Наталья Семынина
«Волшебные превращения ладошек». Заседание детско-родительского клуба «Малышок»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦРР-ДС №73 воспитатель Семынина Н. И.
Участники: воспитатель первой младшей группы, мамы, дети 2-3 лет.
Цель: Создать у мам представление о тесной взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Обучить технологии массажа кисти рук. Разучить комплекс пальчиковой гимнастики. Организовать совместную практическую деятельность мам и детей (массаж кистей рук, пальчиковые игры в сопровождении с художественным словом). Обеспечить мам практическим материалом для занятий с детьми дома.
Публикация «„Волшебные превращения ладошек“, Заседание детско-родительского клуба „Малышок“» размещена в разделах
Оборудование: Выставка детской художественной литературы, игр на развитие речи и мелкой моторики рук детей. Методические сборники для мам «Превращения ладошек», детский массажный крем, листы бумаги, маркеры.
Ход заседания:
I. Приветствие, установление контакта.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие мамы! Я рада нашей совместной встрече в «Маминой школе». Подумайте и расскажите, какие изменения, успехи в развитии ваших детей вы заметили за последние полгода? (ответы мам).
II.Постепенное подведение к теме занятия. Теоретическая часть. Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики рук детей.
Воспитатель: У малышей 2-3 летнего возраста происходит интенсивное развитие речи (стремительно растет запас активно употребляемых слов, дети пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослым используют все части речи).
Нам, взрослым, вместе, необходимо помогать ребенку в его речевом развитии – вызывать на разговор, задавать вопросы, читать книжки, рассказывать обо всем, что окружает, показывать картинки, которые малыши с удовольствием рассматривают.
А еще ученые доказали удивительный факт – дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг и особенно те отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развита мелкая моторика рук, тем проще ему осваивать речь.
Давайте вместе дадим определение, что означает понятие «мелкая моторика» рук – разнообразные движения пальчиками и ладонями.
III.Направления работы «Маминой школы"
Воспитатель: Тема нашего заседания «Волшебные превращения ладошки». Как Вы думаете, чему мы будем учиться? (ответы-размышления мам).
Воспитатель: Сегодня я Вас обучу поэтапному и правильному развитию мелкой моторики рук детей с речевым сопровождением:
Вы научитесь делать массаж кисти рук малышам.
Разучите комплекс пальчиковой гимнастики.
А затем закрепите полученные навыки вместе с детьми.
IV.Методическая работа с мамами.
Массаж кисти.
Воспитатель: Итак, первый этап развития мелкой моторики рук детей – массаж кисти. Он отлично укрепляет мышцы, повышает активность, эластичность и сократительную способность мышц. При регулярном проведении массажа усиливается взаимосвязь коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Воспитатель приглашает психолога,
совместно показывают технику выполнения массажа:
Воспитатель: Существует три комплекса упражнений массажа: тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук.
Массаж нужно проводить каждый день по 3-5 минут. Упражнения выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Используются разные приемы массажа (показывает): поглаживание, легкое растирание, разминание, вибрация. Комплекс массажных упражнений с использованием этих приемов:
1. Разминка «Погреем ручки» Растирание ладоней (друг о друга)
2. Прием «Поглаживание»
Рука согнута в локте, локоть опирается на стол. Начинается поглаживание по тыльной поверхности кисти, начиная от кончиков пальцев до запястья. Затем массируется отдельно каждый палец в разных направлениях медленно и плавно.
3. Прием «Растирание»
Рука согнута в локте, локоть опирается на стол. При растирании применяется большая сила давления. Рука как бы стягивает кожу.
Прямолинейное, круговое растирание по ладонной и боковой поверхности каждого пальца и кисти.
4. Прием «Вибрации»
Рука согнута в локте, локоть опирается на стол. Один за другим, легкие удары по тыльной и ладонной сторонам кисти
5. Упражнение «Сгибание и разгибание пальчиков, круговые движения» Фиксируя одной рукой руку ребенка, другой рукой взрослый сгибает и разгибает поочередно каждый пальчик ребенка, делает пальчиками круговые движения.
Воспитатель: массаж является пассивной формой развития мелкой моторики рук детей, т. к. ребенок самостоятельно не работает с кистью рук, ему помогает взрослый.
Сейчас вы познакомитесь с активной формой – пальчиковой гимнастикой, которую выполнят сами дети. Для создания интереса и игровой атмосферы, обычно пальчиковая гимнастика для малышей сопровождается художественным словом (стихотворением, потешкой, песенкой).
Поиграем в любимую игру наших детей «Вот какие ладушки, ладушки-ладошки»:
Мыли мылом ручки,
Мыли мылом ножки
Вот какие ладушки,
Ладушки - ладошки Имитация движений
Хлопают в ладоши
Наварили кашку,
Покормили кошку
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки
Прилетела птичка,
Покормили птичку
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки
Танцевали ручки,
Топотали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки
Кирпичик на кирпичик –
Мы построим домик.
Вот какие ладушки,
Ладушки – ладошки
Воспитатель: Дорогие мамы, я приготовила для Вас сборник «Превращения ладошек». В нем Вы найдете комплексы массажа, пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр для домашних занятий с детьми. Также после окончания занятия предлагаю ознакомиться с выставкой художественной литературы и игр по развитию речи и мелкой моторики рук малышей, которые также рекомендую для использования. А сейчас предлагаю пригласить наших детей, вместе с ними выполнить массаж кистей рук и поиграть в игры «Братцы» «Озорные пальчики», «Мальчик-мальчик», «Семья» (объясняет организацию проведения игр)
V.Совместная деятельность мам и детей.
1. Мамы делают детям массаж. Воспитатель руководит совместной деятельностью, дает индивидуальные методические рекомендации.
2. Пальчиковые игры на ковре
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми.
Братиков не разбуди…
Поднимают левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибают правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.
На ладошки мы подуем
Наши пальчики разбудим
Наши пальчики проснулись
Мы проснулись, мы проснулись
И друг другу улыбнулись, Улыбнулись, улыбнулись.
Стали пальцы обниматься,
Обниматься, обниматься
Стали пальцы целоваться
А потом и баловаться
Подошла ладошка
И сказала: «Крошки!»
Хватит вам играть,
Хватит баловать!
Надобно трудиться,
Хватит вам резвиться!
Дуют на правую, на левую ладони
Шевелят пальчиками правой, левой руки
Ставят кисти вертикально, ладони направлены внутрь
Слегка сгибают пальчики
Слегка раздвигают и вновь соединяют пальцы рук
Соединить ладони
Делают 2 раза «замок», меняя расположение пальцев
Касаются подушечками пальцев
«Фонарики»
Выставляют ладони
Шевелят пальчиками
Мягкие взмахи кистью вправо-влево
Соединяют вместе руки!
«Пальчик-мальчик», где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
- С этим братцем щи варил.
- С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Показывают большой палец правой руки и говорят, как бы обращаясь к нему: прикасаются кончиком большого пальца и кончиком всех пальцев от указательного до мизинца.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья. Сгибают пальцы левой руки в кулачок, затем, проговаривая потешку, по очереди разгибают их, начиная с большого пальца
Соединяют вместе руки!
VI.Заключительная часть. Творческое задание «Дружные ладошки»
Воспитатель: Дорогие мамы! В слове ладонь спрятано еще одно слово – лад, которое означает дружбу, согласие. С помощью разноцветных маркеров расположите, как хотите, и обведите на листе бумаги свою ладонь и ладошку ребенка (самостоятельная творческая семейная деятельность)
Воспитатель: Как здорово, что все мы – одна большая, дружная семья!