Пичугина Светлана Леонидовна
Занятие по развитию речи «Муха-Цокотуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Муха – Цокотуха именинница»
Цель: Формирование связной речи при составлении описательных рассказов.
Задачи:
Совершенствовать речевые навыки: умение составлять рассказ с опорой на мнемосхему;
Развивать связную речь, мышление, память, мелкую и артикуляционную моторику;
Уточнять и расширять знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни;
Воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе.
Публикация «Занятие по развитию речи „Муха-Цокотуха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Муха-Цокотуха», Чуковский К.И.
- «Муха-Цокотуха». Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о насекомых, чтение художественной литературы, загадывание и отгадывание загадок, дидактические игры, работа с ЛЭПБУКОМ.
Словарная работа: «Голова», «Грудь», «Брюшко».
Методы и приемы:
Словесный: художественное слово, рассказ педагога, рассказ детей и др. вопросы (побуждающие к мыслительной деятельности); пояснение; объяснение; педагогическая оценка;
Игровой: Игровая мотивация, сюрпризный момент;
Наглядный: Рассматривание иллюстраций, рассматривание демонстрационного материала;
Материалы и оборудование: иллюстрации «Насекомые», кубик на гранях с иллюстрациями; дыхательная гимнастика «Насекомые», дидактическая игра «Кто, где живёт?», маркер на каждого ребёнка, аудиозапись для дыхательной гимнастики.
Ход НОД:
Минутка вхождения в занятие :
«Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
Фантазировать, играть
Мы хотим всё, всё узнать».
В: Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик. Ой, что это с шариком к нам прилетело? Кому интересно, может не нам….давайте посмотрим…
г. Михайловск
Детский сад «Капитошка»
Детям группы «Затейники»
«Дорогие ребята, приглашаю ВАС к себе на именины. Муха – Цокотуха»
В: Нас Муха-Цокотуха приглашает на День рождения. Ну что пойдём?
Ответы детей…
В: Но для этого, нам надо сказать волшебные слова:
«Мы немножко покружились,
В доброй сказке очутились.»
Артикуляционная гимнастика:
Муха, Муха-Цокотуха …
Позолоченное брюхо. – «Улыбка» - 2-3 раза
Муха по полю пошла, - «Лошадка» - 2-3 раза
Муха денежку нашла. - «Улыбка» - 2-3 раза
Пошла Муха на базар… - «Лошадка» - 2-3 раза
И купила самовар. – «Улыбка» - 2-3 раза
Приходите гости дорогие, - «Трубочка» - 2-3 раза
Я вас чаем угощу… - «Хомячок» - 2-3 раза
В: А вот кто придёт на День рождения Мухи-Цокотухи, нам поможет узнать «Волшебный кубик».
Дети по очереди бросают «Волшебный кубик» и проговаривают слова: Катись, вертись на бочок ложись…Какое насекомое выпадает на грани кубика о нём дети составляют описательный рассказ. А Воспитатель выставляет по очереди картинки насекомых.
«Божья коровка» - Это божья коровка. Она маленькая. У неё шесть лапок, красивые красные крылышки с чёрными точками и маленькая чёрная головка. Она уничтожает тлю. Божья коровка – полезное насекомое.
«Муравей» - Это муравей. Он маленький, коричневый. У него шесть лапок, овальное туловище и длинные усики. Он уничтожает вредных насекомых. Это полезное насекомое.
«Пчела» - Это пчела. Она маленькая, полосатая, мохнатая. У неё есть лапок и прозрачные крылышки. Пчела собирает с цветов нектар и делает из него мёд. Это полезное насекомое.
«Бабочка» - Это бабочка. Она очень красивая, синего цвета. У неё шесть лапок, большие крылышки и длинные усики. Она откладывает яйца, из которых выводятся гусеницы. Гусеницы наносят вред растениям. Бабочка и вредное и полезное насекомое.
«Комар» - Это комар. Он маленький, коричневато-серого цвета. У него тонкое тело, слабые ноги и брюшко. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает кожу и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. Это вредное насекомое.
«Кузнечик» - Это кузнечик. Он маленький, зелёный. У него стройное тело, очень длинные усики и мощные ноги. Они питаются соком растений, нектаром цветов, насекомыми. Кузнечик – хищник. Полезное насекомое.
В: Ой какие молодцы мы с вами ребята, все гости пришли…
В: Скажите пожалуйста, как можно их всех назвать одним словом? – Насекомые.
А вы знаете, почему они называются насекомыми?
Потому что на их туловище есть насечки. То есть у всех насекомых тело рассечено на голову, грудь и брюшко. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда и название «насекомое». А сейчас мы немного поиграем.
Быстро встаньте, улыбнитесь
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Жу-жу-жу жужжал жучок.
Ры-ры-ры зажужжали комары.
Ток-ток - ток села бабочка на цветок.
Ла-ла-ла на цветке сидит пчела.
Нечик-нечик-нечик вот зелёненький кузнечик.
Вей-вей-вей траву тащит муравей.
Вдруг какой-то старичок-Паучок,
Нашу Муху в уголок поволок.
Хочет бедную убить, Цокотуху погубить…
Дорогие гости помогите, муху вы освободите….
(Дети садятся на стулья)
В: Ребята, что бы освободить муху, нам надо сравнить муху и паука, чем они отличаются друг от друга. Только так мы сможем освободить муху.
- У мухи шесть ног, а у паука восемь.
- У мухи тело состоит из трёх частей (голова, грудь, брюшко, а у паука голова и брюшко.
- У мухи есть усы, а у паука нет.
- У мухи есть крылья, а у паука нет крыльев.
В: Мы злодея победили,
Муху мы освободили…
Эй сороконожки
Бегите по дорожке
Зовите музыкантов
Будем танцевать…
Насекомые так обрадовались, муху – освободили, что решили пуститься в пляс.
Дыхательная гимнастика:
Насекомых берите и в кружок вы выходите.
Мы подуем сильно – насекомое танцует,
Мы подуем слабо – насекомое стоит.
Сначала носом сделаем глубокий вдох.
Выдох сделаем на кружок,
Как будто колышет его ветерок.
Следите за движением моей руки!
В: Ой, ребята, насекомым так весело, но праздник подошел к концу, а они забыли, где кто живет. Давайте им поможем.
Дети проходят садятся за столы.
Дидактическая игра: «Кто где живёт.»
Дети садятся за столы, на которых лежат листы-карты и маркеры. Дети соединяют насекомое с его домиком.
В: Молодцы ребята. Вы так помогли насекомым, показали дорогу к их домикам.
А сейчас нам пора возвращаться обратно, в детский сад.
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
Ветерок нас подхватил,
В детский сад переместил.
В: Ребята, скажите пожалуйста у кого в гостях мы были?
- А кто в гости приходил к Мухе-Цокотухе?
- А как их всех можно назвать, одним словом?
- Насекомые - это хорошо или плохо?
(Предположения детей)
Нельзя сказать, что насекомые это только хорошо, или плохо. В природе всё взаимосвязано.
Послушайте пожалуйста стихотворение:
Б. Заходер «В лесу»
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа – всем им жизнь дала,
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой.
В: А если бы у вас была такая возможность, превратиться в насекомых, в какого бы насекомого вы бы хотели превратиться и почему?
(Ответы детей)
В: Молодцы ребята! Я очень вами сегодня довольна. Муха – Цокотуха с праздника, нам передала общее фото… но фотоаппарат был испорчен и фото чёрно-белое, мы с вами чуть позже обязательно его раскрасим и передадим мухе.