Нуржамал Шуюмбаева
Занятие по экологии Тема: «Планета заболела»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Дать понятие о том, что планета Земля - наш общий дом, о котором надо заботиться сообща. Формировать у детей представления, что в природе все взаимосвязано. Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру, к своей планете. Воспитать у детей экологическую культуру и грамотность.
Материалы для занятия :
Публикация «Занятие по экологии Тема: „Планета заболела“» размещена в разделах
Модель земного шара; иллюстрации с изображениями ручья, реки, моря, океана; запрещающие экологические знаки; плакаты «Природа в опасности», «Влияние человека на природу» (отрицательные и положительные); детские рисунки по теме «Планета заболела»; кукла-«Лесовичок», записи классической музыки.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми: «Как вести себя в природе».
- Чтение художественной литературы: В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?», «Стыдно перед Соловушкой». Из книги «Почемучка», «Экологическая тревога».
- Совместная работа родителей и детей. Детские работы по теме «Планета заболела» (рисунок, аппликация, коллаж).
- Составление рассказов по детским работам.
- Разучивание стихотворений к занятию.
- Словарная работа: глобус, материки.
Ход занятия:
Звучит классическая музыка.
Воспитатель:
Наш дом родной, наш общий дом, -
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут —речка, там - зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь.
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой.
Чудес нам всех не перечесть,
Одно название у них есть - Леса, и горы, и моря,
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты Увидишь на шар голубой,
Любимую планету!
Воспитатель: Давайте вмести посмотрим на модель нашей планеты. Как по-другому называется модель земного шара?
Дети: Глобус!
Воспитатель: И первый мой вопрос такой:
- Так почему же голубой.
Наш общий дом, наш шар Земной?
Дети: Потому что, большую часть поверхности Земли покрывает вода. Воспитатель: А что мы знаем об этой воде?
(На магнитной доске вывешиваются иллюстрации с изображениями ручья, реки, моря, океана).
Ребенок 1:
Из недр Земли забил родник,
Ручьем хрустальным ставший вмиг.
Спешат ручьи, вперед бегут,
И вот рекой уже текут!
Ребенок 2:
Река течет не как-нибудь,
А прямо к морю держит путь.
И море, как огромный рот,
Все воды рек в себя вольет!
Ребенок 3:
Ну, а потом их примет сам Необозримый океан!
И он омоет шар земной Водою чистой, голубой.
Воспитатель: Планета Земля - это не только вода, но и суша. Это огромные материки: Африка, Евразия (где мы живем, Северная, Южная Америка, Австралия, Антарктида. (Дети с помощью воспитателя показывают материки на глобусе).
На этой части Земли - суше, живут звери, птицы, растут деревья и цветы, высятся горы и дышит жаром пустыни.
Вот и глобус наш готов!
Шесть на нем материков,
Снизу, сверху - полюса!
Ну, а где же чудеса?
Чудо - это жизнь везде,
И на суше и в воде!
Воспитатель: Все мы, люди, животные, птицы, растения - жители планеты Земля. А Земля - наш общий дом, который мы должны беречь.
Ну, а теперь о самом важном:
Взглянуть на нашу Землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днем!
Л воздух! Сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной!
Погибнуть может все живое!
Земля, что сделали с тобой?.
Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи. Первым, кто услышал этот зов, был Человечек, который ближе всех к природе - Лесовичок (кукла).
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я принес вам подарок - матрешку.
Воспитатель: Давайте ее посмотрим. Ой, да ведь она с секретом.
Проводится игра «Матрешка с секретом». По теме «Как вести себя в природе».
В каждой матрешке есть задание, которое дети должны выполнить, используя запрещающие экологические знаки.
1 Матрешка: Вы представьте себе, что находитесь в лесу. Как необходимо обращаться с деревьями:
- не ломать ветки деревьев в лесу;
- не повреждать кору деревьев;
- не качаться на ветках деревьев;
- не собирать березовый сок, помня, что это вредит дереву.
2 Матрешка: А теперь представьте себе, что вы находитесь на цветущем лугу. Как вы поступите с цветами, ведь они такие красивые. Не рви цветы, пусть они останутся в природе.
3 Матрешка: Как сохранить грибы и ягоды?
- Съедобные грибы и ягоды собирай так, чтобы не повредить веточек и корней.
- Не сбивать грибы, даже если они не съедобные. Помнить то, что они нужны природе.
4 Матрешка: Объясните, как в природе необходимо относиться к насекомым, птицам и другим животным.
- не разорять муравейники и гнезда птиц.
- не ловить диких животных и не относить их домой.
- не рвать паутину и не уничтожать пауков, они полезны!
- не шуметь в природе, шумом отвлекаешь животных, пугаешь птиц.
5 Матрешка: Как вести себя в лесу?
- не оставлять мусор в лесу, а вырыть ямку и закопать его.
- не разжигать костров, беречь лес от пожара.
- в лесу старайтесь ходить по тропинке, чтобы не вытаптывать траву и почву.
Лесовичок: Вижу, вы знаете правила поведения в природе. Да, природе будет хуже, ведь каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. А если одну рану нанесешь ты, другой твой товарищ и т. д.
Что же станет с природой? А с планетой?
На магнитную доску вывешивается плакат «Природа в опасности», на который накладывается в области озера маленькая рыбка.
Лесовичок: Однажды, я обходил свои владения, смотрю, из воды выпрыгнула рыбка и молвит: «Не отпускай меня, Лесовичок, назад в воду, моченьки нет, там жить».
Ребята! Почему рыбка не захотела остаться в воде, ведь вода - это ее дом?
Как происходит загрязнение воды?
А кому еще угрожает опасность?
Почему?
Важно детям показать, что хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды и воздуха, гибели живой природы, а это - прежде всего, вредит его собственному здоровью, т. к. он пьет воду, дышит воздухом, использует в пищу разнообразных животных и растения.
Лесовичок: Да, поэтому наша планета серьезно заболела, а случилось это по вине людей. Посмотрите на плакате, «Как влияет человек на природу», отметьте при этом отрицательные и положительные стороны.
Воспитатель: Если люди погубят окружающую среду, они и сами не выживут. Загрязнение океана, уничтожение лесов, гибель многих растений и животных, растущие груды мусора - все это признаки грозной опасности, которая нависла над природой, над нашей планетой. Только сообща люди могут вылечить свою планету. И, глядя на выставку ваших работ, можно с уверенностью сказать, что каждый из вас неравнодушен к бедам и опасностям, которые подстерегают нашу планету.
- Так как же нужно относиться к природе, к нашей планете, чтобы она не погибла?
Дети: Если ты что-то взял от Земли, то отдай ей.
- посади дерево;
- очисти родник;
- подкорми птиц и животных.
Воспитатель: И тогда наша планета будет чистой и здоровой.
Ребенок 4:
Насучат дружно здесь играть,
Писать, считать и рисовать,
И танцевать и говорить.
Насучат, как на свете жить!
Все мы стремимся всей душой
Скорее подрасти,
Планету сделать молодой
И от беды спасти!