Анжела Мелконьян
Здоровьесберегающие технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребёнку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать собственное устремление к совершенствованию здоровья. При этом ребёнок имеет реальную возможность продвигаться в развитии собственных устремлений в индивидуально заданном темпе.
В своей работе реализую технологию здоровьесберегающего обучения, в которой решаю следующие задачи:
Публикация «Здоровьесберегающие технологии» размещена в разделах
овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья всеми субъектами открытого образовательного пространства;
формирование субъектной позиции по отношению к собственному здоровью и ценностного отношения к своему здоровью у детей, родителей;
увеличение резервов здоровья.
В своей работе по привитию основ здорового образа жизни и физическом состоянии ребёнка использую нетрадиционное оборудование сделанное родителями с детьми.
Дети с удовольствием занимаются с нестандартным оборудованием, выполняют элементы самомассажа себе и друг другу (это доставляет им огромную радость, выполняют упражнения на развитие физических качеств, профилактические упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза. Во время непосредственной образовательной деятельности, обязательно, используется музыкотерапия.
Благодаря здоровьесберегающему направлению в моей работе у ребятишек сформировано осмысленное отношение к здоровью как важной жизненной ценности.
В своей работе систематически использую оборудование для следующих здоровьесберегающих технологии :
1. Оздоровительная гимнастика (корригирующая, ортопедическая и др.);
2. Разные виды массажа и самомассажа;
3. Физкультминутки, динамические паузы;
4. Упражнения для ног, спины, пальцев рук и т. д.
В моей группе здоровьесберегающее обучение включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом занятии, динамических пауз, проведение родительских собраний на тему «Режим дня дошкольника», «Как сохранить здоровье ребёнка?», «Компьютер и ребёнок», организацию подвижных игр на прогулках, гимнастику после дневного сна. Думаю, что задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои занятия я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель:
«Как сделать их здоровьесберегающими?»
Изготовление и использованиенестандартного физкультурного оборудования, положительно сказываются на привитии основ здорового образа жизни воспитанников. Это подтверждают отзывы коллег на посещённые открытые мероприятия («Мастер - класс по изготовлению нестандартного физкультурного оборудования», выступление на заседании по теме: «Интеграция образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» в воспитательно - образовательном процессе»;
Понимая важность физического воспитания детей, и проанализировав состояние этого вопроса в группе, была разработана специальная анкета для родителей, позволяющая определить, как они понимают задачи физического воспитания, умеют ли организовать занятия спортом, создать для этого условия, выявить интересы детей.
В анкете 12 вопросов: информация о ребёнке, знание об образе жизни, условия для физического воспитания детей в семье; виды деятельности ребёнка дома после прихода из детского сада; уровень педагогической культуры родителей.
Анкетированием было охвачено 27 родителя с разным образовательным уровнем. Из анкет стало ясно, что всего 6 детей посещают теннис, аэробику, хореографию, художественную гимнастику.
Более половины опрошенных родителей 70 % ответили, что большая часть семей имеет мелкий спортивный инвентарь, велосипеды, самокаты, но лишь у немногих есть детские спортивные комплексы. В большинстве случаев это объясняется жилищными условиями. Мы решили помочь родителям в решении этой проблемы, для чего и объявили «мастер – класс» по изготовлению таких спортивных комплектов, которые можно было бы разместить в малогабаритных квартирах.
Ответы на вопросы о соблюдении режима дня, о проведении закаливающих мероприятий показали, что родители уделяют должное внимание этим столь важным для воспитания ребёнка задачам. Только в 68 % семей установлен режим дня, соблюдение которого ребёнком контролируется. 70 % родителей проводят закаливающие мероприятия: проветривание, прогулка в любое время года. Ответы на вопрос: «Нравится заниматься ребёнку физкультурой в садике?» – были такими: «Не знаю», «Думаю, что да», «Пока не жаловалась», «Конечно».
Чем заняты дети дома после прихода из детского сада и в выходные дни? Подвижные игры занимают первое место. Просмотром телепередач и компьютерных игр, игра с настольными играми на второй план.
Всё это свидетельствует о том, что систематического, целенаправленного физического воспитания, необходимой физической нагрузки и двигательной активности дети в семье получают вовремя. Подтверждение мы находим и в ответах родителей.
Полученная из анкет информация позволила при составлении перспективного плана конкретизировать содержание работы с семьёй и определить тематику и направленность собраний, консультаций, и других фронтальных и индивидуальных форм общения с родителями. Анкетирование помогло наметить дифференцированный подход к разным категориям семей. Родители, имеющие положительный опыт воспитания детей, стали нашими помощниками в пропаганде физического воспитания в семье, активными участниками родительской конференции, «круглого стола», приобщения детей к спорту.
Благодаря рациональному использованию нестандартного оборудования значительно увеличилась моторная плотность физкультурных занятий (до 80% - 90%). Возрос интерес детей к разным видам движений, изобретательность в самостоятельной двигательной деятельности, значительное повышение эмоционального тонуса на физкультурных занятиях.
Все дети в группе освоили основные виды ходьбы, бега, ползания, лазания, упражнений в равновесии, бросания, ловли и метания мячей. Двадцать пять детей из двадцати восьми выполнили нормативы бега: пробежали 30 м за 8 - 8, 5с. Двадцать шесть детей справились с программными требованиями по прыжкам в длину с места (80 – 90 см) и в длину с разбега (100 – 140 см).
Всё это – лишь начало большой и серьёзной работы по совершенствованию нестандартного оборудования, изобретению его новых видов, разработке конспектов физкультурных занятий и игр с использованием нестандартного оборудования.
При реализации здоровьесберегаюшей технологии отмечена ее универсальность, что позволяет использовать ее при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности.