Валентина Дмитриевна Галлер
Коспек интегрированной НОД по обучению грамоте в средней группе «Волшебные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа: Воспитатель играет с детьми в игру «Стучалочка», в которой дети слышат согласные звуки; игра «Эхо», в которой дети пропевают гласные звуки.
Рассказ звуковичкам – певичкам.
Воспитатель напоминает детям, что они обещали звуковичкам – певичкам рассказать, почему некоторые согласные звуки меняют свой цвет: из синих, они становятся зелёными. Воспитатель обращает внимание на таблицу Н. Зайцева, на окраску согласных в большой и маленькой песенке. Объясняет, что согласный звук в большой песенке слышится твёрдо, а твёрдые звуки мы обозначаем синим цветом (синее облачко) и буквы в большой песенке тоже синие. А в маленьких песенках согласные звуки произносятся мягко, маленьким ртом – это их смягчают стоящие рядом гласные. Приводит пример мягкого слияния звуков в маленьких песенках, артикулируя губами, делая маленький рот. Например, «БЯ», «ФЁ», «ЛИ», «КИ». Мягкие согласные звуки мы обозначаем зелёным цветом (зелёное облачко) и буквы в маленькой песенке тоже зелёные.
Публикация «Коспек интегрированной НОД по обучению грамоте в средней группе „Волшебные звуки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Воспитатель спрашивает детей: «Что смягчает согласные звуки в маленьких песенках?»
Ответ: «Их смягчают гласные звуки, стоящие за ними (рядом)». Это воспитатель объясняет детям до занятия вечером или утром.
Содержание непосредственно организованной деятельности. 1. Создание мотивации помощи и познавательной мотивации.
2. Образно – игровое развитие.
3. Введение в грамоту. Формирование понятий «звук», «буква»,
гласный и согласный звук, твёрдый и мягкий звук.
Введение в словарь детей понятия «слоги – слияния».
Развитие наглядно – образного мышления посредством использования
предметных моделей слияния звуков (звуковые предметные модели).
Стимульный материал: синие и красные облачка, синие и красные буквы, склады из большой и маленькой песенки, сине – красные и зелёно – красные предметные модели слияния звуков.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Настройка на игру:
Спал звук и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Прозвучал и потянулся
Взвился вверх и полетел.
- Как легко и хорошо летают, переливаются и вьются звуки в Волшебной Стране звуков.
2. Создание в воображаемом плане игровой проблемной ситуации (конфликт, противоречие, неожиданность, «затруднительная» ситуация). Но звуки так долго летали, звучали и пели, что забыли главную свою работу – соединяться вместе и образовывать слова. И в Волшебной Стране звуков начался беспорядок, звуки – облачка летают, а вместе соединиться никак не могут. Они уже не радуются, они просят о помощи.
- Поможем волшебным звукам соединяться вместе, чтобы слова получались. (Да).
А чтобы попасть в сказку, нам надо превратиться в лёгких звуковичков.
3. Образно – игровое развитие.
Играет музыка, дети кружатся, «разлетаются» и «слетаются» вместе.
Нужно петь и танцевать,
Чтоб звуковичками стать.
Хлоп –хлоп, чок –чок
Я теперь звуковичок.
Воспитатель: «Вот вы опять превратились в звуковичков - облачков, лёгких и умных. Полетим скорей в Волшебную страну звуков»
4. Создание специальной смысловой (игровой) ситуации, требующей усвоения новых знаний и накопления эмоционально-познавательного опыта ребенка.
Попав в Страну звуков, дети видят красные облачка и синие. Воспитатель спрашивает, как они называются.
Дети: «Это согласные звуки, они синие. А гласные звуки долго поются, они красные».
Воспитатель: «В словах звуки сливаются. Это можно показать на примере слияния двух облаков – красного и синего. Слившиеся облака можно изобразить в виде прямоугольного домика, в котором синее и красное облако плотно прилегают друг к другу, превратившись в синий и красный треугольник.
Воспитатель рассказывает и на большом листе дорисовывает схему твёрдого слияния согласного и гласного звука.
