Светлана Чеканова
Зеркальное письмо у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Зеркальное письмо букв и цифр»
профилактика возникновения нарушений письменной речи
(рекомендации учителя – дефектолога)
Уважаемые родители!
Зеркальное изображение букв и цифр преследует многих шестилеток, хотя для ребёнка 5-6 лет как зеркальное письмо, так и рисование признаны физиологической (возрастной) нормой, они бывают неустойчивы и быстро исчезают. Но бывают случаи, когда зеркальные ошибки носят достаточно стойкий характер.
Публикация «Зеркальное письмо у дошкольников» размещена в разделах
Постоянно работая над понятиями право – лево, верх – низ, учим правильно писать цифры, привлекая образы и другие яркие примеры, при этом каждый раз настойчиво напоминаем, что глаза и ручка по строчке движутся слева направо, причём начало строки, хорошо пометить ярким значком. Движение глаз по строке надо отрабатывать специально, но лучше в игровой форме, выложив, например, строчку разноцветных кружочков, когда ребёнок последовательно называет их цвета. Постепенно длину строчки увеличивать, а задание немного усложнять. Надо настойчиво обращать внимание ребёнка на неверное изображение буквы или цифры, исправляя и придумывая, на что похожа цифра (буква, с проговариванием этого сравнения вслух.
Часто неверное зеркальное изображение букв или цифр закрепляется у ребёнка именно в дошкольном возрасте, когда он сам начинает их писать. Но если ребёнок левша или ещё не отдал предпочтение какой - либо руке, это чревато неприятными последствиями.
Приёмы, помогающие детям лучше запоминать
зрительный образ букв и цифр:
• Порисуйте цифру (букву) вместе с ребенком, выясните, на что она похожа, акцентируя внимание на том, «куда она смотрит».
• При знакомстве с буквой (цифрой) выясните из каких элементов она состоит и куда смотрит. Обращайте внимание на направление письма и точку, из которой начинать написание. Для этого необходимо обсудить с ребёнком «главные точки», в которых направление письма меняется.
• Собирать буквы (цифры) из мозаики.
• Письмо букв (цифр) в воздухе, не забывая, откуда начинать и куда вести.
• Письмо букв (цифр) через кальку.
• Отгадывание ребёнком написанной вами в воздухе буквы (цифры). При этом взрослый пишет зеркальное изображение, стоя к ребёнку лицом. Начать можно с лёгкого изображения, например с круга.
• Отгадывание букв (цифр, нежно написанных пальцем мамы на его (её) спине (если с трёх раз ребёнок не отгадает, разрешите ему посмотреть, как вы это делаете на тыльной стороне ладони, пусть привыкнет к ощущениям).
• Нарисуйте «толстую» букву или цифру, затем разделите её на три и более дорожек, на которых отрабатывайте направление письма. Каждая из полосок последовательно расписывается крестиками, кружочками, снежинками в направлении письма буквы (цифры). О безотрывном письме здесь речь не идёт. Нельзя заменять рисунки изображением самой изучаемой буквы или цифры. Ребёнок может сам придумать варианты росписи дорожек.
• Выкладывание букв (цифр) из счётных палочек, спичек., мозаики, верёвочек, проволоки, крупы, природного материала
• Обводка буквы (цифры) по пунктирным линиям.
• Обводка правильных букв (цифр). Игра «Найди правильную букву»
• Лепка буквы (цифры) из пластилина.
• Зачёркивание «неправильных» букв (цифр)
• Составление буквы (цифры) из двух частей.
• Игра «Узнай букву» (определение букв на ощупь – буквы из пластилина).
• Игра «Найди букву на картинке»
• Игра «Узнай и дорисуй букву».
• Закрашивание буквы (цифры).
• Узнавание букв, написанных на руке ребёнка.
• Рисование буквы (цифры) красками.
• Соединение одинаковых букв (цифр) верёвочкой.
• Игра «Узнай букву» (зашумлённые буквы).
• Рисование буквы (цифры) на манной крупе, песке.
• Узнавание буквы (цифры) по отдельным элементам.
• Вырезание из цветной бумаги.
• Вычёркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»).
• Упражнения: «Закончи узор», «Дорисуй по точкам», «Повтори рисунок».
• Моделирование букв из цепочек, монеток.
Прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.