Наталия Сидоренко
Занятие по теме «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по теме :
Подготовила:
Воспитатель старшей группы
Пономаренко Н. Ю.
Программное содержание: развивать логическое мышление дошкольников, внимание, память, активизировать словарь; учить детей правильно строить предложения, отвечать на вопросы воспитателя, помогать друг другу в ответах, систематизировать знания об осени, о сезонных изменениях в природе и жизни животных, птиц, насекомых, повторить с детьми, как представители животного мира готовятся к зиме, почему улетают птицы и засыпают насекомые, повторить названия деревьев, объяснить детям, почему с приходом осени наступают холода; воспитывать любовь к родному краю и к представителям животного мира.
Публикация «Занятие по теме „Осень золотая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Ход занятия
В. Ребята, к нам прилетел листочек, а в нем записка от Белочки. Она растерялась и не знает, менять ли ей шубку на зиму? Давайте навестим Белочку в лесу и поможем ей – ответим на ее вопрос. Но прежде давайте вспомним правила поведения в лесу. Как надо себя вести?
Д. Нельзя шуметь, чтобы не потревожить лесных жителей, нельзя мусорить, ведь лес – это дом животных и птиц, а в доме должно быть чисто.
В. Молодцы, знаете правила поведения в лесу. А теперь закройте глазки и покружитесь на месте – и вот мы с вами очутились в лесу. Посмотрите, какие красивые картины, какое время года изображено на них?
Д. Осень.
В. Почему вы так думаете?
Д. Потому что деревья разноцветные, а на земле листья.
В. А какие периоды осени вы знаете?
Д. Осень бывает ранняя, золотая и поздняя.
В. Определите, пожалуйста, на какой картинке ранняя осень, на какой золотая, а на какой поздняя.
Д. Определяют.
В. Молодцы. Посмотрите на эти схемы, что вы можете по ним сказать?
Д. Дует ветер, падают листики, погода пасмурная, идет маленький дождик, идет проливной дождь, срывается первый снег, люди надевают теплую одежду и обувь, температура опускается вниз, холодает. Наступила осень.
В. Правильно, ребята. А кто знает, почему холодает осенью?
Д. Потому что Земля отошла от Солнца далеко и повернулась к нему другой стороной.
В. Молодцы, а почему осенью идут дожди, откуда появляется дождь?
Д. Это круговорот воды в природе. Вода перемещается по кругу: она постоянно испаряется с поверхности морей, озер, океанов и рек. Испарение – это, превращение воды в мельчайшие капельки, которые улетают «в небо». Находясь в небе, капли летают по всему миру, собираясь в тучи. А осенью наступают холода, и капельки становятся тяжелыми, потому что нет жары, и тогда дождь срывается на землю.
Попав на землю в виде дождя или снега, вода уходит в подземные воды, в моря, океаны, речки, озера, и другие водоемы, и все начинается сначала.
В. Правильно, молодцы, а какие месяцы осени вы знаете?
Д. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
В. А какой сейчас месяц?
Д. Ноябрь.
В. Дети, а вы любите осень?
Д. Да.
В. Тогда давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо»
Почему осень – это плохо?
Д. Потому что идут дожди, грязь, скучно, холодно, улетают птицы.
В. А почему осень – это хорошо?
Д. Потому что бывает солнце, очень красиво, деревья разноцветные, можно играть листиками, шуршать, созревают фрукты и овощи.
В. Молодцы. Значит все-таки осень – это скорее хорошо, чем плохо.
Дети рассказывают загадки, стихи, поговорки об осени в белочкину шкатулку мудрости.
В. Хорошо справились. Пойдемте дальше по тропинке, что мы видим в лесу?
Д. Деревья.
В. Ребята, отгадайте загадку
Падают с ветки золотые монетки. Что это?
Д. Листья.
В. Правильно, а какой главный признак осени?
Д. Листья желтеют и опадают.
В. Правильно, а почему опадают листья?