Получается модель слога - слияния согласного звука с гласным. Эти предметные модели дети могут брать в руки и выстраивать слоги – слияния в простых словах. Слияние с йотированными гласными на первых этапах игры воспитателю не рекомендуется рассматривать.
Дидактическая игра «Озвучь букву». Дети делятся на пары. Воспитатель на ковре рассыпает буквы (гласные и согласные). В разных концах комнаты имеются коробочки с красными в одной и синими облачками в другой. Детям предлагается взять по одной букве. Нужно, чтобы в каждой паре один ребёнок взял согласную букву, а другой гласную.
Взяв букву, ребёнок озвучивает её и если звук короткий, он берёт синее облачко, если звук длинный, то ребёнок берёт красное облачко.
Воспитатель смотрит, правильно ли дети взяли облачка, а затем предлагает: «Соединитесь!»
Каждый ребёнок берёт своего друга, подходят к фланелеграфу (или ковролину) и производят действия слияния звуков. Например, ставят букву «Б», под ней синее облачко, под буквой «А» ставят красное облачко.
Затем берут склад «БА» из кассы и под ним располагают предметную модель твёрдого слияния звуков "БА"
Проверка действий: 1.«Я взял букву «Б» - звук короткий, значит, к
нему подходит синее облачко;
2. А я взял букву «А» - звук длинный, гласный. У длинного звука облачко красное. Звуки соединились – «БА». «Б» произносится твёрдо, жестко, значит слияние твёрдое.
Воспитатель: «Что произносится твёрдо?»
Дети: «Произносим твёрдо согласный звук «Б». Поэтому ставим предметную модель твёрдого слияния – сине - красный прямоугольник».
А другая пара детей взяла буквы «П» и "И".
Проверка действий второй пары детей: 1. Я взял букву «П», звук короткий, согласный, поэтому к букве взял синее облачко. 2. А я взял букву «И» - звук длинный, гласный. У этого звука красное облачко.
Воспитатель: «А когда облачка слились, то, как произносим это слияние?»
Дети: «ПИ». Произносим мягко, маленьким ртом».
- Что произносим мягко?
Дети: «Согласный звук «П'».
- Почему он стал мягким?
Дети: «Потому что его смягчает гласный звук «И».
- Правильно ли вы поставили предметную модель слияния звуков?
Дети: «Синее облачко меняет свой цвет на зелёный, ставим предметную модель мягкого слияния звуков».
Замечательно, все звуковички справились со своим заданиеми показали звукам в их Волшебной Стране, как нужно правильно сливаться, чтобы написать слово.
- Дети, всё, что вы написали из букв, это ещё не целые слова, а только части слов и называются они – слоги - слияния.
Физкультминутка.
Шу- шу-шу – дети трут ладонями друг о друга, руки над головой,
Хлоп-хлоп-хлоп – хлопки в ладоши, покачивание влево - вправо
Шлёп – шлёп – шлёп – шлепки по груди
Топ – топ – топ – топают ногами.
Затем движения повторяются несколько раз в ускоренном темпе.
5. Создание в воображаемом плане игровой проблемной ситуации (конфликт, противоречие, неожиданность, «затруднительная» ситуация).
- Звуки – облачка много узнали от наших умных звуковичков. Они поняли, как нужно соединяться вместе, чтобы потом получились слова. Они стали торопиться, согласные звуки полетели к гласным и стали соединяться вместе. Но потом засомне ались, а всё ли они правильно сделали?
- Поможем волшебным звукам понять, правильно ли они соединились в слоги – слияния.
6. Введение в игровую ситуацию познавательной задачи как способа
разрешения конфликта
Дети читают слоги – слияния, проверяют, правильно ли к ним подобраны предметные модели звукового слияния. Если дети сомневаются, то воспитатель показывает на таблицу Н. Зайцева.
Были найдены 2 неправильно подобранные модели звуков, исправляются ошибки. Воспитатель хвалит умных звуковичков. Волшебные звуки радуются и благодарят умных звуковичков.
7. Обратное превращение.
8. Оценка хода и результата игры.