Людмила Шмакова
Занятия с родителями в «Музыкальной гостиной» «Знакомство с русскими композиторами» (в трёх частях)
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с русскими композиторами»
ЧАСТЬ 2
Алябьев Александр Александрович
Александр Алябьев – русский композитор, которого по праву считают родоначальником русского романса, прожил жил удивительно насыщенную самыми разнообразными событиями. В ней было все – романтические метания молодости, гусарская смелость, отвага и удаль, поиски собственного пути в музыкальном творчестве. Даже согласно русской пословице, не обошла его судьбу “сума и тюрьма”. Но в памяти потомков Александр Александрович останется автором музыки прекрасного романса “Соловей” – одного из наиболее известных русских романсов во всем мире.
Публикация «Занятия с родителями в „Музыкальной гостиной“ „Знакомство с русскими композиторами“ (в трёх частях)» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Александр Алябьев родился 4 августа 1787 года в городе Тобольске. Его отец служил вице-губернатором, мать была в родстве с известным русским просветителем и издателем Новиковым. Семья Алябьевых была очень образованной, в ней много музицировали, постоянно посещали театральные постановки. Начальное образование мальчик, как и остальные дети, получил дома, но оно было качественное и разностороннее. После переезда в Москву Саша поступил в Благородный пансион Московского университета, который выпускал образованную дворянскую молодежь. Алябьев, например, осваивал игру на фортепиано и теорию композиции у И. Г. Миллера.
Живя в Москве и Петербурге, Александр Александрович очень подружился с писателем М. Н. Загоскиным, композитором А. Н. Верстовским и другими представителями литературной, музыкальной и театральной элиты. В 1822 году на сцене Петербургского императорского театра были поставлены комическая опера “Лунная ночь, или Домовые” и написанный в соавторстве с А. Н. Верстовским водевиль-опера “Новая шалость, или Театральное сражение”. Обе постановки не прошли незамеченными и имели успех.
В 1823 году Алябьев выходит в отставку и полностью посвящает себя музыкальному творчеству. Он пишет музыку ко многим спектаклям и водевилям, которые ставятся и в Москве, и в Петербурге. Но судьба приготовила неприятный сюрприз для него. В феврале 1825 года он в порыве гнева ударил уличенного в нечестной карточной игре одного из своих партнеров, который через несколько дней умер. Следствие признало виновным в его смерти Алябьева, и он оказался в тюрьме.
Не смотря на тяжелое положение заключенного, он не прекращал заниматься музыкой. Находясь в тюрьме, композитор написал свой самый знаменитый романс "Соловей". В это же время был написан комический балет "Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты", который был поставлен в Московском Большом театре в 1827 году балетмейстером Ф. Бернаделли.
Умер Александр Александрович Алябьев 22 февраля 1851 года, и был похоронен в семейном склепе возле Симонова монастыря в Москве.
(звучит романс «Соловей»)
Милий Алексеевич Балакирев
Милий Алексеевич Балакирев, выдающийся русский композитор, который внес огромный вклад в развитие российской музыки, родился в Нижнем Новгороде 21 декабря 1836 года (по старому стилю). Творчество этого талантливого человека и общественного деятеля оставило яркий след в духовном и культурном развитии нашей страны.
Балакирев обладал не только гениальным музыкальным даром. Великолепный журналист и педагог по призванию, он постоянно искал пути духовного роста России. Благодаря ему, мы сегодня знаем, что значит для российской культуры такой великий композитор, как М. Глинка. Именно Милий Алексеевич собрал, отредактировал рукописи Глинки и представил их широкой публике.
Именно Балакирев является создателем братства выдающихся композиторов, которое известно в мировой культуре, как "Могучая кучка". Мусоргский, Римский-Корсаков, Кюи, Бородин и сам Балакирев образовали содружество поистине могучих талантов. Свои первые произведения они написали, руководствуясь наставлениями, данными Балакиревым. Не избежал его воздействия в своем творчестве и П. И. Чайковский. Он не входил в "Могучую кучку", но огромный талант Балакирева не мог не оказать влияния на молодого Петра Ильича.
Балакарев делал все для творческого развития своих учеников, помогал им подняться на высшие ступени в российской культуре и никогда не напоминал им, кто помог им стать выдающимися. Но позднее, когда его ученики обрели свои убеждения, твердо отстаивал свои убеждения и не шел на компромиссы. Милий Алексеевич не только гениальный композитор. Его талант дирижера и пианиста стал основой творчества Гилельса и Мравинского, Ойстраха и Рихтера.
Однако педагогическая деятельность Балакирева почти не известна. Бесплатная музыкальная школа, в которой он преподавал музыку, стала основой той системы детского музыкального образования. Она существует в России сейчас и признана во всем мире. Другое детище педагога Балакирева - Придворная Певческая капелла, была преобразована им совместно с Римским-Корсаковым в гениальный хор, о котором вспоминают, как о легенде русской культуры.
Умер Милий Алексеевич в Санкт-Петербурге 16(29).05.1910года.
(звучит отрывок из
Александр Константинович Глазунов
Александр Константинович Глазунов – замечательный русский композитор. Родился он 29 июля 1865 года, в столице Российской Империи Санкт-Петербурге. Семья будущего музыканта была обеспеченной, занималась книгоиздательством и книготорговлей. Фамилия была очень уважаемой, известна еще с 18 века. Отец мальчика играл на скрипке. Мать была хорошей пианисткой, в юности брала уроки музыки у признанных мастеров.
