Мария Радионовна Володенок
Консультация «Застенчивые дети»
▼ Скачать +Заказ
Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Происхождение этой особенности, как и большинства других внутренних психологических проблем человека, уходит своими корнями в детство.
В современной науке застенчивость понимается, как черта характера, выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих, без причинном чувстве стыда, порождающим комплекс ощущений неловкости, растерянности, страха, препятствующих нормальному общению. Синонимы застенчивости - робость, молчаливость, социальный страх, социальное беспокойство, интроверсия, коммуникативная боязнь, скованное поведение.
Публикация «Консультация „Застенчивые дети“» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Неуверенность застенчивого ребенка, для других людей блокирует складывающуюся у него потребностную и мотивационную сферу, не позволяет ему в полной мере осуществить имеющиеся потребности в совместной деятельности и в полноценном общении.
В своей книге «Застенчивость : что это такое и как с ней справляться» американский психолог Филипп Зимбардо говорит о том, что застенчивость идет рядом со смущением, которое он сравнивает с «острой, но кратковременной потерей уважения к самому себе», которое периодически случается у многих людей.
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, застенчивость характеризуется склонностью человека к робкому или стыдливому поведению в общении, в поведении.
Слово "застенчивый" образовано от глагола «застить» и толкуется словарем В. И. Даля как "охотник застеняться, не показываться; неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; непривычный к людям, робкий и молчаливый".
Оксфордский словарь английского языка пишет, что впервые в письменном виде в английском языке слово «застенчивый» было употреблено после рождества Христова и означало «легко пугающийся».
По мнению В. Джонса и Б. Карпентера (W.Jones, B. Carpenter, 1986, застенчивые люди описывают себя как «неуклюжих, боящихся злых языков, не умеющих настаивать на своем, говорят, что они обречены на одиночество».
Таким образом, застенчивость затрудняет адаптацию в обществе и социализацию в целом. Застенчивые дети испытывают большие трудности в установлении межличностных контактов (отсюда замкнутость, одиночество); пассивны в деятельности и жизнедеятельности в целом; чрезмерно озабочены оценкой себя другими людьми; более зависимы от других, ранимы и поддаются давлению со стороны окружения. Эти особенности, присущи застенчивым людям и делают их очень уязвимыми в обществе.
Но иногда, застенчивость имеет и положительные стороны, если конечно речь не идёт о гиперстеснительности ребенка. Тем не менее, не малая часть педагогов придерживается именно такой точки зрения. Зачастую детская застенчивость воспринимается школьными учителями и воспитателями как положительная черта.
Многим педагогам, такие дети очень удобны тем что, без всяких вопросов они робко выполняют поручения воспитателя. Застенчивые дети, как правило, менее активны, а физическая подвижность всегда мешает процессу обучения.
С застенчивым ребенком никогда не возникнет конфликтных ситуаций. Он – интроверт. Его эмоции направлены внутрь, он никогда не покажет злости, негодования и тем более не станет перечить взрослому. Такое положение дел устраивает многих учителей и воспитателей.
Одобрение застенчивости педагогом, может породить нездоровое подражание слишком скромному ребенку. И если застенчивый тип поведения принимается за образцовый, то активный ребенок моментально впитывает пример такого поведения, перенимая манеру общения, ведь она одобряема взрослым человеком. Их часто ставят в пример другим детям, а на родительском собрании застенчивость ребёнка выдаётся за примерное поведение и отличное воспитание.
Проблема застенчивости в том, что внешнее несогласие ребёнка с чем-либо может вызвать внутренний конфликт между «я» ребенка и происходящим. Тогда-то мы и получаем серьёзные проблемы как психического характера, так и физического.
Именно поэтому, застенчивому ребенку жизненно необходимо повышать физическую активность – это позволит ему снять психологическое напряжение и раскрепоститься.
Для коррекции застенчивости, как методическим средством, можно прибегнуть к подвижным играм. Ведь застенчивым детям обычно не хватает живости и подвижности, участие в таких играх помогает детям активно включиться в детский коллектив, в общую атмосферу жизнерадостности. Как правило, подвижные игры сопровождаются шумными выкриками, смехом, бурным весельем. Все это способствует выплеску детских эмоций, в том числе негативных, раскрепощению и умению выражать свои чувства и переживания.
По мнению Д. Б. Эльконина, игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально, осваивает всю систему человеческих отношений.
По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредствам которого ребенок готовиться к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Многие высказывания о подвижных играх педагогов и ученых прошлых лет имеют не только историческое, познавательное значение, но и сохраняют свою актуальность в настоящее время.
Выдающийся педагог Ян Амос Коменский (1592 - 1670) высоко оценивал роль игр, «состоящих в движении», для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Подчеркивая большое значение правильного руководства играми со стороны старших, Я. А. Коменский говорил, что при соблюдении необходимых условий игра должна становиться «серьезным делом, т. е. и развитием здоровья, или отдыхом для ума, или преддверием (подготовкой) для жизненной деятельности, или всем этим одновременно».
Высоко оценивал подвижные игры, вызывающие у детей положительные эмоции, игры, в которых дети чувствуют себя непринужденно, и в полной мере выявляют свое внутреннее «я», швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827).
При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка.