Линара Хамитова
Занятие по профориентации с учащимися старшего школьного возраста «Надо. Требования современного рынка труда»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по профориентации.
Надо. Требования современного рынка труда.
Для совершения правильного выбора в любой жизненной ситуации в первую очередь необходимо собрать как можно больше информации, которая может помочь в принятии решения. Выбор профессии и планирование жизненного пути - не исключение. И тому, кто выбирает, и тому, кто помогает совершать этот выбор, необходима информация о личности выбирающего - его интересах, склонностях, способностях, жизненных ценностях, которые важны для него. Но, кроме знаний о своей личности, нужно еще владеть информацией об окружающей действительности, в ситуации профессионального выбора - о рынке труда. В рыночном хозяйстве, где рабочая сила является товаром, движение работников - собственников своей рабочей силы - относительно рабочих мест опосредуется рынком труда. На рынке труда осуществляется купля- продажа рабочей силы на конкретных рабочих местах.
Публикация «Занятие по профориентации с учащимися старшего школьного возраста „Надо, Требования современного рынка труда“» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В психологическом контексте человека, совершающего выбор, или людей, помогающих ему в этом, могут заинтересовать те личные качества, которые необходимы для успешного, эффективного поведения на рынке труда, для выбора верной стратегии.
Кроме того, рынок труда на современном этане предъявляет достаточно высокие требования к специалистам. В качестве основных черт современного рынка труда можно выделить следующие:
- необходимость постоянного обучения. Практически для всех профессиональных сфер сегодня характерно стремительное развитие, появление новых технологий, новых профессий. В связи с этим процесс обучения приобретает характер постоянной незавершенности, открытости. Несколько десятилетий назад профессия выбиралась «один раз и на всю жизнь». Единственная запись в трудовой книжке считалась предметом гордости. Сейчас ситуация изменилась. Специалистам постоянно требуется повышение квалификации, а в некоторых случаях - и смена профессии.
- «постарение» кадров. Во многих профессиональных сферах (в наибольшей степени в промышленности) наблюдается значительный возрастной разрыв среди сотрудников. Очень мало сотрудников среднего возраста. Квалифицированные специалисты с большим опытом работы приближаются к пенсионному возрасту. Молодым специалистам, в свою очередь, как правило, недостает профессионального опыта. Поэтому нужно стремиться к как можно более раннему получению профессионального опыта и быть готовым к тому, что работа, удовлетворяющая всем требованиям, найдется не сразу после окончания профессионального учебного заведения.
- увеличение требований к профессионализму сотрудников. Современный специалист - профессиональный, активный и самостоятельный. Сейчас все больше шансов получить хорошую работу благодаря своим профессиональным и личным качествам, а не только с помощью знакомства или протекции. Правда, и требования к этим самым качествам, соответственно, выше.
- становление гибких форм занятости (распространение частичной и временной занятости, более частое приспособление работника к меняющимся требованиям производства). Это обстоятельство особенно благоприятно для молодежи, так как предоставляет возможность ранней профессионализации, совмещения работы с обучением.
- противоречивость и неоднозначность. Например, среди требований к соискателям на вакансии одинаково распространены
требования к возрасту (который не должен превышать определенный уровень) и к опыту работы (должен быть не очень маленьким).
Данные особенности позволяют предположить, что у каждого человека есть в большей или меньшей степени выраженные предпосылки к успешному и продуктивному взаимодействию с окружающей действительностью - в данном случае с рынком труда. Это могут быть свойства личности, слабо поддающиеся изменению (например, темперамеитальные характеристики, свойства нервной системы) или те, которые можно целенаправленно развивать и формировать.
Вопросы для обсуждения:
• Составьте перечень тех навыков, умений, личностных качеств, которые у вас есть уже сейчас и которые могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности.
• Составьте следующий список: перечень того, что вам нужно приобрести (в личностном, психологическом, профессиональном смысле) для будущей успешной профессиональной деятельности.