Когда Глазунову исполнилось 8 лет, его начали обучать музыкальному искусству. Самому мальчику очень нравилась итальянская опера – главное его увлечение детства. Всю подноготную музыкального искусства мальчик познал у Римского-Корсакова. Старание, прилежность и талант позволили мальчику в ранние годы стать настоящим мастером своего дела. За годы детства, юности и отрочества, композитор написал много-много различных сочинений. А к 1881 году композитор написал свою первую оперу.
Исполнение «Первой симфонии» нашло большой отклик в разных кругах общества. Присутствующий на концерте композитора, крупный лесопромышленник Беляев был поражен произведением. Творчество композитора произвело на Беляева сильно впечатление. Он занялся активной популяризацией его творчества.
Спустя три года Глазунов познакомится с Чайковским, приехавшим в Санкт-Петербург для участия в постановке «Евгения Онегина». Так, между двумя композиторами завязалась дружба. Александр Константинович пользовался большой популярностью за рубежом. В 1907 году Кембриджский и Оксфордский университеты пожаловали композитору докторскую степень.
Все творчество Александра Глазунова пропитано истинно русским патриотизмом, тут он не отставал от других мэтров отечественной музыки, для которых тема патриотизма в 19 веке, была одной из основных в творчестве. В последние годы своей жизни композитор давал концерты в Америке и Европе. Умер он в 1936 году, 21 марта.
(слушание отрывка из «1-й симфонии»)
Модест Петрович Мусоргский
Модест Петрович родился в семье помещика 9.(21).03.1839 года. Жили неплохо, но и не бесились с жиру. В семье, до его рождения уже были дети. Двое умерли еще в младенчестве. Остались только он и еще один брат. Модест был младшим, поэтому мать его особенно горячо любила, уделяла ему много внимания и отдавала ему все свое материнское тепло. Мать начала обучать его в раннем возрасте игре на пианино.
Когда Модесту исполнилось 10 лет, он и его брат переехали в столицу Российской Империи - Санкт-Петербург, для обучения в военном училище. В 17 лет он окончил училище, и был назначен лейб-гвардии Преображенский полк. Карьера складывала удачно, Мусоргскому светило хорошее военное будущее, но… Он подает в отставку. Незадолго до отставки, один из его сослуживцев познакомил Модеста Петровича с известным музыкальным деятелем Даргомыжским. Позже он уже сам познакомился с Балакиреевым и Кюи, и вот так образовалась «Могучая кучка».
Теперь Модест Мусоргский начинает пробовать себя в амплуа композитора. Сначала он обращает свой взор к роману «Саламбо». Этот роман рассказывает об истории Карфагена. К сожалению, ему в итоге не удалось написать стоящую оперу.
Позже, по совету Даргомыжского решил написать оперу в юмористическом стиле – вышла «Женитьба». Опера имела определенный успех, коллеги восхищались смелостью Модеста Петровича ставить творческие эксперименты. В 1869 году он закончил оперу «Борис Годунов». К сожалению, театры отвергли первую редакцию оперы, композитору пришлось работать заново. Вторая редакция «Бориса Годунова» пошла на «ура!», ценители были в восторге. В период премьеры оперы, Модесту Петровичу пришлось пережить предательство коллеги и друга Кюи, который написал критическую статью на оперу «Борис Годунов». Жизнь постепенно стала налаживаться, Мусоргский пишет несколько новых произведений. Но вот смерть нескольких близких друзей, среди которых его любимая женщина. Имени его музы никто не знал. Наступила черная полоса в жизни композитора, он стал выпивать. Живет в нужде, здоровье русского композитора подорвано. Единственной отрадой тех дней станет признание Модеста Петровича за границей.
Вскоре Модест Петрович умер, произошло это весной 16.(28).03.1881 года. Мусоргский был талантливым русским композиторов, с непростой судьбой, который навсегда останется в памяти русского народа, с его знаменитыми произведениями – «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», и многие другие.
(слушание отрывка из увертюры к опере «Борис Годунов»)
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Николай Римский-Корсаков – один из величайших русских композиторов 19 века. Имя его имеет мировую известность. Творчество Николая Андреевича - ярчайшее наследие русской культуры 19-ого столетия.
Родился композитор в начале марта 1844 года в Новгородской губернии Российской Империи. Родители его очень любили музыку, их увлечение передалось и сыну. В 6 лет Николай начал учится играть на фортепьяно. Через два года мальчик уже пробовал сам сочинять музыку
Николай восхищался старшим братом, был пленен морем, и желал быть моряком. Вскоре Николай отправится в Санкт-Петербург, столицу русского государства, где наконец-то увидит море. В Петербурге он в поступает местный морской кадетский корпус, где проходит обучение до 18 лет. Во время учебы в «кадетке» Римский-Корсаков находил время и для занятий музыкой. Николай берет уроки музыки у Канилле. Канниле был знаком с Балакиревым. Балакирев настоял, на том, чтобы юноша начал сочинять симфонию. Произведение, написанное Николаем, в итоге стало первой русской симфонией, это был настоящий прорыв в развитии музыки в Российской Империи.
Умер Николай Андреевич летом 1908 года. В целом же жизнь Римского-Корсакова удалась. Он автор 15 опер, различных симфонических произведений. Николай Андреевич был талантливым сказочником и мастером музыкально пейзажа. В числе произведений Римского-Корсакова опера «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» и многих других прекрасных произведений.
(слушание отрывка из оперы «Снегурочка» - песня Леля)