Д. Потому что солнце светит редко и неярко, поэтому прекращается действие фотосинтеза. От нехватки солнца и тепла, перестаёт вырабатываться хлорофилл, поддерживающий в листьях зеленый цвет. Дело в том, что помимо хлорофилла в листьях содержатся и другие пигменты, но их гораздо меньше. С приходом осени обмен веществ замедляется, восстановление хлорофилла происходит все медленнее и медленнее, а затем и вовсе прекращается. В результате становятся видны цвета других пигментов, и листья желтеют и краснеют
Зимой обычно замедляется рост деревьев и ток сока внутри ствола. И тогда листья становятся ненужными и даже вредными.
В. Молодцы. Давайте поиграем в игру «С какого дерева листочек?»
Вы берете листок с закрытыми глазами угадываете его наощупь, называете, с какого дерева он упал и прикладываете его к этому дереву (клен, липа, рябина, дуб, ива, ель, сосна).
Дети играют.
В. Молодцы, хорошо справились с заданием. Наша экскурсия по волшебному лесу продолжается, кого мы видим на этом дереве?
Д. Птиц.
В. Расскажите по схеме, какие бывают птицы?
Д. Зимующие и перелетные.
В. А что же это за перелетные птицы?
Д. Это птицы, которые улетают на юг, потому что им здесь нечего есть и у них перышки легче, чем у зимующих.
В. А чем же они питаются?
Д. Некоторые кушают жуков и червяков, но на зиму они заворачиваются в листики, прячутся под камни, поэтому птицы улетают на юг – там есть и жуки, и червяки (это ласточки, стрижи, скворцы, соловьи, жаворонки). А лебеди, утки улетают, потому что замерзают реки и озера, и им негде плавать.
В. Во время перелета птицы устают, их много погибает, поэтому, если вы увидите стаю птиц, отдыхающих на земле, не пугайте их. Ребята, а почему птицы возвращаются?
Д. Здесь их дом, и они, как и люди, всегда возвращаются домой.
Дети рассказывают загадки про птиц в белочкину шкатулку мудрости.
Физминутка.
Вороны серые летели,
На кормушку к нам присели.
Поклевали, поклевали,
По кормушке поскакали,
Угощенье все поели,
И тихонько улетели.
В. Идем дальше по тропинке и видим…
Д. Животных.
В. Ребята, давайте поиграем в интересную игру.
1. Игра «Кружки». В-ль изображает круги разного цвета, дети угадывают животных по цвету круга (белый круг – заяц, оранжевый – белка, лиса, серый – волк, коричневый – еж, медведь). Тот, кто угадал, получает маску угаданного животного.
2. Игра-эмпатия «Я – волк (лиса, белка, заяц, еж, медведь). Дети представляют себя названным животным и рассказывают, как они готовятся к зиме. (Заяц меняет серую шерсть на белую, для маскировки, зимой не спит, питается корой деревьев и т. д. обо всех животных)
В. Ребята, вы молодцы, хорошо знаете, как животные готовятся к зиме.
А теперь посмотрите, что я вам приготовила - давайте поиграем в игру «Опиши фрукт или овощ», ведь осень – это пора сбора урожая.
На столе лежат макеты фруктов и овощей, дети передают фрукт или овощ из рук в руки и каждый называет его признак.
Дети рассказывают загадки об овощах в белочкину шкатулку мудрости.
В. Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А теперь скажите мне, как люди готовятся к зиме?
Д. Люди собирают урожай, готовят на зиму соленья, салаты из овощей, компоты, варенья из фруктов. Покупают теплую одежду и обувь.
В. Да, молодцы, а как люди готовят деревья и огород к зиме?
Д. Огород нужно копать и посыпать удобрениями, и деревья нужно обкопать и посыпать удобрениями.
В. Ребята, вы сегодня молодцы. Рассказали нам все об осени. А теперь давайте ответим Белочке, нужно ли ей все-таки менять шерстку на зиму?
Д. Да.
В. Белочка говорит вам спасибо и угощает вас яблочками.