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Темочки
Говоря о подготовке детей к школе, надо различать две её стороны: всестороннюю подготовку, обеспечивающую общий уровень развития, и подготовку, которая формирует у ребёнка конкретные знания, умения, навыки, которые способствуют успешности обучения в школе на самых первых этапах.
Всё, что можно сказать о значении игры для развития ребё нка-дошкольника (развития воображения, произвольности поведения, способностей к совместной деятельности, относится в целом к подготовке к школе. Совместная со взрослым деятельность и самостоятельная игра детей уже сама по себе работает на широкую подготовку к школе. И это самое важное. Если же у ребёнка достаточно развиты речь, мышление, он может произвольно управлять собой – действовать по инструкции взрослого, сдерживая свои непосредственные желания, способен достаточно критично оценивать результаты своей работы (видеть, соответствуют они требованию, образцу или нет, значит, он готов к обучению в школе.
В этом случае, даже не научившись до школы (что мало вероятно) читать и считать, в 1 классе ребёнок легко овладеет азами школьной программы и будет удачно продвигаться дальше по дороге знаний.
Но если возникла необходимость подготовить ребёнка к школе также в отношении конкретных умений, можно использовать игру и в этих целях. Игра поможет ребёнку ощутить действительность школьной жизни. Конечно, ребёнок уже знает о школе по рассказам старших, по фильмам, книжкам. Но можно и поиграть с ним в школу.
Будущая школьная жизнь откроется для него в более отчетливой форме, если он в игре побудет «учеником», (а «учителем» пока будет мама или ещё лучше папа, который сидит за партой, отвечает на вопросы, бегает на перемене, со звонком возвращается за парту и т. д.
После этого он сам начнёт играть в школу. Но он уже – «учитель», а «ученики»- куклы.
Сюжетная игра в школу, организованная взрослым, может быть использована и при обучении детей началам чтения, счёта.
В чё м заключаются родительские муки:
- Катя, мы сегодня в букварь не заглядывали, а уже вечер.
- Мамочка, я ещё поиграю, а почитаем завтра.
И завтра бывает то же самое.
А попробуем соединить обучение чтению с игрой!
- Катя, давай играть.
- А как?
- Можно в школу или в детский сад. Как хочешь.
- Лучше в школу.
И Катя тут же готовит всё необходимое для игры. Вот уже сидят куклы – ученики.
- Мы пришли в школу, - говорит Катя.
- Первый урок – чтение, - говорит мама. – Дети достаньте буквари.
Какая буква на первой странице? Кто знает, поднимите руки.
- Я! – поднимает руку Катя. – Это буква А.
- Молодец, Катя. А теперь я сложу из букв слово. Кто прочтёт, что
здесь написано?
Катя опять поднимает руку.
- Нет, - возражает мама. – Теперь пусть Саша ответит.
Катя отвечает и за кукол – учеников.
Конечно, вводя в игру обучение чтению, не надо забывать о правильной методике, специально разработанных приёмах для дошкольников. Взрослым необходимо познакомиться со специальной литературой, в этом вам помогут воспитатели.
Отработку навыков счёта можно включить в любую сюжетную игру, независимо от её тематического содержания. Это может быть игра в школу, детский сад и др.
Простейшие задачи можно ввести и в игру с правилами. Например, в лото:
- У нас всего по 8 картинок. У тебя уже 4 закрыто, сколько же осталось закрыть?. А у меня всего 3 закрыто. Сколько мне осталось?
Когда ребёнок овладеет начальными навыками счёта, чтения (а начальный этап – самый трудный, нужно переходить к отделению учебных занятий от игры. Старший дошкольник да и младший школьник ещё много времени будет проводить за игрой, но при этом они должны четко различать игру и обязательные дела – учебу, труд, для успешного выполнения которых требуются волевые усилия, преодоление своих непосредственных желаний.
В заключении хочется отметить, что рекомендации по организации игры с которыми вы ознакомились на первый взгляд показались вам слишком обременительны. Но хочется успокоить мам и пап. Игровые умения у детей формируются достаточно быстро. Для совместной игры с ребёнком даже не всегда нужно отрываться от домашних дел. Затрачивая не так уж много времени на формирование игры у ребёнка, мы обеспечиваем его содержательную самостоятельную деятельность, продвижение в развитии и счастливое детство. Так что потраченное время и силы взрослых окупятся во много раз.
Но совместная игра с ребёнком имеет ещё один важный аспект, о котором не стоит забывать.
Лишь через общение с ребёнком взрослыё проникает в его душу и раскрывает ему мир своей души. Отсутствие полноценного общения с ребёнком обернётся потом отчуждённостью, непонятностью ребёнка – родителями, родителями – детьми. Быть может, как раз в этом истоки конфликтов поколений родителей и детей.
В дошкольном детстве основой общения взрослого с ребёнком является совместная деятельность, протекающая преимущественно в форме игры. Когда ребёнок подрастёт, общение взрослого с ним примет другие формы, а пока основное – игра.
Литература:
1. А. П. Усова «Обучение в детском саду»
2. А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»
3. О. В. Дыбина,О. А. Еник,Л. А. Пенькова «Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей
старшего дошкольного возраста»
4. Под ред. С. Л. Новосёловой «Игра дошкольника»
5. «Воспитание детей в игре»
Подготовила воспитатель : Клыкова Ольга Павловна