Панговская Инна
Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии, как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст играет ключевую роль в формировании основ здоровья, как физического, так и психического. До семи лет ребенок проходит через значительный этап развития, который неповторим и влияет на его будущее. Именно в этот период происходит активное развитие организма, закрепление функциональных систем, формирование характера, отношения к себе и к окружающим. Наиболее важно в это время создать у детей базу знаний о здоровом образе жизни, развить потребность в занятиях спортом и физической культурой. Существуют разные формы деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, что в целом называется "здоровьесберегающими технологиями". Это комплекс мер, включающий воспитательные, оздоровительные, коррекционные и профилактические действия, которые реализуются через взаимодействие ребенка с педагогом, родителями и медицинским персоналом. Задача здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении возможности сохранения здоровья детей дошкольного возраста, формировании у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, а также умении применять полученные знания в повседневной жизни.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В нашей группе созданы условия для здоровьесберегающего воспитания и развития детей, основные из которых включают организацию разнообразных видов деятельности детей в игровой форме, структурирование образовательного процесса для дошкольников, и обеспечение детей различным оборудованием, игрушками, играми и пособиями. Вся работа осуществляется комплексно в течение всего дня с участием педагогов: воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Как участник этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным навыкам здорового образа жизни. Я применяю различные методы и приемы для создания здоровьесберегающего процесса в моей возрастной группе и активно внедряю их на практике.
Технологии поддержания и стимулирования здоровья :
Во время занятий проводятся физминутки и динамические паузы длительностью 2-3 минуты, которые регулируются в зависимости от утомления детей. Во время этих пауз включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и другие в зависимости от вида занятия.
Ежедневно проводятся подвижные и спортивные игры и как часть физкультурных занятий, а также во время прогулок или в групповых комнатах с разной степенью подвижности. Игры подбираются с учетом возраста детей, места и времени их проведения.
Релаксация играет важную роль для психического здоровья детей. Необходимо обеспечивать баланс между положительными и отрицательными эмоциями, что способствует сохранению внутреннего равновесия и позитивного поведения. Цель заключается не в подавлении эмоций, а в обучении детей распознавать свои чувства, контролировать свое поведение и воспринимать свое тело. Для этого используются упражнения по расслаблению отдельных частей тела или всего организма. При этом в работе применяется спокойная классическая музыка и звуки природы. Детям нравится выполнять подобные упражнения, так как в них есть элемент игры, и они быстро учатся расслабляться.
Также ежедневно проводятся пальчиковые игры и упражнения. Эти упражнения способствуют развитию мелкой моторики, стимулируют речь, улучшают пространственное мышление, способствуют развитию внимания, улучшают кровообращение, развивают воображение и способствуют улучшению скорости реакции. Пальчиковая гимнастика полезна для всех детей, особенно для тех, у кого есть проблемы с произношением. Ее можно проводить в любое удобное время.
Гимнастику для глаз рекомендуется проводить по мере необходимости в зависимости от интенсивности нагрузки на зрение. Эти упражнения помогают снять статическое напряжение в мышцах глаз и улучшают кровообращение. При проведении гимнастики используется наглядный материал и демонстрации со стороны педагога.
Дыхательные упражнения рекомендуется включать в различные разделы физкультурно-оздоровительной работы. Они помогают активизировать кислородный обмен в тканях, способствуя нормализации и оптимизации работы организма в целом.
Бодрящую гимнастику (гимнастика после сна) рекомендуется проводить ежедневно после дневного сна в течение 5-7 минут. Этот комплекс, включает упражнения на пробуждение, упражнения для коррекции плоскостопия, формирования правильной осанки и общего оздоровления организма.
Логоритмические упражнения, включающие в себя рассказывание стихов с использованием движений, вызывают интерес у детей, улучшают эмоциональное состояние, способствуют лучшему запоминанию информации, развивают концентрацию внимания, мелкую и крупную моторику, координацию движений, воображение и образное мышление.
Здоровьесберегающие образовательные технологии, которые мы используем в нашей группе, направлены на формирование у детей стремления к ведению здорового образа жизни. Цель этого - научить ребенка осознанно относиться к здоровью и жизни, обучить его знаниям о здоровье и умениям сохранять его, развить валеологическую компетентность для самостоятельного принятия решений о здоровом образе жизни и безопасном поведении. Мы стремимся к тому, чтобы наши дети не только имели понимание важности здоровья, но и обладали знаниями, необходимыми для правильного поддержания его.
Технологии обучения здоровому образу жизни :
Ежедневно проводится утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, что способствует формированию ритмических умений и навыков.
Физкультурные занятия, соответствующие программе ДОУ, обучают двигательным навыкам и укрепляют здоровье.
Самомассаж стимулирует кровообращение, улучшает работу внутренних органов и способствует улучшению осанки. Этот процесс также оказывает положительное воздействие на психическое состояние ребенка. Самомассаж проводится в игровой форме, что делает его интересным и доступным для детей.
Спортивные игры на свежем воздухе позволяют детям с энтузиазмом вовлечься в соревнования и состязания, что позволяет им двигаться естественно без лишнего напряжения. Они используют знания и навыки, которыми уже обладают. Наличие спортивного оборудования на площадке детского сада обеспечивает максимальную двигательную активность детей во время прогулки.
Коррекционные технологии :
Артикуляционная гимнастика, которая направлена на тренировку артикуляционных органов для правильного звукопроизношения и коррекции дефектов.
Техника воздействия музыки на психику детей имеет большое значение. Музыка способна оказывать различное воздействие на нервную систему, вызывая разные эмоциональные реакции. Поэтому необходимо тщательно выбирать музыку для себя и для своих детей, учитывая ее характеристики - мелодию, ритм, громкость. Я применяю музыку в работе с детьми дошкольного возраста, чтобы создать атмосферу спокойствия и радости, а также развивать их внимание и концентрацию.
Родители - главные воспитатели ребенка. Преемственность между семьей и детским садом облегчает воспитание и обучение детей. Установление доверительного контакта между родителями и педагогами играет важную роль в этом процессе. Сотрудничество с семьей необходимо для полноценной реализации физкультурно-оздоровительных программ. Взрослые окружающие ребенка должны не только давать знания, но и обучать детей тому, как эти знания использовать. Все дети имеют право на счастливое и яркое детство, полное впечатлений. А окружающие взрослые (родители, педагоги, медики) должны помочь ребенку научиться ценить свое здоровье, заботиться о нем.
Список используемой литературы:
1. Андреева Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. …канд. пед. наук //Н. А. Андреева. - Екатеринбург, 2005.– 22 с.
2. Барабаш В. Г. Ценностное отношение к здоровью как психолого-педагогическая категория / В. Г. Барабаш // Образование в период детства : традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Моска-Шадринск,2007. с. 8–14
3. Волошина, Л. Н. Представления современного ребёнка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни / Л. Н. Волошина, Л. П. Кудаланова // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 3. — с. 269–272.
4. Ирхин В. Н. Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения / Ирхин В. Н., Кортюкова Е. А. — Б., 2006г.